Заметки по Галиции
Два города символизируют сегодня две разных Украины, обращая в пыль утверждение, что она «соборна» и «єдина»: Львов и Донецк. Для пущей наглядности они самой судьбой разнесены на удалённое расстояние и расположены на оси Запад – Восток.
Как и положено Востоку, где солнце встаёт, Донецк предлагает сейчас инициативу на будущее: упразднить занесенный со стороны проект «Украина», по всем статьям обанкротившийся, и вернуться к исторически выверенной Малороссии, корнями уходящей в греческую ещё традицию. Ибо план превращения Украины в Большую Галицию себя не только окончательно дискредитировал, но и полностью, похоже, исчерпал.
Да, Галиция ещё верещит «москаляку на гиляку!», но что делать дальше, она не знает. Откуда это? Ведь никогда ни Малороссия, ни даже Украина такою не была. Ответ: да всё оттуда же, из Галиции, из схронов. Вопли «москаляку на гиляку» относятся не к тем «москалям», которые живут на территории Российской Федерации, – они адресованы тем, которые «здесь», где «москалякой» могут быть объявлены любые сочувствующие Русскому миру. Корни этого явления там, в истории Галиции.
Исследователь В.К. Осечинский писал, что с началом Первой мировой войны «на территории Галиции… кроме воинских частей, в каждом уезде действовали специальные карательные отряды жандармов, которые шли от села к селу и творили кровавую расправу. О массовом характере этого террора свидетельствует такой факт. Командование австро-венгерской армии выдало солдатам тех частей, которые пребывали в Галиции, специальные шнуры для вешания людей. Эти шнуры находили в сумках австрийских солдат, взятых в плен (Русской армией) на территории Галиции… Эти массовые казни совершались в Галиции по самым ничтожным причинам, без малейшего юридического расследования… Австро-венгерская военщина перед тем, как казнить ни в чём не повинных людей, зверски мучила их (следуют многочисленные примеры изуверств). Озверевшая военщина не миловала и детей… Поощряемые командованием, солдаты… использовали массовый террор против населения для удовлетворения своих низких животных инстинктов… В проведении военно-полицейского террора… принимали активное участие и наёмники… – украинские буржуазные националисты. Так, в селе Молотково, Богородчанского уезда, членами буржуазно-националистической организации «Січ» было сожжено 60 крестьянских хат. В местечке Надворной те же «сичевики» повесили граждан Олексу Гриневича, Степана Полежайко, Илька Бунчака и Николая Микитюка. Чёрные действия украинских буржуазных националистов осуществлялись по благословению митрополита Шептицкого… [руководителя УГКЦ. – П.С.]».
Многим ли это отличается от действий «добробатов» да и подразделений ВСУ в Донбассе сегодня?
* * *
В проекте «Малороссия» Александр Захарченко отводит Киеву роль не столицы, а «исторического и культурного центра». Сей «стольный град», не только сдавшийся галичанским захватчикам, но и содействовавший захвату, действительно, утратил своё былое величие.
Это раньше было время, когда «в мой Киев славный, златоглавый» въезжали, благоговея, боясь нечаянным мусором испортить его тысячелетнюю красоту. Цунами 2014 года нанесло на его улицы и площади столько «воров с медными мордами», «самых гнусных тварей, человечьих очисток – самой низшей категории» (это из Булгакова, киевлянина по рождению), что чистить его доведётся от них очень долго. И это ведь тоже оттуда, из галицийской тьмы. Достаточно вспомнить приказ военного (австро-венгерского) командования в Перемышлянах, изданный в августе 1915 года, обязывавший каждого гражданина в районе военных действий «приветствовать каждого офицера поклоном, чтобы тем засвидетельствовать свою лояльность. Кто не хочет быть лояльным, будет считаться врагом государства, и к нему будут применены соответствующие меры». Замените в этом приказе «офицера» на «участника АТО», а «район военных действий» распространите на всю Украину и вы получите вполне современную редакцию одиозного приказа, в отношение которого хотят, чтобы он действовал. Однако не получается. Оккупанты ведь останутся оккупантами, и противодействие им в самых разных формах будет всегда.
…А Киев, действительно, сильно изменился после 2014 года. Коль применить к нему эпитеты человечьи, то он резко постарел, осунулся; будто настоящий старик, перестал ухаживать за собой. Растерял настоящих детей, а новым, навязанным, он даром не нужен…
* * *
Вообще-то проект «Украина» потерпел поражение не сегодня, как заявил Александр Захарченко, даже не вчера, а очень давно, ещё в конце XIX века. Возникнув несколькими десятилетиями ранее как продукт мыслительной деятельности партии «народовцев», идея самостоятельного украинского государства оказалась, чего греха таить, с виду привлекательной. В Галицию потянулись многие малороссийские державники. Тем более любопытны выводы, сделанные ими ещё тогда.
Первое и самое главное, что они увидели, – это дикая, притом совершенно беспричинная злоба по отношению к «москалям» во всех без исключения проявлениях: от русской литературы (Пушкин, Гоголь – всё отрицалось) до языка церковных служб, который «постоянно напоминал о едином русском корне, о прямой преемственности русского литературного языка с языком Киевской Руси. Вот почему вожаки украинства так ненавидели и ненавидят „церковнославянщину“», писал историк Н.И. Ульянов.
Социалист М.П. Драгоманов, пытавшийся внести свою лепту в общее, как он полагал, дело, внушал галицийским украинофилам: «Отделение украинского населения от других областей России в особое государство (политический сепаратизм), – есть вещь не только трудная, если не невозможная, но при известных случаях вовсе ненужная для каких бы то ни было интересов украинского народа». Указывал на тысячу нитей, духовно и материально связывающих Украину с Россией, «порывать которые без особой нужды было бы безумием и величайшим ущербом для народа». Более того: Михаил Петрович Драгоманов как учёный-экономист видел будущее страны в федеральном устройстве, где не только каждая область, но и уезд (район), и даже волость (сельсовет, ныне на Украине старостат) «должны представлять собой самоуправляющиеся общины».
