Президент Макрон и его планы реформ ЕС: кредита доверия практически нет. Дмитрий Семушин

29 августа президент Франции Эммануэль Макрон на традиционной встрече с послами в Елисейском дворце объявил, что его аппарат готовит предложения по реформе Европейского союза. Макрон выполняет свое предвыборное обещание. Предложения Макрона будут опубликованы после выборов в германский бундестаг, которые пройдут 24 сентября. Пока все основные прогнозы свидетельствуют, что канцлер Германии Ангела Меркель, возглавляющая блок ХДС/ХСС, победит на них. Следовательно, реформировать Европейский союз предстоит франко-германскому тандему, возглавляемому Меркель и Макроном.

Еще после президентских выборов во Франции было объявлено, что канцлер Меркель и президент Макрон надеются активизировать франко-германское партнерство. «Когда Франция и Германия говорят одним голосом, Европа продвигается вперед», — заявил тогда Макрон.

В общих чертах программа реформ Макрона была известна уже по июньским его выступлениям, которые прозвучали сразу же после его избрания. Реформа Евросоюза числится среди его предвыборных обещаний. Сейчас Макрон собирается представить серию «конкретных» предложений по таким вопросам, как укрепление еврозоны, социальная политика, оборона, миграция, молодежная политика и культура.

Главный урок Brexit, по Макрону, в том, что он показал: ЕС должен быть «более инновационным» и «двигаться вперед, чтобы не разрушиться». ЕС должен защищать граждан и быть более близким к ним. Известно, что в основе своей будущая программа реформ Макрона опирается на принцип «разноскоростной Европы», т. е. предполагает реформирование в направление дальнейшей интеграции ядра Еврозоны. На встрече в Елисейском дворце Макрон подтвердил следование этому принципу в стратегии реформирования Евросоюза. «Мы должны придумать Европу с несколькими форматами, чтобы идти дальше с теми, кто хочет идти вперед, не препятствуя государствам, которые хотят, и это их право, идти не так быстро или не так далеко», — сказал он.

Позднее на совместной пресс-конференции после встречи с премьер-министрами Люксембурга и Бельгии Ксавьером Беттелем и Шарлем Мишелем Макрон отметил, что еврозона и Шенген по факту уже означают наличие «многоскоростной» Европы. Он сказал, что «те, кто считает, что многоскоростная Европа предает Европу, не смотрят, как Европа работает сегодня». По его словам, лидеры ЕС должны «определять цели, выражать готовность и формировать сходящиеся критерии». «Исходя из этого, мы создадим специальные форматы, расширенное сотрудничество, которые позволят нам идти в том или ином направлении», — сказал Макрон, добавив, что «европейский авангард де-факто формирует себя».

Макрон, Беттелль и Мишель — три лидера, говорящие по-французски и придерживающиеся либеральных взглядов, намерены создать «коалицию желающих» для реформирования ЕС. Таким образом, Макрон, заранее, еще до публикации программы реформ, приступил к формированию в еврозоне ядра лидеров, стремящихся их осуществить.

Между тем, высказывание Макрона в пользу «многоскоростной Европы» провоцирует возобновление дебатов на этот счет в Евросоюзе после известных споров накануне юбилейного саммита в Риме в марте этого года. Страны «Вышеградской четверки» — Чехия, Венгрия, Польша и Словакия выразили озабоченность по поводу того, что они останутся вне магистрального процесса. Из-за этих разногласий в итоговой декларации Римского саммита было записано: «Мы будем действовать вместе, в разных темпах и интенсивности, когда это необходимо, и двигаться в одном направлении».

