Довольно обширный список тревожных военно-политических событий, касающихся ближайшего будущего Новороссии и Приднестровской Молдавской Республики составлен за последние две недели.
В конце августа, после заявления главы Минобороны США Джеймса Мэттиса, сделанного в Киеве, окончательно подтвердились все ранние предположения о подготовке Пентагоном крупного пакета военной помощи для украинских войсковых формирований, сумма которого на текущий момент уже достигла 175 млн. долларов, а позднее и вовсе может приблизиться к более чем половине миллиарда долларов. Данное событие, на фоне анонсированного «Кровавым пастором» А. Турчиновым законопроекта о так называемой «реинтеграции Донбасса» и ожидаемого окончания сроков действия закона «об особом статусе Донбасса» 18 октября, весьма отчётливо указывает на неминуемую силовую развязку изматывающего трёхлетнего конфликта, которая может состояться достаточно скоро. Примерно под те же хронологические рамки подводится и очередной, управляемый извне, раунд Молдавско-приднестровского конфликта.
Буквально каждый дипломатический шаг, сделанный молдавскими парламентом и правительством по отношению к Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республике за последние два – три года, несёт максимально возможную долю деструктива, ставящую Москву и Тирасполь в безвыходное положение. Недавнюю же акцию молдавской погранполиции с блокированием проезда в ПМР высокопоставленных лиц из России и Южной Осетии можно считать апогеем, ознаменовавшим достижение точки невозврата в последующих попытках нахождения какого-либо компромисса между сторонами. Как показали предыдущие инциденты (к одному из них относится депортация сержанта запаса Евгения Шашина), запрет касается и российских военнослужащих, которые вынуждены использовать воздушную гавань Кишинёва для дальнейшего перемещения на службу в ОГРВ. После 72-сессии Генассамблеи ООН, запланированной на 12 сентября, где молдавская сторона планирует поднять вопрос о выводе из ПМР Миротворческих сил, ситуация значительно усугубится. По сути, Оперативная группа российских войск (около 1000 чел.) в Тирасполе, Парканах и близ бывшего 1411-го артиллерийского склада боеприпасов в Колбасной, а также батальон МС из 400 военнослужащих оказались в тактическом «котле», без возможности осуществления ротации и получения материально-технической помощи из Южного и Западного военных округов РФ. На земле данный сектор плотно заблокирован укрепрайонами украинских войсковых формирований и «остатков» украинских ВМС в районе Днестровского лимана.
На воздушном участке «заслон» ПМР уже более серьёзный. Формирует его 160-я Одесская зенитно-ракетная бригада, представленная по меньшей мере 4 дивизионами ЗРК С-300ПС, развёрнутыми в Великом Дальнике (1601-й ЗРДН), Черноморке (1603-й ЗРДН), Вапнярке (1604-й ЗРДН) и четвёртом неназванном населённом пункте Одесской области (выведенный из резерва 1602-й ЗРДН). Также на данном воздушном направлении присутствует несколько ЗРК «Бук-М1», плюс несколько рот 14-й радиотехнической бригады, одна из которых имеет в распоряжении мобильную дециметровую РЛС ДРЛО с ПФАР 79К6 «Пеликан», разработанную КП НПК «Искра» (Запорожье). Радар способен обнаружить высотную цель с ЭПР 3м2 на удалении 320 км, пропускная способность достигает 200 ВЦ в режиме сопровождения на проходе, в то время как предельная высота сопровождения составляет 40 км.
