Почему крымчане не заинтересуются украинским телевидением и радио
5 сентября в Киеве состоялась пресс-конференция, на которой официальные лица и представители украинского медиа-сообщества проинформировали собравшихся коллег о многомесячной работе по вещанию украинского радио на территорию Крымского полуострова и рассказали о начале телевещания на Крым.
Радиопропаганда существует почти столько же, сколько существует само массовое радиовещание. В 1922 году была создана корпорация Би-Би-Си, тогда же начала работу радиостанция Коминтерна из Москвы, в эти же годы открыли вещание десятки радиостанций в Германии, Франции, США. В короткое время именно радио стало основой оперативной пропагандистской информации, а в Третьем рейхе радиопропаганда вообще превратилась в настоящее искусство оболванивания населения.
В эпоху Второй мировой войны битвы проходили не только на полях сражений, но и в радиоэфире. Например, в 1941 году с помощью сверхмощных передатчиков Московское радио несанкционированно вмешивалось в эфир германских радиостанций и срывало выпуски новостей советскими контркомментариями прямо посреди чтения немецким диктором официальных военных сводок. Огромный потенциал радиопропаганды был задействован и во время Холодной войны. Кто из людей старшего поколения не помнит частушку «Есть привычка на Руси слушать ночью Би-Би-Си», и хорошо известные нам «Радио Свобода», «Голос Америки» продолжают свою работу доныне с не меньшим пропагандистским энтузиазмом.
Видимо, успешный опыт применения радиопропаганды в идеологической войне не даёт покоя и вчерашним активистам Майдана, что не удивительно, поскольку выращены они тех же информационных пробирках, финансируемых Конгрессом США, Соросом и прочими охотниками за журналистскими тушками. И если на заре независимости Украины коммерческое радиовещание носило чисто развлекательный характер, то — по мере насыщения медиа-сферы «политически грамотными» кадрами, истово верящими в ценности западного мира — никого уже и не надо было заставлять говорить нужные дрессировщику благоглупости: они рождались в голове вещающего на уровне условного рефлекса. О государственном проводном радиовещании, извечном спутнике идеологии «национального возрождения», я даже и не вспоминаю.
События последних лет (развал государства, уничтожение экономики, война на востоке страны) объясняются этой публикой не в категориях геополитики, политэкономии и элементарной логики, а понятного и привычного для них соотношения пропаганды/контрпропаганды. Мол, если жёстче запрещать российское и интенсивней навязывать украинское, изменится народ, вырастут удои, страна расцветёт, инакомыслящие удавятся и т.д. А значит — пропаганда, деньги на неё и, для подстраховки, классические штыки.
Виртуальная атака на Крым
Согласно классику, «к штыку приравняв перо» (точнее, язык), для вещания на «оккупированный» Крым в селе Чонгар, неподалёку от границы, была построена 150-метровая вышка с передатчиками. Причём негаразды начались прямо с торжественной церемонии её открытия 17 марта сего года, когда интернет облетел весёлый ролик — раздухарившиеся на митинге чиновники и прочие активисты с патриотическими песнями и злобными кричалками храбро идут к расположенной рядом российской границе, а потом стремительно улепётывают, едва завидя российский военный КАМАЗ.
Но главное всё же было сделано: «Стоимость проекта составила четыре миллиона гривен. И он является первым значимым шагом для налаживания украинского вещания по всей территории аннексированного полуострова», — провозгласил председатель Херсонской облгосадминистрации Андрей Гордеев. Началось целенаправленное освоение бюджетных и грантовых средств всеми заинтересованными сторонами. В Национальном совете Украины по телевидению и радиовещанию даже разработали специальный проект трансляции программ на территорию «аннексированного Крыма». Побочная цель — исключить возможность приема российского вещания в южных районах материковой части Украины (российский информационный продукт по качеству намного интересней и разнообразней затюканного языковыми квотами национального производителя). Хотя, если верить полководцам информационного захвата полуострова, крымчане страсть как хотят припасть к источникам духовности в виде Первого канала Украинского радио, радио «Mейдан», «Херсон FM», телекомпании ICTV, «5 канала» и прочих носителей национальной идеи.
За прошедшие полгода проект расцвёл новыми красками. Внезапно выяснилось, что север Крыма заселён весьма слабо и его жителей вполне устраивают актуальные новости государства, в котором они сейчас проживают, а не традиционные драки в Верховной Раде или рекорды по выкладыванию тризубов. Оказывается, важно не просто начать вещать, а решить вопрос «что вещать» и, главное, «зачем». В век интернета и спутникового телевидения украинский информационный контент каждый желающий может спокойно получить в значительно лучшем качестве, в любое время и без всяких вышек.
Дёшево и малоинтересно
На новой пресс-конференции украинские грантоеды экстренно попытались убедить окружающих, что дела у них идут превосходно и скоро путинский режим рухнет под напором нового, уже телевизионного сигнала с Чонгарской вышки: «Пилите, Шура, пилите — они золотые». Крымские власти на звуки распила реагируют вяло, поскольку в киевских радиоигрищах не видят ни опасности для себя, ни реального проку для враждебного Киева (хотя киевские пилильщики утверждают обратное). Министр внутренней политики, информации и связи Крыма Дмитрий Полонский назвал телевещание в Крыму «фейком», председатель Госкомитета республики по делам межнациональных отношений Заур Смирнов — «политическим мошенничеством», глава местной Общественной Палаты Григорий Иоффе, заявил, что даже в случае успешного осуществления украинских телевизионных трансляций, крымчанам был бы неинтересен этот контент.
В принципе, с ним можно согласиться. Для крымчан сегодня актуальны совсем иные проблемы, профессиональный уровень украинских СМИ низок, да и в Крыму чувствуется серьёзная усталость от деструктивной украинской тематики, которая попросту надоела. Вдобавок, украинский язык не является родным для подавляющей массы крымчан, а информация на чуждом языке значительно менее эффективна для восприятия. Вопрос национального вещания для крымских татар властями Симферополя решается особо — у них есть собственные крымско-татарские СМИ (в том числе, и вещающее на саму Украину радио «Ватан седасы» — «Голос родины»), которые со своими информационными функциями вполне справляются.
Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что разрекламированное «вещание на Крым» — это очередная афера, то есть освоение бюджетных и внебюджетных средств, по своей эффективности примерно равная пресловутой «стене Яценюка». В век спутникового телевидения и интернета доставлять информационный продукт с помощью архаичных ретрансляторов абсолютно не нуждающемуся в нем потребителю попросту глупо.