Сначала несколько показательных цитат.
“Сегодня исполняется 220 лет со дня основания Одессы. И сегодня ровно 4 месяца, как сгорел создававшийся столетиями одесский миф. Сейчас, спустя время, я понимаю, что события в Доме профсоюзов стали окончательным подтверждением того, что города Одессы больше нет”.
И далее:
“Чтобы вы лучше поняли ментальность современных одесситов, приведу пример. В здании Дома профсоюзов с задней стороны была столовая. Говорят, неплохая и дешевая. Обед стоил всего 25 гривен (сейчас это меньше $2). Месяц назад я заехал ненадолго в Одессу и пришел на Куликово поле. Думал, что эта столовая наверняка закрылась — нормальный человек не сможет обедать в таком месте, но не тут-то было. Наоборот, столовая разместила везде в округе новую рекламу и даже прицепила зазывающий плакат на мемориал памяти жертв майской трагедии. После всего в августе в этой столовой какие-то молодожены гуляли свадьбу. Как можно отмечать бракосочетание в здании, где несколькими месяцами ранее произошла одна из страшнейших трагедий в истории Одессы, вполне сравнимая с событиями октября 1941 года, когда фашисты на Люстдорфской дороге заживо сжигали представителей одной неславянской национальности?”
Неплохо излагает.
Теперь от того же автора, но уже не про Одессу, которой “больше нет”, а про Ивано-Франковск, который ещё есть:
“В 1993 году в Ивано-Франковске был снят с постамента и отправлен на металлолом танк Т-34, а спустя 15 лет на его месте поставили памятник Степану Бандере. Вместо стального победителя нацистов героем был объявлен пособник фашистских захватчиков. Примечательно, что от памятника Бандере сегодня берет свое начало улица Джохара Дудаева. Русофобия стала доминирующей идеологией в Прикарпатье”.
Так и запишем. Едем дальше:
“Центр патриотического воспитания учащейся молодежи при горисполкоме назван в честь Степана Бандеры. Государственное учреждение официально именуется в честь создателя подпольной организации с террористическим уклоном. Учащиеся центра рисуют Бандеру в полный рост и собирают пластиковые крышечки для протезов участникам АТО. В сотне метров от центра проходит улица Евгения Коновальца и стоит его бюст. В “Доме книги” можно купить “Материалы для учебно-воспитательных занятий”, целиком посвященные Бандере и предназначенные для школьных учителей. В сборнике есть конспекты занятий о Бандере, диктанты и пересказы о его личности, час патриотического осмысления. Нацизм на Украине сегодня официально преподается школьникам, и никого это не смущает. Прямо напротив ратуши на центральной площади находится штаб “Национального движения Дмитрия Яроша” и развевается красно-черный флаг. Ивано-Франковская область не смогла явить миру своего знаменитого спортсмена, артиста, ученого или космонавта, потому и восхваляет человеконенавистника Бандеру. В честь писателя Ивана Франко, именем которого назван город, я заметил всего лишь одну мемориальную доску. Промышленность не функционирует, местное население ездит на сезонные заработки в Польшу, исторический центр обшарпанный и неухоженный, но зато показной патриотизм зашкаливает. Националистическая идеология затуманила многие головы. Откровенные фашисты расклеивают свои агитки в самом центре города, а в десятке метров люди мило улыбаются за столиками в кафе, делая вид, что ничего не происходит. Сотни гробов с Донбасса и опустевшие карманы пока не могут заставить Галичину образумиться”.
Теперь от того же автора про всю Украину и её правителей:
“Захватчики власти” напоминают матроса, в отсутствие капитана случайно оказавшегося у пульта современного напичканного электроникой корабля и хаотично нажимающего все попадающиеся под руку яркие кнопочки, чтобы попытаться самостоятельно управлять судном. Опыта судовождения у него нет, и, к сожалению, в ближайшее время он направит корабль прямо на роковую скалу”.
Перед нами тексты 15-го и начала 2016-го.
Вот ещё одна цитата той же поры напоследок:
“Молодежь, одурманенная идеями украинского национализма, точит зуб на северо-восточного соседа, и если со временем эти подросшие парубки придут к власти, России и русскоязычному населению Украины не поздоровится. Пора признать, что из Майдана не извлекли всех уроков. А ведь Русский мир прекрасен — просто надо уметь его правильно преподнести молодому украинцу”.
И теперь, господа, — па-па-па-паааам! — нынешние сочинения того же автора.
Погнали!
“Писать про сурковский ручной цирк под названием “ДНР” — дело весьма неприятное. Власть в регионе кровавым путём заполучили глупые петрушки. И погрузили они край шахтёров в кромешный ад российско-бюрократического разлива”.
“Донецким клоунам явно нужен толковый менеджер по связям с реальностью, который доступно объяснит Захарченко, что он международный преступник, заслуживший место на скамье подсудимых в Гааге”.
И про меня у этого автора тоже есть:
“Батальон Захара Прилепина — это омерзительный паноптикум, сборище советских уродов всех мастей, пород и рангов”.
И ещё вот так:
“Прилепин уже давно выдохся как писатель, сказать миру ему абсолютно нечего и поэтому он пытается остаться на гребне популярности, привлекая внимание к своей персоне противными методами”.
И, обобщая всё вышесказанное:
“ДНР” — это такая себе мини-Россия в самой ухудшенной версии. Если в России для нацбилдинга культивируется поклонение воевавшим дедам, то в “ДНР” культивируется поклонение Гиви и Мотороле”.