Как вы уже успели понять, кураторы из Вашингтона и Брюсселя в обход юридически скованного президента Молдавии Игоря Додона дали Кишинёву отмашку на новый раунд противостояния с Россией, где немаловажный военно-политический ход в пользу запада должны сделать ВС Румынии и Украины. Никто просто так не позволит осуществлять нам ротации МС и ОГРВ; переоснащение группировки на новые девайсы обмена тактической информацией, а также вооружение станет нереальным. Будут перекрыты все пути доставки в ПМР необходимого оборудования для продолжения службы российского контингента. Нас будут медленно изматывать и «топить в этом болоте проблем», ожидая ухода из региона… Следовательно, Москве необходимо будет показать реальный «медвежий оскал», который не должен ограничиваться излюбленным дежурным «выражением озабоченности», а просто обязан предусматривать военный ответ. Его суть заключается в проведении операции по подавлению вышеуказанной украинской системы ПВО в Одесской области с дальнейшим созданием прикрытого морского, наземного и воздушного «коридора» (так называемого A2/AD-коридора), через который с Приднестровской Молдавской Республикой можно будет установить сухопутное и воздушное сообщение. Первый этап прорыва блокады ПМР с черноморского ОН (уничтожение 4-х дивизионов С-300ПС с приданными «Буками» и «Осами») потребует задействования пары батарей оперативно-тактических ракетных комплексов 9К720 «Искандер-М», использующих малозаметные тактические крылатые ракеты 9М728 (Р-500) и 9М723-1 с радиусом действия 500 и 400 км соответственно, которые развёрнуты в окрестностях Севастополя и Евпатории.
Для более уверенного результата и верности целеуказания «Искандерам», в воздушном пространстве над Республикой Крым должен находиться самолёт оптической и радиотехнической разведки (ОРТР) Т-214Р, который с помощью бортового РЛК МРК-411 будет безошибочно определять местонахождение дивизионов украинских С-300ПС. Противорадиолокационную поддержку с воздуха окажет эскадрилья многоцелевых тактических истребителей Су-30СМ 38-го истребительного авиаполка (ИАП) из АвБ Бельбек, оснащённых противорадиолокационными ракетами Х-58УШК. Их задачей будет зачистка территории Одесской области от уцелевших средств радиотехнической разведки и ПВО ВСУ, а также формирование бесполётной зоны над Днестровским лиманом для транзита военно-транспортной авиации с необходимым для ОГРВ и Миротворческих сил снаряжением. Наземными же формированиями ВСУ, выполняющими блокаду ПМР с южной оконечности республики в Одесской области, могла бы заняться 810-я отдельная бригада морской пехоты (обрмп) при поддержке подразделений ВДВ.
Этот шаг является единственным возможным выходом и ситуации, в которой нас хотят откровенно «втоптать в грязь». Вашингтон полностью закончил этап «обменов любезностями» с Москвой на уровне внешнеполитических и ведомств и устанавливает совершенно новые, куда более агрессивные и сложные правила «Большой игры» с привлечением всех своих прихвостней на Европейском театре военных действий. «Первыми звоночками» к этому можно считать не только негласное принятие решения о выделении «незалежной» дополнительной военно-технической помощи, но действия, предпринимаемые американской «верхушкой» в отношении ряда дипломатических объектов в РФ, включая генконсульство в Сан-Франциско.
На этом фоне становится вполне понятно, что координируемую Западом блокаду ПМР подводят к эскалационной черте одновременно с грядущим осенним возобновлением полномасштабных боевых действий на Донбассе. Уже к 2018 году Вашингтон приложит максимум усилий для создания на восточноевропейских подступах к России крайне сложную оперативно-стратегическую ситуацию с двумя горячими точками регионального масштаба, где по замыслам администрации Трампа ВС России попытаются поставить перед фактом невозможности сохранения контроля над Черноморским регионом. По мнению Белого дома, при худшем для Запада раскладе, это должно оказать крайне негативное влияние на предвыборный рейтинг провластных кандидатов в марте 2018 года, при лучшем – спровоцировать в стране госпереворот с задействованием хорошо подготовленных и спонсируемых извне оппозиционных структур.
Уже сейчас перед руководством страны поставлена достаточно сложная задача из 4-х пунктов: сохранить господствующие позиции на Приднестровском театре военных действий, признать действующую украинскую «верхушку» нелегитимной (что и должно произойти после объявления РФ «агрессором» в соответствии с новым законом «о реинтеграции Донбасса»), признать ЛДНР независимыми субъектами на законодательном уровне и поддержать в борьбе за освобождение оккупированных украинскими боевиками территорий Донбасса, и, наконец, сохранить стабильную обстановку в государстве в самые кризисные и смутные времена геостратегического «перелома».