Польский премьер Беата Шидло в день, когда Макрон объявлял о плане реформ Евросоюза, не отказала себе в удовольствии «надрать ему уши». Во время презентации ответа Польши на претензии Еврокомиссии Шидло позволила себе поиздеваться над Макроном, который как-то прокомментировал спор о ценностях ЕС с Польшей. Макрон заявил, что Польша «изолирует себя» в ЕС и что партия Качиньского «Право и справедливость» «находится в конфликте с ценностями ЕС». Сейчас Шидло ответила в том смысле, что «высокомерные комментарии Макрона стали признаком отсутствия у него политического опыта». Далее польский премьер заметила, что участие Франции в квотах по распределению мигрантов привело к террористическим атакам. «Я советую президенту Франции позаботиться о делах своей страны. Возможно, тогда он сможет достичь тех же экономических результатов и того же уровня безопасности граждан, который гарантирован в Польше», — сказала она.

В тот же день в Брюсселе (так уж совпало) председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что к предложенным в марте этого года пяти сценарием развития Евросоюза может быть добавлен и «шестой сценарий» — тот, «что мы предложим». Он сказал, что 13 сентября намеревается рассказать о плане реформы Евросоюза в своем выступлении в Европейском парламенте в Страсбурге. В пику ему Макрон на своей пресс-конференции в Люксембурге заявил, что дискуссия о будущем ЕС не должна «начинаться в институтах», т. е. наднациональных учреждениях ЕС. По словам Макрона, необходим «более кооперативный метод», т. е. поиск решения на межгосударственном уровне, и с привлечением общественного мнения.

Все вышесказанное касается предложений относительно общих принципов реформирования ЕС. Здесь все более или менее ясно. Сложности возникают, когда приходится рассматривать конкретные реформы. Если внешний фон для реформ выглядит благоприятно, то конкретные темы не внушают оптимизма. Так, например, Макрон сейчас утверждает: «Ситуация в области безопасности требует от нас сильного и оперативного оборонного союза». Внешне и руководство Франции, и руководство Германии выступают за общую европейскую оборонную политику, но при этом, как оказалось, Париж не готов подпустить немцев к своему ядерному оружию. После намечающегося выхода Великобритании из ЕС, Франция остается единственной ядерной державой в его составе. А если эта фундаментальная проблема не решается, то тогда общая оборонная политика выглядит усеченной. Более или менее перспективы здесь просматриваются лишь в координированной военно-технической политике, которая позволит избавиться от дублирования в проектировании и производстве вооружений. Развитие совместных европейских батальонных групп — это, скорее, пропагандистская рутина.

Что касается реформы еврозоны, то Германия и Франция по-прежнему по-разному смотрят на реформы валютного союза. Германия не хочет распространять свои финансовые гарантии на всякого рода долги всех остальных его участников. Это, например, подтвердила встреча рабочей группы экспертов министерств финансов двух стран, которая состоялась в июле этого года в Париже.

В то время, как Германия продолжает настаивать на принятии строгой жесткой экономии и повышении конкурентоспособности для стран ЕС, имеющих высокий суверенный долг, Франция требует, чтобы акцент на жесткую фискальную политику был прекращен. До последнего времени Франция ежегодно нарушала правила Пакта о стабильности и росте. Требование Берлина о том, чтобы Европейский центральный банк действовал вне рамок политических соображений, остается в силе. Макрон предложил создать пост министра финансов еврозоны и формировать бюджет для валютного союза. С этим не согласны немцы. Но правда, что обе стороны готовы унифицировать ставки корпоративного налога в еврозоне и шире — во всем Евросоюзе. Для этого немцы и французы должны достичь соглашения по большому количеству контрольных показателей. Достижение здесь консенсуса, вероятно, потребует месяцев кропотливой работы.

Обе стороны также хотели бы привлечь Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) для обслуживания проектов для среднего и малого бизнеса. Ожидается, что эта программа в общей сложности сможет обеспечить объем кредитов до € 2,5 млрд для 30 тыс. фирм во Франции и Германии.

