Москва продаёт Турции независимость. Геворг Мирзаян

Продажа Россией Турции систем С-400 вызывает массу вопросов. И главный из них – зачем это надо?

Эрдоган говорит, что Турция получит от РФ “технологию производства” С-400, но это явное для специалистов и большое преувеличение

Акт независимости

О том, что сделка практически заключена, заявил сам турецкий президент Реджеп Эрдоган. По его словам, Москва продает Анкаре сами системы, а также технологии для их производства на турецкой территории. Российская сторона эту новость комментируют довольно скупо. Насчет технологий вообще большой вопрос, так как ЗРК С400, комплекс сложный и высокотехнологичный. Иные технологии не могут быть переданы в принципе, иные — объективно не могут быть воспроизведены даже в стране с очень развитой промышленностью. Но какими-то, не самыми сложными элементами технологий можно, наверное, и поделиться.

Интерес Турции с военной точки зрения понятен – Анкара покупает современную, пожалуй, даже лучшую в мире систему противовоздушной и противоракетной обороны. Эрдоган говорил о том, что Анкара нуждалась в подобных системах «годами», но не могла приобрести их у США.

«Каждая страна должна принимать определенные меры для обеспечения своей безопасности. С какой стороны эти меры можно обеспечить – туда и делаются шаги», – заявил турецкий президент. Да, конечно, в Вашингтоне недовольны, говорят о необходимости покупать «правильное оружие». По некоторым данным, еще в 2016 году страны-члены НАТО взяли на себя негласные обязательства постепенно избавляться от оружия российского и советского образца, якобы потому, что его сложно интегрировать в натовскую систему обороны, однако опыт показывает, что переданная Греции система С-300 в эту оборону вполне вписалась.

Политический интерес тоже очевиден – турецкое руководство хочет послать сигнал западным партнерам о том, что оно крайне не удовлетворено нынешним уровнем этого партнерства.

Так, с европейскими союзниками отношения балансируют на грани открытой враждебности. Евросоюз не устраивают ни масштабные нарушения прав человека и оппозиции в Турции, ни стремление Эрдогана превратить страну из республики в де-факто султанат, ни, что самое главное, непредсказуемый и неконтролируемый характер новой «султанской» Турции. У ЕС еще есть время предотвратить данное превращение, поэтому Брюссель и Берлин не будут стесняться вмешиваться во внутренние дела Анкары.

С Соединенными Штатами отношения тоже далеки от союзнических. Виной всему курдский вопрос. Вот уже несколько месяцев США сдерживают Эрдогана от нападения на афринских курдов и будут его сдерживать дальше. Как минимум — до взятия Ракки, дабы курды не отвлекались от взятия столицы ИГ на сдерживание турецкого вторжения. А как максимум — до того момента, пока не рухнет американский союз с курдами.

В Анкаре, рассматривающей любое усиление сирийских курдов, а тем более создание ими своего государства или даже широкой автономии, как прямую угрозу национальной безопасности Турции, очень расстроены такими действиями своих американских союзников. А вкупе с небеспочвенными обвинениями в адрес Вашингтона в сопричастности к неудавшейся попытке военного переворота летом 2016 года, турки начинают рассматривать американцев уже в новом, непривычном статусе. По данным Института Ближнего Востока, до 66% турок считают США — союзника по НАТО, главной угрозой их стране (для сравнения, в 2016 году таковых было «лишь» 44%).

Игра в баланс

Однако в чем интерес Москвы? Некоторые эксперты говорят о начале некой переориентации Турции на Россию – но ее нет и быть не может. Несмотря на фантазии некоторых российских активистов, Турция не станет участником евразийских интеграционных проектов (у нее свой евразийских проект, называется «неоосманизм», и вряд ли Москва захочет в него входить). К тому же Анкара не решится на выход из НАТО – несмотря на номинальную мощь турецкой армии, только Альянс может обеспечить безопасность этой страны в нынешнем, геополитически турбулентном Ближнем Востоке. Она лишь хочет послать сигнал Вашингтону о намерении уйти в свободное плавание, тем самым припугнуть американцев (нуждающихся в тесных отношениях с Турцией ради, хотя, бы сдерживания Ирана) и заставить Трампа с большим уважением относиться к турецким пожеланиям и национальным интересам.

И какой смысл тогда платить за эту фантазию таким шагом, как продажа стратегической системы С-400, подрывающим, по мнению некоторых экспертов, обороноспособность самой России? «Российские системы вооружений есть и в других странах-членах НАТО, и это скорее проблема для самих русских. Российские системы используются в военных испытаниях и учениях НАТО, и это явно не та судьба, которую хочет Россия для своей новейшей сияющей игрушки», — говорит Наз Дуракоглу, бывший советник помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам.

Если отвлечься от фантазий большой геополитики и немножко спуститься на землю грешную, то смысл вполне можно увидеть. Во-первых, это деньги. И речь не только о 2,5 миллиардах долларов, которые получит российский производитель, а еще и о доходах, связанных с последующим обслуживанием этой системы.

Во-вторых, это рынок. Москва уже предлагает С-400 (естественно, в экспортной комплектации) некоторым странам, и сделка с Турцией послужит дополнительной рекламой этой российской продукции, не имеющей аналога в мире. Да, трансфер технологий несколько напрягает, однако тут еще нужно посмотреть, какие именно технологии для производства будут переданы.

Наконец, в-третьих, продажей оружия Турции Москва усугубляет раскол между Альянсом и Анкарой, усиливая изоляцию Турции на Западе и тем самым делая еще более важным для Эрдогана сохранение отношений с Россией. Дабы турецкий президент был более сговорчивым в сирийских делах.

Наконец, в-четвертых, продажа С-400 повышает степень независимости турецкой внешней и оборонной политики (понятно, что оружие нужно для защиты от Ирана), а также роль Анкары в регионе. Да, игра опасная, ведь эрдогановская Турция слишком непредсказуемая и авантюристичная, однако она все-таки нужна для создания в регионе Ближнего Востока некоего баланса сил региональных сверхдержав (Турция, Иран, Саудовская Аравия, Израиль). Ведь именно этот баланс является главной гарантией того, что Россию не будут выбрасывать с Ближнего Востока после окончания сирийской войны – каждая из сторон баланса захочет заручиться поддержкой Москвы и перетянуть ее на свою сторону.

И конечно, затевать помидорные скандалы с Россией на фоне таких поставок Турции будет чуть менее удобно. Хотя конечно, ради этого мы бы на сделку не пошли.

Геворг Мирзаян,
доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ

«Expert Online»