Дональд Трамп и новый поворот российской политики. Дмитрий Седов

О «глубинном государстве» в США

Бурное появление Трампа на авансцене политической жизни Америки  стало  символической точкой отсчёта   новой эпохи в международной жизни. И дело здесь не в экзотической личности Дональда Трампа,  более непредсказуемой, чем любой другой из послевоенных  американских президентов.

Главное состоит в том, что  внутриполитическая  борьба вокруг прорыва  Трампа к власти  отчётливо  проявила  работу  тех сил,  которых  честные американские обозреватели называют «глубинным государством»  (Deep State).  И хотя эти силы по-прежнему  не показывают своего лица,   их руки протянулись далеко.  Они принуждают Трампа менять первоначально заявленный им курс; весь мир видит,  что в руках Deep State находятся рычаги управления массовым сознанием,  гигантский комплекс   спецслужб,   аппарат внешней и внутренней политики США.  За восемь месяцев пребывания  Трампа у власти эти силы не раз доказывали, что  могут аннулировать любые шаги  президента, загоняя его в угол.

Трамп в своём стремлении освободиться из-под этой опеки сменил все прежние установки и побежал впереди паровоза («глубинного государства»).  Это способ политического выживания,  хотя  цена  для самого Трампа велика: он  превращается в марионетку Deep State.

Одним из наиболее зримых последствий этого курса стало предельно опасное нагнетание «ядерного»  кризиса вокруг КНДР, хотя было понятно, что   Пхеньян требовал  всего лишь равноправного диалога и прекращения практики американо-южнокорейских учений у своих границ.

Другой пример  – надругательство Трампа над   системой  договоров о дипломатических сношениях, в основе которой лежат решения Венского конгресса 1815 года.  Распоряжение нового американского президента о незаконных действиях в отношении  российских консульских учреждений в США   показывает его способность  делать безответственные и недальновидные шаги. А главное, перечёркивает надежды на деловой и  уважительный диалог с Америкой.

Качественно новая ситуация на Украине, связанная с  введением  американцами в  бой резерва в виде Саакашвили и Тимошенко говорит о том,  что Трамп   начал нагнетать атмосферу и на границе с РФ.

Даже  некий прогресс во взаимопонимании Москвы и Вашингтона по сирийскому вопросу  становится    весьма сомнительным   под углом зрения подготовки Пентагона к  использованию  курдов в борьбе против правительства Сирии.

Всё больше   сигналов поступает и о том, что  Трамп не оставит в покое и «иранское ядерное досье». Из Вашингтона поступают угрозы «принять к Ирану соответствующие меры».  На это накладывается мощное влияние  израильского лобби в Вашингтоне.

Сегодня мало у кого из международных обозревателей остаются сомнения в том, что  Дональд Трамп пришёл в международную политику  не как созидатель, а как  разрушитель.

Для России важно, что Трамп  продолжил   начатый Обамой  демонтаж  здания  российско-американских отношений,  и пока не ясно, на чём он остановится.  Пока попытки  МИД РФ вести конструктивный  диалог на уровне  руководителей внешнеполитических ведомств не приводят к  результатам.  Администрация США не предлагает никакой другой линии в отношении  России, кроме деструктивной.

Что в этих условиях может ожидать Россия от США?

Напрашивается вывод, что для «хозяев Америки»  упорядочивание  международных отношений  в духе  Устава ООН просто  невыгодно.  США  «прошляпили» появление на глобальной авансцене могучего Китая, выход  РФ из-под американского влияния при президенте В.Путине, ряд неблагоприятных для них процессов  в исламском мире, в Латинской Америке.

Мир изменился неудобным для «глубинного государства» образом, и   Дональду Трампу предназначается роль  «безумного  шерифа», без разбора разящего всё, что попадёт в прицел его кольта.

В таких условиях надежды российского МИД на восстановление «конструктивных» отношений едва ли  имеют  под собой основания.  Тем более что «конструктивными» эти отношения  всегда были  с перевесом в пользу США. В 2001 году США   вышли из Договора по противоракетной обороне,  имевшего ключевое значение для ядерного паритета; они размещают по всему миру  систему ПРО «Иджис», способную блокировать  пуски российских МБР; они   создают  потенциал «мгновенного глобального удара»  гиперзвуковыми  крылатыми ракетами, нарушая стратегическое равновесие. Военные структуры НАТО придвинулись вплотную к российским  границам.

Информационное зомбирование населения   в государствах-членах НАТО достигло того уровня, когда милитаристский психоз, свойственный подготовке к  большой войне, всё шире охватывает умы.

Сравнивая  состояние безопасности России в период  холодной войны и в настоящее время, следует спросить себя: не  была ли безопасность СССР  гарантирована более  основательно? Не следует ли вернуться к  комплексной системе  обеспечения национальной безопасности, существовавшей  в тот период?

Та система  предполагала не только ракетно-ядерный паритет, но и  определённую обособленность от мировых финансов, контролируемых  американскими финансовыми институтами. Включение в эти институты повлекло утечку из страны гигантских сумм и ослабление российской экономики.  А главное – создало угрозу  финансового «удушения»  РФ  в случае чрезвычайного положения.

Кроме того,  СССР  был полностью самостоятелен в  военных НИОКР и вполне справлялся с вызовами  гонки вооружений. Наработки советских  военных конструкторских бюро  были настолько передовыми, что  актуальны для ВПК до сих пор.

До начала «перестройки» меры советского правительства по недопущению разлагающей пропаганды Запада  были достаточно эффективными, обеспечивая высокую мобилизационную  готовность советского общества.

Да,  мы живём в меняющемся  мире, и  нельзя повторить пройденное.  Нет смысла отгораживаться от  развитого мира новыми барьерами или устанавливать «глушилки» нового типа на всех каналах информации. Однако  изменение вектора  международного сотрудничества и усиление наступательной информационной войны с Западом вполне мыслимы.  В мире появились и утверждаются новые лидеры   научно-технического развития  – КНР, Индия.  Участники  Третьего Восточного экономический форума во Владивостоке  6-7 сентября 2017 года неоднократно указывали, что Запад больше не «центр земной цивилизации».

Точно  так же   актуальна задача по усилению влияния российских информационных ресурсов в   международном  информационном пространстве.    Информационная война – это  раздел  обеспечения   национальной безопасности,  на ней недопустимо экономить. Только наступательная,  национально ориентированная политика  в состоянии гарантировать Россию от проигрыша  в  стратегическом  противостоянии.

Увы, вопрос о «восстановлении былой дружбы» с англосаксами  пока висит в воздухе. Его постоянно инициируют российские либеральные круги, есть такие настроения и в МИД РФ. Однако можно ли себе позволить возвращаться к тем временам, когда в результате «диалога с Америкой» по  геополитическим позициям России были нанесены серьёзные удары –  было утрачено влияние России в Центральной и Восточной Европе, Россию  вытеснили из Афганистана, Ирака, Ливии и т. д.

А сейчас идёт  последовательное вытеснение России с Балканского полуострова; борьба за позиции России в Сербии  не имеет   обнадеживающих перспектив и будет проиграна после вступления этой республики в ЕС. Закрыт «Южный поток».  Скапливаются тучи над проектом «Северный поток – 2».

В этой обстановке появление Дональда Трампа в мировой политике ускоряет  движение российской  внешнеполитической мысли  к  выводу о том, что   период «дружбы» с англосаксами пройден. Нужно  строить новую политику, в которой  западные партнёры будут  постепенно отходить на второй план.

Дмитрий Седов, ФСК