«Импортозамещение» российских ракетных двигателей в США застопорилось. WSJ, США

США не удастся полностью заместить российские ракетные двигатели РД-180 аналогом собственного производства, по крайней мере до середины следующего десятилетия, сообщает The Wall Street Journal. По данным американской газеты, хотя изначально Пентагон планировал полностью отказаться от импортного продукта к 2020 году, разработку «отечественной» замены осложняет ряд технических и финансовых проблем.

Из-за «технических и финансовых проблем» Пентагону придётся продолжать использовать для космических запусков ракетные двигатели РД-180 российского производства, по крайней мере до середины следующего десятилетия, то есть — несколько лет дольше, чем планировалось изначально, пишет The Wall Street Journal.

Как уточняется в материале издания, представители американского правительства и промышленности говорят, что главный поставщик ракет для Пентагона, компания United Launch Alliance (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin), вероятнее всего будет пользоваться ракетами Atlas V, оснащёнными российскими двигателями, до 2025-го, а возможно, и до 2028 года. Из-за подобной задержки встаёт вопрос о том, не придётся ли американским вооружённым силам закупать дополнительные российские двигатели на фоне напряжённости между Москвой и Вашингтоном; кроме того, напрашиваются определённые выводы по поводу «стоимости и сроков космических программ Пентагона, состояния военно-промышленного сектора и роста коммерческой космической отрасли», подчёркивает обозреватель WSJ.

О том, что, помимо необходимости заместить РД-180 «как можно скорее», США нужно также рассматривать два других приоритета, а именно сохранение доступа к космическому пространству и поощрение конкуренции между компаниями, обеспечивающими запуски, американским конгрессменам в этом году уже говорил начальник штаба ВВС США Дэвид Голдфин, отмечает автор материала. Гонку за разработкой нового поколения более дешёвых и мощных ракет-носителей в США в настоящий момент ведут United Launch Alliance, компания предпринимателя Илона Маска SpaceX, а также стартап главы Amazon Джеффа Безоса Blue Origin. И итоги их соперничества будут отчасти зависеть от того, насколько быстро сможет United Launch Alliance отказаться от более дорогих Atlas V и РД-180, устанавливающихся на нижнюю ступень этих ракет, пишет журналист. В настоящий момент большая часть спутников связи и навигации ВВС США выводятся на орбиту именно при помощи российских двигателей, напоминает он.

По данным WSJ, в United Launch Alliance рассчитывают полностью завершить разработку и испытания собственного двигателя к 2019 году, а к 2022-му или 2023-му — сертифицировать и новую ракету, уже получившую название Vulcan («Вулкан»). Между тем, как заявила недавно официальный представитель компании, отдельные запуски Atlas V планируются и позже этой даты, пока Vulcan не докажет свою надёжность, а именно — «как минимум до середины двадцатых годов».

Таким образом, переход на «отечественного производителя» затянется — несмотря на то, что три года назад, когда власти США приняли решение отказаться от импорта российской техники в связи с событиями на Украине, ВВС США и Пентагон утверждали, что собственная ракета-носитель будет готова уже к 2020 году, констатирует обозреватель WSJ. Как пишет журналист, сроки разработки увеличились в связи с затратностью и «затруднениями инженерного характера» — а Пентагон всё это время предупреждал конгресс США об опасности преждевременного отказа от запусков Atlas V. Американское минобороны считает необходимым постоянно использовать как минимум два отдельных семейства ракет носителей, дабы гарантировать возможность выхода в космос, отмечает он.

Судя по историческим данным, разработка мощного двигателя обойдётся примерно в $1 млрд,  а создание полностью новой ракеты носителя и улучшенных систем наземного обеспечения будет примерно в три раза дороже; при этом, какую часть этих расходов покроет Пентагон, а какая останется на United Launch Alliance — пока не ясно, сообщает WSJ. Между тем, ожидается, что одни только затраты на запуски «съедят» почти половину бюджета ВВС США на закупки на 2018 год, составляющего для незасекреченных космических программ около $3,4 млрд.

Тем временем, с проблемами сталкиваются и частные компании, говорится в статье. Так, работа SpaceX Маска над Falcon Heavy — тяжелой версией уже используемой ракеты Falcon 9, оснащённой сразу 27 двигателями — затянулась на четыре года и сопровождается «громадными техническими трудностями», о которых в этом году говорил сам Маск. В свою очередь, Blue Origin в этом году пришлось отложить разработку своего метанового двигателя после того, как часть её ракеты взорвалась на земле.

В United Launch Alliance утверждают, что компания, имея на текущий момент 22 контракта на запуск ракет Atlas V и более 30 двигателей РД-180, располагает достаточными запасами техники для того, чтобы удовлетворить спрос на запуски в целях национальной безопасности в ближайшие годы. Однако другие представители сектора, обсуждавшие данный вопрос с конгрессменами и чиновниками Пентагона, признаются, что США может вскоре столкнуться с «нехваткой двигателей» — и, вероятно, будут вынуждены закупить дополнительную партию в России, подчёркивается в статье.

ИноТВ

Оригинальная публикация The Wall Street Journal