Сенат США вслед за Конгрессом, подавляющим большинством голосов поддержал санкционный пакет против России, Ирана и КНДР. Теперь документ должен отправиться на подпись в Белым Дом. Там он скорее всего будет подписан. Причин для этого несколько.
Во-первых, санкции против РФ специально увязаны с санкциями против Ирана и КНДР, чтобы Трампу было труднее отказаться от подписания закона, так как он сам неоднократно высказывался в пользу санкций против Ирана и КНДР. Эту схему изначально проталкивали ястребы вроде Маккейна или Грэма, так что для перенесшего операцию на мозге Маккейну, успешное прохождение закона через Конгресс и Сенат, стало своеобразным подарком – в этом отношении он как лоббист добился своего.
Во-вторых, даже если Трамп не подпишет закон, его вето будет легко преодолено совместными усилиями республиканцев и демократов, о чем заявляют представители обеих партий. Зачем идти на очевидное поражение, если можно договориться, на что администрация Трампа уже не раз намекала, указывая на необходимость межпартийных консультаций, для выработки «взвешенного» подхода к санкциям, который должен учитывать в том числе и интересы Белого Дома.
Отсюда и вытекает следующая причина – Конгресс США сегодня проголосовал за выделение средств на строительство стены на границе с Мексикой, что было одним из главных предвыборных обещаний Трампа. Первоначально, Трампу в этом было отказано, а попытка заставить Мексику оплатить строительство стены, вызвали резкую отповедь мексиканского президента, который заявил «Вам надо, вы и стройте, мы на это ни одного доллара не дадим».
Как представляется, администрация Трампа была поставлена перед необходимостью подписать закон ограничивающий ее полномочия и закрывающий окно возможности для нормализации отношений в РФ (во всяком случае на данном этапе). Дабы хоть что-то получить с этой истории, скорее всего была достигнута межпартийная договоренность, в рамках которой Белый Дом подпишет закон о санкциях и не будет доводить дело до преодоления вето, а взамен Конгресс пойдет на встречу Трампу и даст добро на финансирование проекта стены на границе с Мексикой, что позволит Трампу продемонстрировать выполнение хотя бы одного из своих предвыборных обещаний. Маловероятно, что средства на стену были выделены без получения предварительного согласия Белого Дома подписать закон о санкциях. Возможно, Трампу обещаны и какие-то подвижки в рассмотрении проекта медицинской реформы, которая должна прийти на смену «Обамакеру». Расширение оборонных ассигнований, также является своеобразным презентом Трампу, который обещал Пентагону увеличение финансирования.
Так что все указывает на то, что санкции против РФ, Ирана и КНДР будут введены. Трамп может быть и не хочет на это идти, но это тот случай, когда частное мнение отдельного человека (пускай и президента США), сталкивается с коллективным мнением американского военно-политического истеблишмента, против которого Белый Дом остался в явном меньшинстве. Для России в этом случае неприятно даже не расширение санкций, а законодательное закрытие возможности договориться о снятии части санкций в обозримой перспективе, что закрепляет ситуацию, когда санкционное давление на РФ со стороны США будет сохраняться в течении неопределенного кол-ва лет, скорее всего вплоть до окончания очередного издания холодной войны.
Вариант, когда Трамп пойдет на принцип и откажется подписывать закон о санкциях конечно возможен, но маловероятен. Данное развитие событий не обещает Белому Дому ничего хорошего и лишь подчеркнет слабость действующей администрации.
Для России это означает, что окно возможностей для деэскалации отношений с США будет снова закрываться и стороны в лучшем случае продолжат эскалационный сценарий на текущем уровне, а в худшем – мы увидим дальнейшую деградацию отношений Москвы и Вашингтона, которая обусловлена глобальными противоречиями между ними, где основной причиной является не Сирия или Украина, а субъектная политика РФ, которая не вписывается в поздневашингтонское мироустройство, которое Вашингтон всеми силами пытается удержать. США требуют признания своей гегемонии и подчинения, на что Кремль конечно не пойдет. Кремль же в свою очередь, хочет, чтобы США признали РФ равновеликим партнером или союзником, что для Вашингтона очевидно неприемлемо, так как банально противоречит той картине мира, которая существует в головах американских гегемонистов. Сирия, Украина и другие конфликтные точки, это уже производные от главной причины конфликта.
Россия с высокой долей вероятности вышлет американских дипломатов и арестует какую-нибудь американскую собственность в качестве симметричной реакции. Возможны и точечные санкции против отдельных американских кампаний. Но при этом, Москва постарается не перегибать с ответом, продолжая надеяться, что внутриполитическая конъюнктура в Вашингтоне изменится и к вопросу нормализации отношений можно будет вернуться несколько позже, скажем в связи с межсирийским урегулированием, когда будет довершен военный разгром квази-государственных структур Халифата. Подспудно, Россия будет использовать политическую нестабильность в Вашингтоне, которая мешает США проводить более последовательную политику в важных для России вопросах. Такое развитие событий скорее всего приведет к усилению влияния как в Москве, так и в Вашингтоне, сторонников жесткой внешней политики.
Надежды на какой-то альянс с ЕС против американских санкций, как представляется, носят иллюзорный характер. Европейцев санкции волнуют исключительно с точки зрения упущенной выгоды. Как только Вашингтон и Брюссель смогут согласовать компромиссные подходы к санкциям против российских финансовых и энергетических компаний, ЕС легко забудет про свои возмущения, как это уже было с «Южным Потоком» и санкциями против дочерних компаний «Газпрома».
России в этой связи будет куда как более удобно продолжать развивать отношения с Китаем и странами Ближнего и Среднего Востока, пытаясь играть на переформатировании региона, что позволяет как избегать реальной внешнеполитической изоляции, так и осуществлять активные военно-политические действия связанные с подрывом американского влияния в регионе. В итоге, при дальнейшей эскалации отношений между Москвой и Вашингтоном, роль войн в Сирии и Ираке возрастет, вероятность активизации конфликта на Украине также повысится, а шансы на мирное урегулирование украинского вопроса будут сохраняться где-то в районе нуля.