Корреспонденту News Front удалось взять интервью у эксперта по безопасности и проблеме терроризма, Джевада Галияшевича. Это единственный бывший член Сообщества бошняков-мусульман, изнутри анализирующий исламский фактор на Балканах. Основной и ведущий специалист международной группы экспертов по исламскому экстремизму в Юго-Восточной Европе в 2006-11 гг – сообщества ученых сербской и хорватской национальности против исламского экстремизма в Юго-Восточной Европе.
Разговор состоялся в Республике Сербской, на тему исламизации Балкан, длящейся уже не первый год. Аспекты и опасения в связи с данной тенденцией высказал наш эксперт.
News Front: Господин Галияшевич, рада познакомиться с Вами лично и спасибо, что уделили время на интервью News Front
Джевад Галияшевич: Спасибо вам за визит, приветствую ваших зрителей и слушателей
News Front: Прежде всего хочу вас спросить о глубокой истории сегодняшней ситуации. Кто такие бошняки в этогенеологическом смысле, и как и когда происходила исламизация этой территории?
Джевад Галияшевич: Бошянки – несомненно, южнославянский народ, минимум на 80% происходят от сербской этногенеологической ветви, на 20 – хорватской. Ислам не был принят за один день или за год, он приходит постепенно в 15-16 веке, наиболее в 16 веке. С чем столкнулись бошняки как южнославянский народ, который говорил на сербском языке. Это исламская идентичность, которая авторитарна и не терпит другие идентичности рядом с собой. Не принимает даже национальную принадлежность, это свойственно верующим мусульманам. Считается, что мусульманин может иметь только эту принадлежность, религиозную. Это, конечно, усложнило положение боснийских мусульман в последующее время. Они бросались спасать Османское царство от распада, сопротивлялись вступлению Австро-Венгрии. О котором договорились Царьград (Турция) и Вена (Австро-Венгрия). И постоянные оглядки на Турцию и мечты, что исламская мощь снова появится на Балканах. В этом суть страданий не только бошняков, но и других народов по соседству с ними.
News Front: Каково сегодня значение исламской веры в самоощущении и идентичности бошняков?
Джевад Галияшевич: Я бы сказал, это единственная идентичность, которая никак не оспаривается. Исламская религия не принимает никакие другие идентичности, не терпит схожие определения – национальные, культурные. Считается, что она сама по себе идентичность, и никакая другая больше не нужна. В Боснии и Герцеговине развитие национальной идентификации практически остановлено после падения коммунизма. Представьте нацию, которая только 40 лет назад получила религиозное название. И так, по сути, было задано направление развития ее национального самоопределения.
Представьте атеистическое югославское общество, в котором боснийские мусульмане получают свое название по религии. Представьте военные реалии, когда оно меняется на то, как турки называли население Боснии и Герцеговины. Хотя это категория народа, бошняки во времена турок не были категорией народа, тогда не было нации. Только в 17-18 веке формируется нация как глобальная этническая группа, группа глобального типа. Бошняки всю свою национальную идентичность развили через ислам, и все внутренние распри раскрывались через вопрос ислама.
После 50 лет коммунизма в Боснии практически нет атеистов, если говорить о самих бошняках. Ислам определил идентичность бошняков и надолго задал направление коллективного сознания, направил его в сторону веры. Первые моджахеды прибывали сюда в начале 90-х, еще до войны, которая разгорелась в январе-феврале 1992. Уже в феврале было сотни моджахедов получили гражданство, а после войны они стали миссионерами той религиозной практики. Пользовались поддержкой и религиозных объединений, и через официальную политику, и через гуманитарные организации. И через разных эмиссаров, которых сами же отправили. Все они по сей день остаются в стране, все командиры, которые управляли военными группировками. Получили гражданство, некоторые живут и без него, так как прибыли из Саудовской Аравии, Сирии, Египта. И якобы не могут вернуться туда по разным причинам и с разными оправданиями.
Беседовала корреспондент Оксана Сазонова специально для News Front.