Продажа Россией Турции систем С-400 вызывает массу вопросов. И главный из них – зачем это надо?
Акт независимости
О том, что сделка практически заключена, заявил сам турецкий президент Реджеп Эрдоган. По его словам, Москва продает Анкаре сами системы, а также технологии для их производства на турецкой территории. Российская сторона эту новость комментируют довольно скупо. Насчет технологий вообще большой вопрос, так как ЗРК С400, комплекс сложный и высокотехнологичный. Иные технологии не могут быть переданы в принципе, иные — объективно не могут быть воспроизведены даже в стране с очень развитой промышленностью. Но какими-то, не самыми сложными элементами технологий можно, наверное, и поделиться.
Интерес Турции с военной точки зрения понятен – Анкара покупает современную, пожалуй, даже лучшую в мире систему противовоздушной и противоракетной обороны. Эрдоган говорил о том, что Анкара нуждалась в подобных системах «годами», но не могла приобрести их у США.
«Каждая страна должна принимать определенные меры для обеспечения своей безопасности. С какой стороны эти меры можно обеспечить – туда и делаются шаги», – заявил турецкий президент. Да, конечно, в Вашингтоне недовольны, говорят о необходимости покупать «правильное оружие». По некоторым данным, еще в 2016 году страны-члены НАТО взяли на себя негласные обязательства постепенно избавляться от оружия российского и советского образца, якобы потому, что его сложно интегрировать в натовскую систему обороны, однако опыт показывает, что переданная Греции система С-300 в эту оборону вполне вписалась.
Политический интерес тоже очевиден – турецкое руководство хочет послать сигнал западным партнерам о том, что оно крайне не удовлетворено нынешним уровнем этого партнерства.
Так, с европейскими союзниками отношения балансируют на грани открытой враждебности. Евросоюз не устраивают ни масштабные нарушения прав человека и оппозиции в Турции, ни стремление Эрдогана превратить страну из республики в де-факто султанат, ни, что самое главное, непредсказуемый и неконтролируемый характер новой «султанской» Турции. У ЕС еще есть время предотвратить данное превращение, поэтому Брюссель и Берлин не будут стесняться вмешиваться во внутренние дела Анкары.
С Соединенными Штатами отношения тоже далеки от союзнических. Виной всему курдский вопрос. Вот уже несколько месяцев США сдерживают Эрдогана от нападения на афринских курдов и будут его сдерживать дальше. Как минимум — до взятия Ракки, дабы курды не отвлекались от взятия столицы ИГ на сдерживание турецкого вторжения. А как максимум — до того момента, пока не рухнет американский союз с курдами.
В Анкаре, рассматривающей любое усиление сирийских курдов, а тем более создание ими своего государства или даже широкой автономии, как прямую угрозу национальной безопасности Турции, очень расстроены такими действиями своих американских союзников. А вкупе с небеспочвенными обвинениями в адрес Вашингтона в сопричастности к неудавшейся попытке военного переворота летом 2016 года, турки начинают рассматривать американцев уже в новом, непривычном статусе. По данным Института Ближнего Востока, до 66% турок считают США — союзника по НАТО, главной угрозой их стране (для сравнения, в 2016 году таковых было «лишь» 44%).
Игра в баланс
Однако в чем интерес Москвы? Некоторые эксперты говорят о начале некой переориентации Турции на Россию – но ее нет и быть не может. Несмотря на фантазии некоторых российских активистов, Турция не станет участником евразийских интеграционных проектов (у нее свой евразийских проект, называется «неоосманизм», и вряд ли Москва захочет в него входить). К тому же Анкара не решится на выход из НАТО – несмотря на номинальную мощь турецкой армии, только Альянс может обеспечить безопасность этой страны в нынешнем, геополитически турбулентном Ближнем Востоке. Она лишь хочет послать сигнал Вашингтону о намерении уйти в свободное плавание, тем самым припугнуть американцев (нуждающихся в тесных отношениях с Турцией ради, хотя, бы сдерживания Ирана) и заставить Трампа с большим уважением относиться к турецким пожеланиям и национальным интересам.
И какой смысл тогда платить за эту фантазию таким шагом, как продажа стратегической системы С-400, подрывающим, по мнению некоторых экспертов, обороноспособность самой России? «Российские системы вооружений есть и в других странах-членах НАТО, и это скорее проблема для самих русских. Российские системы используются в военных испытаниях и учениях НАТО, и это явно не та судьба, которую хочет Россия для своей новейшей сияющей игрушки», — говорит Наз Дуракоглу, бывший советник помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам.
Если отвлечься от фантазий большой геополитики и немножко спуститься на землю грешную, то смысл вполне можно увидеть. Во-первых, это деньги. И речь не только о 2,5 миллиардах долларов, которые получит российский производитель, а еще и о доходах, связанных с последующим обслуживанием этой системы.
Во-вторых, это рынок. Москва уже предлагает С-400 (естественно, в экспортной комплектации) некоторым странам, и сделка с Турцией послужит дополнительной рекламой этой российской продукции, не имеющей аналога в мире. Да, трансфер технологий несколько напрягает, однако тут еще нужно посмотреть, какие именно технологии для производства будут переданы.
Наконец, в-третьих, продажей оружия Турции Москва усугубляет раскол между Альянсом и Анкарой, усиливая изоляцию Турции на Западе и тем самым делая еще более важным для Эрдогана сохранение отношений с Россией. Дабы турецкий президент был более сговорчивым в сирийских делах.
Наконец, в-четвертых, продажа С-400 повышает степень независимости турецкой внешней и оборонной политики (понятно, что оружие нужно для защиты от Ирана), а также роль Анкары в регионе. Да, игра опасная, ведь эрдогановская Турция слишком непредсказуемая и авантюристичная, однако она все-таки нужна для создания в регионе Ближнего Востока некоего баланса сил региональных сверхдержав (Турция, Иран, Саудовская Аравия, Израиль). Ведь именно этот баланс является главной гарантией того, что Россию не будут выбрасывать с Ближнего Востока после окончания сирийской войны – каждая из сторон баланса захочет заручиться поддержкой Москвы и перетянуть ее на свою сторону.
И конечно, затевать помидорные скандалы с Россией на фоне таких поставок Турции будет чуть менее удобно. Хотя конечно, ради этого мы бы на сделку не пошли.
Геворг Мирзаян,
доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