И сразу про всех:
“Если Россией восемнадцатый год правит человек, потерявший связь с реальностью, то “ЛДНР” четвертый год управляют клоуны, не имеющие связи с реальностью. Архитектором этого чудовищного ужастика “ЛДНР” является именно Владислав Юрьевич Сурков. И он, в числе прочих, непременно обязан понести ответственность за искалеченные судьбы миллионов украинских граждан, лишившихся крова, спокойствия и даже жизней”.
Вам, надеюсь, уже не терпится узнать автора сих прекрасных и столь разнородных по составу текстов.
Что ж, знакомьтесь, зовут сего сочинителя Всеволод Непогодин.
Этот милейший одесский паренёк материализовался в атмосфере зимой 2014 года. Славил титушек, писал грозные посты о том, что сам готов “разбивать бошки битой” замайданным скакунам.
Так его приметили российские медиа — и понеслось.
В кратчайшие сроки Всеволод Непогодин стал комментатором всего и вся: он накатал, без преувеличения, несколько сотен материалов в крупнейшие российские СМИ, в том числе в газету “Известия” (в начале нашей статьи мы их как раз и цитировали). Его звали на TV, его на бешеных скоростях тиражировали, его видели и читали сотни тысяч, если не миллионы россиян, его роман о событиях весны 14-го в Одессе опубликовал питерский журнал “Нева”.
В какой-то момент у этого юного создания, видимо, слегка повело набок хлипкую крышу.
Я не очень следил за его карьерой и зафиксировал только один момент.
Непогодин был номинирован на крупнейшую российскую журналистскую премию. В числе его соперников был мой товарищ, отличный писатель и публицист из Ростова Денис Гуцко.
Совершенно справедливо, за ряд отличных материалов, премию вручили Денису.
Взбешённый вопиющим невниманием к его дару, Непогодин вернулся с церемонии в свой гостиничный номер и тут же в сетевом журнале написал про Гуцко такие несусветные гадости, которые нормальный мужчина себе в принципе не может позволять.
Знакомы Непогодин и Гуцко не были, но познакомиться им пришлось.
Денис, живший в том же отеле, недолго думая, узнал на ресепшн номер комнаты, где проживал Непогодин, поднялся туда, постучал в дверь и сказал, что он дежурный по этажу. Непогодин открыл, Денис представился, извинился за незваное вторжение, вкратце объяснил цель визита и вырубил Непогодина с одного удара прямо у порога. Находясь непосредственно на полу, наш милейший коллега начал кричать: “На помощь! Помогите! Спасите!” (буквально так, мы не иронизируем).
Денис был несколько озадачен поведением молодого мужчины, поэтому извинений добиваться не стал, а спокойно ушел, аккуратно закрыв за собой дверь.
Утром на завтраке он застал Непогодина, который увлечённо рассказывал кому-то, что у него вчера была драка — да-да, драка! — с Гуцко.
Удар ли в голову Непогодина или осознание Непогодиным того, что власть в Киеве не сменилась так быстро, как Непогодин, видимо, предполагал в 2014 году, или какие-то другие не ведомые нам обстоятельства в его жизни, — в общем, что-то заставило этого, с позволения сказать, человека развернуть парус. И поплыть ровно в противоположную сторону, бешено гребя всеми вёслами, кряхтя от напряжения и тараща честные глаза.
Сначала он написал, думаю, не менее трёхсот статей про величие России и позор Майдана. А потом сочинил ровно такое же количество статей про ничтожность России и величие Украины.
Мы всякие трансформации помним, но тут, казалось бы, вообще аномалия.
Не то, чтоб мне захотелось сегодня рассказать вам про Непогодина — я тоже его никогда в жизни не видел, и не очень хочу. Эпистолярные наши с ним отношения тоже мимолётны и не слишком оригинальны. Сначала он мне писал нежнейшие письма и напрашивался в гости, желая дружить. Потом, не попав в гости, нёс на каждом углу по моему поводу чудовищную околесицу. Потом, не дождавшись реакции, писал мне письма следующего содержания (я не шучу, а цитирую): “Давай простим друг другу прежние обиды!”.
Сейчас у него, судя по вышеприведённым текстам, какая-то очередная стадия болезни, и, думаю, не последняя.
Суть и не в нём даже. Непогодин хоть и аномалия, но аномалия показательная.
То ли к счастью, то ли к несчастью, среди пишущих, поющих, занимающихся политикой персонажей на Украине подобные типажи встречаются довольно часто.
И я никак не могу решить для себя: а что с ними делать? Когда они хором скажут: “Россия, давай простим друг другу прежние обиды!”
Завтра или послезавтра ситуация изменится — а она изменится — и мы уже можем предположить действия этого маленького, ужасно амбициозного, говорливого, не очень умного типа по имени Сева. Понюхав в очередной раз маленьким острым носиком воздух, он за три минуты напишет новый текст про величие русского мира и понесёт его, чуть кося от усердия, в российские медиа.
Может быть, даже и не статью сочинит, а целый сценарий.
О том, например, как он мимикрировал под неонациста, чтоб внедриться в их неонацистские ряды, и теперь готов нам рассказать о своей подпольной работе.
А то мы не знаем, как оно было. Вот так и было. Как в самой дурацкой комедии положений.
Тут ведь не новейшая история неонацизма, нет. Перед нами то, что в русском народе называлось усталой, простой и горькой фразой: “ни стыда, ни совести”.
Захар Прилепин, РенTV