Опубликовали новую доктрину развития флота РФ до 2030 года.
Из примечательных моментов:
- Делается достаточно однозначный выбор в пользу развития океанского флота, что увязывается в числе прочего с обострением конкуренции в мировом океане и дестабилизацией международной обстановки до 2030 года. Концепция прибрежного флота и опора на атомные подводные лодки явно недостаточна для текущей военно-политической обстановки.
- Отмечается необходимость закрепления России как мировой морской державы №2 с посылом – отставание от занимающих первое место США сократить, а занимающему 3-е место Китаю не дать себя догнать. Стоит также помнить, что США в этой сфере стремятся сохранить общее превосходство над флотами РФ и Китая вместе взятыми, а Китай в свою очередь пытается догнать и перегнать Россию, попутно повышая свои возможности для конкуренции с США. Причем это уже давно не вопрос проектов, а реальной гонки военно-морских вооружений.
- Указывается необходимость количественного и качественного наращивания возможностей российского флота, ибо если США догнать проблематично, то вот китайцы постепенно нагоняют как по кол-ву, так и по качеству кораблей, хотя существенно отстают в вопросе строительства АПЛ.
- Отсюда и вытекает необходимость масштабной кораблестроительной программы, которая должна поддержать существующее соотношении сил на море, где Россия не претендуя на полный паритет в морских вооружениях с США, стремится закрепить свое текущее место, угрозу которому представляет прежде всего судостроительная программа Китая. В качестве же основной стратегической угрозы №1 обозначены США и их союзники.
- Такой посыл заложенный в принятую программу, открывает возможности связанные не только с модернизацией существующих, но и с строительством крупных кораблей 1-го ранга, включая авианосцы, вертолетоносцы и ракетные крейсера, так как поставленные в программе задачи и проблематика конкуренции с США и Китаем требуют большего, нежели насыщения флотов фрегатами, дизельными подводными лодками и различными катерами. Приоритет отдан строительству атомных подводных лодок и многоцелевых кораблей, что отражает скорее стремление не слишком сильно отрываться от текущих тенденций в пополнении корабельного состава флота. Более амбициозные корабельные проекты, включая авианосец отнесены на перспективу.
- Отдельно стоит выделить пункт указывающий на то, что возможности Черноморского Флота необходимо расширять, что намекает на дальнейшее обновление корабельного состава флота в ближайшие 10-15 лет и расширения возможностей ЧФ для ведения операций на Черном море и в Средиземноморье.
В целом, программа весьма амбициозная и экономически наверняка очень затратная, как собственно это обычно бывает с подобными масштабными планами связанными с масштабным развитием флота, что всегда было дорогим удовольствием. Плюс стоит помнить, что проектирование и постройка крупных надводных боевых кораблей будет связана с различными технологическими проблемами, связанными с нехваткой необходимых специалистов и необходимостью фактически восстанавливать некоторые производства. Разумеется, речь не идет о возвращении ко временам океанского флота адмирала Горшкова, что ныне находится за пределами экономических возможностей РФ.
Но заявленные амбиции требуют существенного увеличения показателей во втором столбце, как минимум для поддержания паритета с Китаем. Введенных в строй в последние пару лет фрегатов, катеров и подводных лодок недостаточно для полной реализации заявленных в программе целей. Вполне очевидно, что на рост амбиций в сфере морских вооружений значительное влияние оказала сирийская кампания, которая наглядно показала, что флот может быть весьма полезен при ведении локальных войн за пределами РФ, а также выявила различные недостатки и нехватку кораблей различных типов при ведении активных боевых действий за пределами прибрежных морей.