Американские политологи представили новую стратегию послевоенного устройства Сирии, главная роль в которой отведена экономике.
Журнал National Interest (NI) опубликовал новую сирийскую стратегию. Авторы стратеги – сотрудники Брукингского института: отставной генерал Джон Аллен и Майкл О’Ханлон. Они подсчитали, что на восстановление Сирии понадобится не менее 100 млрд долларов. Причем, речь идет не о полном восстановлении разрушенной страны, а лишь о расходах на год. Поскольку таких денег ни у союзников Дамаска, России и Ирана, не говоря, конечно, о самом Башаре Асаде, нет, то им для получения средств придется идти на уступки.
Экономика Сирии после шести лет гражданской войны находится в полных руинах. Экономисты Всемирного банка (ВБ) подсчитали, что конфликт обошелся сирийской экономике и инфраструктуре в 226 млрд долларов. Погибло св. 320 тыс. человек, более половины населения были вынуждены покинуть свои дома. В результате боевых действий повреждено или уничтожено 27% жилого фонда страны и ок. половины заведений медицины и образования. В 2010-15 годах экономика ежегодно теряла в среднем 538 тыс. рабочих мест. Более трех четвертей работоспособного населения Сирии или, примерно, 9 млн человек не имеют работы.
Аналитики ВБ считают, что если вооруженный конфликт будет в этом году прекращен, то за 4 года Сирия может восстановить 41% своего довоенного ВВП. Однако по мере продолжения гражданской войны эта цифра будет стремительно уменьшаться.
Сейчас в США, по крайней мере, в правительстве преобладает точка зрения, что практичнее заменить не центральное правительство в Дамаске, которое благодаря успехам на полях сражений сейчас укрепило свои позиции, а передавать, пусть и временно, власть на места. Но конечно, одной децентрализации для восстановления Сирии недостаточно. Главная проблема ситуации в стране заключается в ее сложности и запутанности, не позволяющей выработать одновекторную стратегию по прекращению гражданской войны.
Авторы новой стратегии ищут ответ в экономике и предлагают использовать коллективный западно-арабский экономический рычаг. Основная задача экономической стратегии – убедить Башара Асада передать власть преемнику, в выборах которого он тоже может принимать участие. Главное требование – у преемника должны быть более-менее «чистые» руки и репутация.
Конечно, использование экономического рычага будет зависеть, в первую очередь, от обстановки на фронтах. Поэтому NI призывает Белый дом и его арабских союзников скинуться и поддержать военную составляющую новой стратегии.
Сейчас единственным районом, созревшим для получения экономической помощи, Аллен и О’Ханлон считают курдский север Сирии. Еще один потенциальный кандидат – восточные районы, где поражение запрещенного в России Исламского государства создало вакуум власти. Но с этим районом есть одно большое «но». Вакуум власти там активно пытаются заполнить Дамаск и Тегеран. Стратегия же предполагает оказывать экономическую помощь в восстановлении экономики и инфраструктуры лишь тем районам, которые находятся под контролем прозападных сил. Разница в уровне жизни, которой удастся быстро достигнуть при помощи западных и арабских миллиардов, считают авторы стратегии, поможет сирийцам увидеть необходимость смены власти и, возможно, подтолкнет Асада к передаче власти, потому что найти средства для восстановления страны в Москве и Тегеране будет проблематично.
Это, конечно, не означает, что Дамаск не будет получать гуманитарную помощь для районов, в которых прекратятся боевые действия. Это станет лишним поводом для правительства Асада как можно быстрее прекратить гражданскую войну.
Стратегия, которую, возможно, со временем примет официальный Вашингтон, требует от всех участников сирийского конфликта уступок и компромиссов. США, например, и их союзникам, а также Москве придется смириться с частичным участием Башара Асада в выборе преемника. При этом смена власти не будет связана с начатыми Обамой переговорами в Женеве, к которым нынешний хозяин Белого дома относится довольно прохладно. В новое правительство Сирии, по мнению NI, должны входить сунниты и курды. Оно должно защищать христиан и нацменьшинства.
Авторы стратегии уделяют большое внимание недопустимости усиления роли Ирана на востоке послевоенной Сирии. Главную роль в сдерживании агрессивных намерений Тегерана они отводят Турции.
Поддержки России, без участия которой сейчас ни о каком устройстве Сирии после войны говорить не приходится, авторы стратегии надеются добиться благодаря решению главного, пожалуй, спорного вопроса в подходах Запада и России в решении сирийского конфликта, а именно – решения судьбы Башара Асада. Новая стратегия отодвигает вопрос смены власти в Сирии на второй план. Причем, сменить Асада предполагается не военным, а финансово-экономическим путем.