Пытавшийся образовать галичан Михаил Драгоманов фактически был изгнан ими и был вынужден уехать в Женеву. Другой яркий представитель малороссийской интеллигенции Пантелеймон Кулиш, миссия которого в Галиции потерпела столь же выразительное фиаско, тоже покинул «украинский Пьемонт», оставив убийственную характеристику его деятелям: «С вами, кажется, и сам Бог ничего не сделает, такие уж вам забиты гвозди в голову».
В достаточно тяжёлой форме переболевший украинофильством, но излечившийся по мере получения образования Николай Костомаров пытался лечить галичан от этой болезни на расстоянии, публикуя свои статьи не только в русских, но и в польских журналах. Ведь происхождение «украинства» – именно польское. В числе «отцов-основателей» его непременно вспоминается имя польского этнографа Франциска Духинского, заявлявшего, что Русь – «простая отрасль, разновидность народа польского; у них одна душа, одна плоть, а язык русский – только диалект, провинциальное наречие польского языка». Что имя москаля тождественно с варваром, что русские присвоили имя «Русь», чтобы «спрятать своё хамское дикое имя подальше».
«Большая часть польских образованных кругов приняла теорию Духинского с восторгом», – пишет историк. Но к воплощавшим её панукраинцам она относилась с мало скрываемым презрением. «Кичливая заносчивость при жалком положении, позёрство, самовосхваление, путчизм, страсть к заговорам и баррикадам, непрестанный барабанный бой в речах и печатных выступлениях снискали им, даже у самих поляков, прозвание „трумтадратов“», – пишет исследователь.
Насаждаемая мода на украинство, как и всякая мода, выражается обычно во внешности. Историк приводит свидетельства очевидцев, рассказывавших, как «по львовским улицам начали вдруг разгуливать молодые люди, одетые то ли кучерами, то ли гайдуками, вызывая любопытство галичан, никогда не знавших казачества. Позднее, в сельских местностях, стали возникать „Сечи“. Так именовались добровольные пожарные дружины. Каждая такая Сечь имела своего „кошевого атамана“, „эсаула“, „писаря“, „скарбника“, „хорунжаго“ и т.д. Тушение пожаров было делом второстепенным; главное занятие состояло в церемониях, в маршировках, когда во главе отряда таких молодцов в синих шароварах шёл „атаман“ с булавой, трубил „сурмач“, а „хорунжий“ нёс знамя. Этим достигалось воспитание в соборно-украинском духе».
Похоже на то, что происходит сейчас?
А потом наступила Первая мировая война. Австрийцы и немцы поставили трумтадратов в военный строй. Рациональное зерно во всём этом сумасшествии всё же было: ведь сделавшись украинцем, галицкий русин (коренная нация) уже не будет русским. Значит, на русского его можно будет натравить.
Влиятельная немецкая газета «Дас нойе дойчланд» писала в то время: раздел России на составные части будет лучшим способом к её разгрому. Другая газета, «Интернационале монатшрифт», с циничной откровенностью указывала, что «украинский вопрос является одним из мероприятий, которые можно использовать для ослабления русского противника». К делу были привлечены не мечтатели вроде Драгоманова и Кулиша, а профессионалы своего дела, как, к примеру, известный в то время публицист Карл Келлер. Это он придумал сентенцию о том, что восточными славянами являются только русские, а украинцы принадлежат к западным славянам. Вывод Келлера: «Все западные славяне принадлежат западному миру и должны находиться под господством Германии». Переводя на современный язык: «Украина – це Європа».
В декабре 1915 года правительство Германии создало даже специальную организацию для пропаганды захвата Украины и превращения её в немецкую колонию – «Фрайе Украине». По поводу её появления газета «Мюнхенер цайтунг» в своей передовой статье заявляла: «Германия не должна трактовать украинский вопрос как узко национальный, а исходить из того, что Германии представляется решить важный жизненный вопрос для себя».
А разве на Майдане-2014 и в последующих событиях Германия решала «украинский вопрос» для кого-то, а не для себя? Проверьте через историю: следствием всех тех мероприятий – от создания «Фрайе Украине» до поддержки правительства Скоропадского, от операций идеологических до сугубо военных – стало почти тотальное ограбление Украины в 1916-1918 годах под маркой защиты населения сначала «от русского царизма», а затем «от русских большевиков». Где в первых рядах шли австрийские янычары под именем украинских сечевых стрельцов (места формирования: Раштатт, Зальцведель, Вецляр, Фрайштадт, Йозефштадт).
«Січові стрільці – герої України» – вещает, дуря сегодня голову жителям Украины, сайт «УкрЛіб» («Библиотека украинской литературы»). Раскрывается тема на основе стишка Богдана Лепкого «Набік життя, журбо дрібна!». Того самого Богдана Лепкого, который работал в просветительском отделе концлагеря Раштатт близ Бадена и вербовал из русских военнопленных «украинцев». Липкое дело Лепкого продолжается: как раньше, по слову историка, «детям самого нежного возраста внушали расово-ненавистнические взгляды на москалей», отчего «целые поколения оказались воспитанными в принципах духинщины и трумтадратства», так и теперь. Только это дело исторически обречённых. «Дураков більше нема», – говорит старинная малороссийская пословица. Время идёт, и обманутых Майданом становится всё меньше.
Петр Синенко, ФСК