В начале октября Москву с государственным визитом впервые посетил король Саудовской Аравии Салман ибн Абдель Азиз аль Сауд. В ходе переговоров были подписаны 14 документов о сотрудничестве, но самой громкой новостью стали сообщения, касающиеся сферы ВТС.
Так, согласно официальному заявлению федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ (ФСВТС), была достигнута договорённость на поставку систем ПВО С-400 «Триумф», технологий для производства противотанковых ракетных комплексов «Корнет-ЭМ», тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А, автоматических гранатометов АГС-30. Стороны также договорились создать лицензионное производство автоматов АК-103 (экспортная модификация автомата АК-74М) и боеприпасов для них. Суммарная стоимость этих поставок составляет примерно 3 млрд долл. А теперь посмотрим на эту картину более пристально.
Попытки наладить ВТС с Саудовской Аравией были предприняты ещё десятилетие назад – в 2007 году королевство посетил с официальным визитом президент В. Путин. Тогда речь шла о пакете контрактов стоимостью свыше 4 млрд долларов, включая поставки танков Т-90С, боевых вертолетов Ми-35М и Ми-28Н, транспортно-десантных Ми-17, боевых машин пехоты БМП-3 и различных средств ПВО. Результаты переговоров рассматривались как вопрос решённый, однако в итоге единственной реальной сделкой оказалась продажа 10 тысяч автоматов АК-74М для саудовской полиции.
В 2012 году с Саудовской Аравией были достигнуты новые договорённости, но в июле 2017 г. глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов – человек, знакомый с темой не понаслышке, – отозвался о них так: «Пять лет назад мы подписали контрактов на 20 млрд долларов, а толку, если дальше намерений дело не пошло? Ни на копейку Эр-Рияд ничего тогда не купил. Если называть вещи своими именами, саудовцы с нами попросту играли, говоря: не поставляйте системы ПВО С-300 Ирану и мы будем брать ваше оружие – танки и другую технику».
То же самое произошло в 2013 году, когда Эр-Рияд предлагал купить российского оружия на сумму 10 млрд, выдвигая условием прекращение поддержки Москвой Башара Асада. По мнению ряда экспертов, поездка короля в Москву в октябре 2017 года также связана с ситуацией в Сирии. На этот раз предметом торга стала судьба запрещённой в России террористической организации «Джабхат ан-Нусра», на которую сделали ставку саудовцы. Эта группировка является ответвлением «Аль-Каиды», она получает финансирование, вооружение и иную поддержку от некоторых государств Залива и прежде всего от той же Саудовской Аравии, стремящейся поставить «ан-Нусру» во главе Сирии после свержения Б. Асада. Включение в борьбу с ИГ в Сирии ВКС РФ эти планы спутало, и монарх решил спасти своих протеже излюбленным способом, принятым на восточном базаре. Сомнительно, однако, что это удалось.
В случае с Саудовской Аравией прослеживается тенденция: в контактах с РФ много обещаний, которые, как правило, саудовской стороной не выполняются. Это касается не только оружейных поставок. Например, два года назад было объявлено о том, что суверенный фонд Саудовской Аравии направит в Россию 10 млрд долларов через государственный Российский фонд прямых инвестиций. Однако на практике упомянутый фонд вложил деньги в проект планировки северного дублёра Кутузовского проспекта в Москве и ряд других проектов на общую сумму около 1 млрд долларов, то есть в десять раз меньше. И это всё. Для сравнения: саудовские вложения в американские ценные бумаги выросли с 74,9 млрд долларов в январе 2012 года до 123,7 млрд долларов в январе 2016 года.
Помимо ценных бумаг США, нельзя не отметить и другую сторону американо-саудовских отношений – закупки вооружений. Здесь тоже есть с чем сравнивать. В период президентства Барака Обамы саудовцы приобрели в США оружие на сумму свыше 100 млрд долларов и недавно объявили о программе переоснащения своей армии. Первая зарубежная поездка Дональда Трампа в качестве президента США состоялась именно в Эр-Рияд. В мае 2017 года во время его визита в королевство были заключены контракты на поставку оружия почти на 110 млрд долларов, при этом Трамп заверил короля Салмана в том, что в ближайшие 10 лет США предоставят военной техники и вооружения ещё на 350 млрд долл. (для сравнения: годовой бюджет МО РФ составляет около 70 млрд долл.). При этом нет сомнений, что сделки будут реализованы: едва саудовский король покинул Москву, в Вашингтоне официально одобрили продажу Саудовской Аравии комплексов ПВО типа THAAD на сумму 15 млрд. К слову, этот комплекс является аналогом российского С-400.