Что касается внешней политики вообще вне рамок Евросоюза, то на встрече с послами в Елисейском дворце 29 августа президент Франции обозначил ее основные приоритеты. Разумеется, главным приоритетом для Франции остается борьба с «исламским терроризмом», в особенности в Сирии и Ираке. Другой приоритет — это следование Франции во главе общепризнанных международных тем. Так, Франция собирается провести у себя в декабре этого года международный саммит для оценки состояния дел достигнутого два года в Париже международного соглашения по климату. В сентябре Макрон впервые в качестве президента собирается выступить на Генеральной Ассамблее ООН, где планирует поддержать создание «всемирного пакта по защите окружающей среды».

На Генеральной Ассамблее ООН, сообщил Макрон, он предложит создать новую «контактную группу» с участием Франции из постоянных членов Совета безопасности ООН для ведения переговоров с Дамаском. Т. е. в случае с Сирией Макрон намерен повторить переговорную схему, которая была использована для достижения соглашения с Ираном по его ядерной программе.

Кстати, говоря об Иране и ситуации на Ближнем Востоке, Макрон подтвердил, что он не видит альтернативы Совместному всеобъемлющему плану действий 2015 года по ядерной программе Ирана. Европейцы по-прежнему выступают против попыток президента Трампа выйти из этого соглашения и тем самым подорвать его, хотя американский президент в последние месяцы не проявляет активности на этом направлении.

В отношении Северной Кореи с ее ядерной программой и программой создания баллистических ракет Макрон настаивает «на бескомпромиссных мерах давления на КНДР» без прояснения какой-либо конкретики, хотя уже не понятно, куда дальше можно идти от уже принятых мер.

Что касается украинской темы и участия Франции в «нормандском формате», то Макрон на встрече с послами ничего не сказал об этом. Пробел был восполнен на следующий день в интервью французскому еженедельнику Le Point. С одной стороны, Макрон говорил о важности диалога с Россией с оговоркой — «несмотря на разные позиции по некоторым вопросам.» С другой — он заявил, что имеет большие разногласия с президентом России Владимиром Путиным относительно Украины и «не позволит, чтобы ему все сошло с рук».

В последнюю неделю августа стало известно, что рейтинг нового президента Франции составил уровень 36% доверия. Этот показатель у Макрона даже ниже, чем у «самого плохого президента Франции всех времен» Франсуа Олланда после «ста дней» последнего. Быстрое падение популярности Макрона связывают с быстрым его возвышением. Подобное явление предсказывалось заранее. Прежде всего доверие к Макрону стоит на нуле у крайне правых и крайне левых французских избирателей. Убывающая поддержка Макрона стремится в одну точку центра.

На старте обществу не понравился предложенный Макроном внешний «цезаристский стиль» его президентства с приемами в Версале и одинокими шествиями по длинным коридорам дворца под камеру. В конкретном эпизоде увольнения начальника генерального штаба генерала Пьера де Вилье из-за спора вокруг сокращений бюджетного финансирования армии общественное мнение встало на сторону генерала и осудило Макрона. Следующим неприятным эпизодом для нового президента стали споры вокруг создания «института первой леди» во Франции для пожилой мадам Макрон. Опросы и онлайн-петиция показали, что это крайне непопулярное решение, которое Макрон несмотря на это осуществил. Макрон мало говорит на публике, и это также не нравится. Оппозиция успела осудить «некомпетентность» и «дилетантство» политических новичков в парламенте от президентской новоиспеченной партии «La République en Marche» (LRM). При формировании бюджета Макрон выбрал сокращение расходов, а не увеличение налогов. Предложенная им мера замораживания зарплат государственным служащим не нравится их подавляющему большинству.

Становится ясно, что общественное мнение не отпустило много кредита доверия молодому президенту. Впереди у Макрона «горячий месяц» — это когда президент обнародует свои планы реформ на рынке труда Франции. Первые забастовки авансом уже запланированы отдельными профсоюзами на 12 сентября. В этих условиях активная внешняя политика станет компенсацией для Макрона от провалов во внутренней.

Дмитрий Семушин, EADaily