На фоне глобального изменения военно-политической обстановки порой бывает достаточно трудно рассмотреть локальные угрозы, которые противник создаёт на локальных участках ТВД в преддверии крупного конфликта. Ярким тому примером является недавняя ситуация с обнаруженными в окрестностях населённого пункта Саханка зенитными управляемыми ракетами средней дальности 9М38М1. Накануне вступления в силу несостоявшегося «школьного перемирия», 29 августа 2017 года, в окрестностях н.п. Саханка средствами ПВО 1-го армейского корпуса НМ ДНР был перехвачен украинский БПЛА территориальной разведки, на борту которого был найден накопитель с весьма интересными данными цифровой аэрофоторазведки, осуществлённой над восточными подступами к Мариуполю посредством бортовой фотокамеры высокого разрешения.
В частности, в районе полевой дороги «Широкино – Саханка – Дзержинское» (в 1,5 километрах западнее от Саханки) обнаружены 2 ракеты, идентифицированные специалистами МО ДНР как ЗУР 9М38М1 зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Такой вывод можно сделать на основании знакомого отношения длины к диаметру корпуса, его зелёной окраски, а также белого радиопрозрачного обтекателя полуактивной радиолокационной головки самонаведения. По второй ракете видно, что присутствуют только отсеки ПАРГСН, модуля питания и боевой части без двигательного отсека; часть ракеты лежит на поверхности. Первая же 9М38М1 в полном сборе (с двигательным отсеком); и, судя по фото, может находиться на сваренной на скорую руку неподвижной ПУ. Одному только Богу известно, для чего укры фотографировали подконтрольный им сектор за Водяным, но для чего было размещать там зенитные ракеты 9М38М1?
По-видимому, рейса MH-17 им было мало. Из слов командующего оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина, перехват разведывательного квадрокоптера с дальнейшим обнародованием зафиксированных им украинских ракет позволил избежать провокации с их дальнейшим подрывом и обвинением в обстреле, якобы, со стороны Народной милиции ДНР. По мнению Э. Басурина, инсценировка обстрела должна была произойти под наблюдением Миссии ОБСЕ и представителей украинских СМИ для дальнейшей дискредитации военного руководства ДНР. Но это только «верхняя часть айсберга», которую могли планировать украинские войсковые формирования с задействованием ЗУР комплекса «Бук-М1». Если ещё раз взглянуть на фотографию и сравнить её с картой Приазовья, можно заметить, что первая (полноразмерная) ракета 9М38М1 направлена в сторону Таганрогского залива, в то время как её позиция находится на высоте около 60 м над уровнем моря.
Из этого можно определить, что в случае запуска с фиксированной наклонной ПУ, в зоне обзора её головки самонаведения оказывается 30-километровая зона залива, включая достаточно оживлённый Азово-Донской морской судоходный канал. Также известно, что после «нехитрой» аппаратно-программной переделки полуактивная РГСН ЗУР 9М38М1 может быть адаптирована к поражению поверхностных целей (включая надводные корабли). Следовательно, на лицо прямая угроза для грузовых судов, следующих по Азово-Донскому каналу в Таганрогском заливе, ведь неизвестно, какая «жертва» будет выбрана для очередной провокации со стороны ВСУ. Размещение же зенитной ракеты на самодельной ПУ могло быть осуществлено с целью создания для ВСУ алиби: «Нет самоходной огневой установки 9М310М1 – нет возможности подсвета и поражения цели».
Но без СОУ 9М310М1, оснащённой интегрированным радаром подсвета и наведения, любая провокация укров была бы невозможной, а поэтому как в окрестностях Саханки, так и где-нибудь в районе Широкино, вполне может находиться данный гусеничный юнит комплекса «Бук-М1», который ещё предстоит обнаружить. Как видите, с каждым днём действия ВСУ начинают носить всё более угрожающий характер как для республик Новороссии, так и для всего Приазовья.
Евгений Даманцев, Topwar.ru