Эр-Рияд был всегда последователен в противодействии сначала Советскому Союзу, а затем и России. Вместе с американцами саудовцы стояли у истоков движения моджахедов в Афганистане, затем активно помогали чеченским боевикам, а сегодня Россия и КСА поддерживают противоположные стороны в Сирии. При этом королевство является не просто давним союзником, но стратегическим партнёром США. Саудовцы на переговорах в Москве поставили условие: контракт вступит в силу, только если им будет передана часть технологий. Глава «Ростеха» С. Чемезов по этому поводу отметил: «Думаем, чем можно поделиться. Самое простое – построить завод по выпуску стрелкового оружия, того же Калашникова». Видимо, и это может оказаться для Эр-Рияда большим подспорьем в снабжении разномастных «борцов за веру», поскольку склады армий бывших стран Варшавского договора уже истощились, а спрос на такую продукцию не иссякает.
Показательно, что незадолго до подписания «исторических меморандумов» с Саудовской Аравией вопрос о передаче оборонных технологий обсуждался с Турцией. В сентябре появились сообщения о том, что РФ и Турция заключили контракт на поставку четырёх дивизионов С-400 общей суммой свыше 2 млрд долл., при этом турки, как и саудовцы, обусловили сделку требованием обеспечить сборку «Триумфов» на своей территории. Политика Анкары в последние несколько лет неоднократно менялась самым кардинальным образом, и неудивительно, что требование предоставить чувствительные технологии стране-члену НАТО вызвали среди российских экспертов настороженную реакцию. В интервью изданию «Коммерсант» неназванный сотрудник спецслужб заявил: «Если они хотят получить локализацию, то получат: но она будет объективно маленькой – не более 15%. На большее мы вряд ли готовы пойти». Эту позицию подтвердил и С. Чемезов: «Речь идет об очень серьезных технологиях: нельзя взять и построить в поле предприятие по производству такой техники. Должны быть соответствующие квалифицированные кадры, технологическая школа. На все это потребовалось бы несколько десятков лет».
Понятно, что ничего этого ни в Турции, ни тем более в Саудовской Аравии нет. Поэтому требование передать высокие технологии, да ещё в свете перечисленных обстоятельств, выглядят лишь прикрытием истинных намерений. Неудивительно, что глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу недавно заявил, что Анкара может отказаться от приобретения С-400 «Триумф», если Москва не предоставит доступ к их производству. В интервью изданию Aksam глава турецкой дипломатии незатейливо намекнул: «Если Россия к этому относится отрицательно, то мы можем заключить соглашение с другой страной. Если настроенные против России страны не хотят, чтобы Турция покупала у нее С-400, они должны представить нам свой вариант». Ну чем не базар?
Контракт считается выполненным не тогда, когда подписан протокол о намерениях или даже внесена предоплата, но только когда последний винтик из предусмотренного поставками получен принимающей стороной. К примеру, закупленные и полностью оплаченные еще в 1996 году Республикой Кипр два дивизиона комплексов С-300 ПМУ1 в результате противодействия Турции, США и Великобритании в 2007 году оказались на греческом острове Крит, где и пылятся по сей день – Турция усмотрела в них прямую угрозу для своих ВВС в случае обострения обстановки вокруг оккупированного Северного Кипра, где размещён крупный турецкий воинский контингент. Другой яркий пример – известная история с С-300 для Ирана, это иллюстрация того, как сложно порой проходит реализация твёрдых договоренностей. Наконец, срыв контракта, подписанного в 2010 году на поставку четырех батарей С-300 ВМ в Сирию. В августе 2014 года, когда были готовы к отправке заказчику 22 из 24 заказанных установок, заместитель директора ФСВТС Константин Бирюлин сообщил, что сделку пришлось отменить из-за санкций ООН. Многие эксперты убеждены, что решение об отмене было принято не без воздействия третьей стороны; эти системы в 2017 году были поставлены в Египет, с которым у Израиля мирный договор.
Помимо Саудовской Аравии и Турции, интерес к приобретению российской системы «Триумф» проявили и другие страны. Так, Совет по оборонным закупкам Индии одобрил приобретение пяти полковых комплектов С-400, но контракт на поставку пока не заключён и перспективы соглашения туманны. Единственной страной, которая наверняка приобретет С-400, является КНР, но это свидетельствует лишь о том, что китайский ВПК пока ещё не в полной мере владеет необходимыми технологиями для производства продукции подобного уровня.
Комплексы С-400 – это современная система ПВО, которая сегодня состоит на вооружении только российской армии, хотя два дивизиона размещены за пределами страны для прикрытия стратегических объектов в Сирии – на авиабазе Хмеймим и близ города Мисьяф, провинция Хама.
Именно Сирия является тем потенциальным эксплуатантом комплекса, кто действительно в нём нуждается для защиты суверенитета. Самолёты ВВС Израиля систематически не просто нарушают воздушное пространство Сирии, но наносят ракетно-бомбовые удары по объектам на сирийской территории. Так, 16 октября израильские самолёты разбомбили позицию сирийской батареи ЗРК С-200 в районе Радуан в 50 км к востоку от Дамаска. Поскольку в ООН на этот акт вооруженной агрессии – как и все предыдущие – никак не отреагировали, положить конец подобной практике может помочь система С-400 «Триумф».