В эти дни провинциальный для Китая, но гигантский и роскошный по европейским меркам приморский город Сямэнь, что в провинциии Фуцзян, расположенной практически напротив мятежного острова Тайвань, встречал высших руководителей международного объединения БРИКС (Бразилии, России, КНР и Южной Африки), которые проводили здесь свой очередной ежегодный саммит. Здесь и была подписана в этот день состоящая из 68 пунктов Сямэньская декларация БРИКС, которую — я уверен в этом — уже сейчас можно назвать исторической, поскольку она является декларацией нового мироустройства, затрагивающей широчайший диапазон вопросов: от международной безопасности и до культурно-идеологического и экономико-финансового взаимодействия.
Сама повестка дня нынешнего саммита БРИКС на высшем уровне, содержание подготовленных и принятых на нем документов, да и сами предложения, обсуждавшиеся за столом переговоров, вывели эту встречу глав пяти государств на абсолютно новый уровень политического и стратегического взаимодействия, так или иначе прокладывающий путь к квази-союзническому объединению. А значит — к многополярному миру в противовес Соединенным Штатам, которые прочно увязли в серии развязанных ими же по всему миру горячих конфликтов, медленно, но неуклонно теряя свою гегемонию в мировом сообществе.
Во-вторых, сама политическая и деловая атмосфера заседаний на саммите БРИКС резко контрастировала с политическим «бешенством», исходящим в эти дни от США и его руководства, которые запутались в своей агрессивной риторике и неисполняемых угроз нанести «смертельный удар по Пхеньяну». Боле того, в то время, когда спецслужбы по команде Трампа в США громили российские дипломатические представительства, в Сямэне шла размеренная и конструктивная работа. Практически все контакты в рамках БРИКС проводились в деловом духе и без каких-либо угроз в чей-то адрес (даже в адрес США), как бы не обращая внимания на любые угрозы, исходящие из Вашингтона. Жесткую выдержку проявлял прежде всего российский президент, лишь намеками отмечая необходимость решения всех конфликтных вопросов через переговоры. Эта позиция нашла полную поддержку со стороны всех участников саммита БРИКС.
В-третьих, участники БРИКС ясно осознавали, что мир никогда прежде не был так близок к настолько крупномасштабному, а возможно — даже мировому ядерному конфликту. Ведь США в эти дни сделали специальное заявление о своей готовности использовать против КНДР атомное оружие, на что Пхеньян ответил испытанием термоядерной бомбы. Отсутствие обещанного удара по КНДР со стороны США привело к тому, что администрация Трампа и США в целом «потеряли лицо». А нарастающий в самих Соединённых Штатах внутриполитический конфликт требовал от Трампа жестких и успешных ответных действий. Но ничего подобного не произошло — не считать же таким ответом выдвижения авианосных групп U.S.Navy к берегам Корейского полуострова и переброску в Южную Корею оборудования для создания системы ПРО?! Как результат, в глазах всей планеты «Америка Трампа» продемонстрировала свою неспособность исполнять функции «мирового жандарма». Поэтому вслед за коммунистическим Пхеньяном, который не только продолжил испытания своего ракетного комплекса, но и провел испытания термоядерной бомбы, могут потянуться и другие страны — не только из «третьего мира», но также из числа недавних союзников Вашингтона, недовольных своим униженным положением при «большом боссе».
Четвертой особенностью саммита в Сямэне было явное усиление внимания мировой общественности к организации БРИКС как таковой. К тому же, речь зашла о расширении её рядов, куда стремятся такие страны, как Малайзия, Мексика, Таджикистан и Таиланд. И это был также прямой вызов «американскому мировому порядку» — особенно в случаях с Мексикой, от которой «Америка Трампа» хочет отгородиться стеной, и Малайзией, которая способна разоблачить уже давнюю провокацию с гибелью «боинга» рейса МН-17, и уже призвала привлечь к расследованию этой трагедии Россию. Следовательно, у официального Вашингтона теперь появляется острейшая необходимость вести борьбу против КНР и РФ, что называется, не на жизнь, а на смерть. Таким, на мой взгляд, оказался внешнеполитический контекст саммита лидеров БРИКС в Сямэне.
Даже беглый анализ принятой там декларации и содержания прошедших встреч указывает, что налицо важнейшее международное явление, которое во многом определит дальнейший развитие мирового сообщества. Именно к этому были направлены все усилия как хозяина текущей встречи председателя КНР Си Цзиньпин, так и российского президента. Путин, предваривший саммит в Сямэне публикацией программной статьи «БРИКС — к новым горизонтам стратегического партнёрства», прибыл в Китай за день до начала сессии и имел длительные переговоры с лидером КНР и КПК. Трудно предположить, что, помимо обсуждения различных аспектов двустороннего сотрудничества, в ходе этих переговоров не согласовывались варианты совместной реакции на действия США, включая недопущение ядерного или даже неядерного, но полномасштабного военного конфликта на Корейском полуострове, в непосредственной близости от границ России, Китая и Японии. Важнейшую роль здесь играет совместная российско-китайская инициатива о полном двойном замораживании ракетно-ядерных испытаний КНДР и американо-южнокорейских маневров вблизи границ КНДР. Именно эти положения были поддержаны другими государствами БРИКС и вошли в Сямэньскую декларацию.
Не менее значимыми можно считать прозвучавшие в Сямэне предложения Путина по Сирии, по переходу на расчёты между странами БРИКС в национальных валютах и по развертыванию в космосе совместной системы «дистанционного зондирования Земли».
Наконец, были озвучены и совместные экономические проекты с активизацией деятельности Банка развития БРИКС и реализации через него ряда новых инвестиционных проектов. Здесь, правда, стоит отметить, что РФ на этом направлении пока мало что смогла предложить своим партнерам, кроме уже «учтённой» скоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань плюс реконструкции водохозяйственных объектов в городах бассейна Волги. Смущают и достаточно низкие темпы развития экономики РФ за последние годы, о которых открыто сказал российский президент. Конечно, проблемы БРИКС не исчерпываются проблемами одной только России, что подтвердил, в частности, и прошедший накануне, 1-2 сентября, Brazil-China Challenge 2017 в Пекине, не всё шло, идёт и будет идти гладко в этой быстро развивающейся системе, но всё же налицо огромный шаг вперёд по части координации и слаживании деятельности членов БРИКС, а также вовлечения в его работу новых перспективных членов.
И последнее. Китайская сторона проявила огромную активность в проведении самого Форума, который поражал масштабами сопутствующих мероприятий. Си Цзиньпину было что показать своим высоким гостям, поскольку в 2017 году темпы китайского роста опять превзойдут планку 7%, на фоне которых заявленные Путиным для России 2,5% выглядят не слишком впечатляюще. Таких темпов явно недостаточно, чтобы в компании быстро развивающихся крупнейших стран планеты не оказаться «пятым колесом в телеге». Для России и для самого Путина пришла пора важнейшего решения по смене либеральной модели экономического развития и либеральной команды в правительстве, которые не могут обеспечить нашей стране нужные темпы экономического роста.
Александр Нагорный, газета «Завтра»