США и Турция: и не друг, и не враг, а так…

Состоявшиеся 13 ноября в Сочи четырёхчасовые переговоры президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана позволили им обсудить практически весь комплекс двусторонних отношений. И если судьба Сирии представляет крупнейшую международную проблему, затрагивающую интересы многих, то энергетика и военно-техническое сотрудничество – это две сферы, в которых Москва и Анкара могут взаимодействовать напрямую, без кого-либо ещё.

По словам Владимира Путина, он и его турецкий коллега «с участием министров и глав ведущих компаний предметно рассмотрели ключевые аспекты стратегического взаимодействия в сфере энергетики». «Это касается «Турецкого потока», это касается сооружения атомной электростанции «Аккую». В ближайшее время Росатом должен начать практическую стадию реализации проекта. В наших планах запустить первый реактор уже в 2023 году», – сообщил российский президент. «Мы придаем большое значение тому, чтобы данные проекты своевременно завершились и осуществились», – подтвердил Реджеп Тайип Эрдоган.

Не секрет, что за развитием сотрудничества России и Турции в энергетической сфере – и прежде всего, в том, что касается проекта «Турецкий поток», – с плохо скрываемым раздражением наблюдают в Брюсселе и Вашингтоне. Ввод в действие данного трубопровода и особенно подключение к нему государств Центральной и Юго-Восточной Европы создаст новую конфигурацию энергетической безопасности на континенте и подтвердит роль России в её обеспечении.

Не меньшее раздражение вызывает в западных столицах взаимодействие России и Турции в военно-технической сфере, в том числе в вопросах закупки Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов. «Обе стороны согласны с тем, что страны и народы должны находиться в тесном и сильном сотрудничестве. Я придаю особенно большое значение совместным усилиям в оборонной промышленности» – так обрисовал в Сочи свое видение ситуации президент Эрдоган.

Накануне российско-турецкой встречи на высшем уровне глава правительства Турции Бинали Йылдырым в интервью американскому агентству деловых новостей Bloomberg назвал закупку ЗРК С-400 у России «необходимостью» и подчеркнул готовность Анкары и в дальнейшем приобретать у России системы ПВО. По словам премьера, Турция искала сопоставимые системы у США, Евросоюза и НАТО, но поступавшие предложения не подходили под поставленные Анкарой условия, которые включали доступ к технологиям и совместному производству. «Никакого предложения, которое отвечало бы нашим ожиданиям, не было. Так, наконец, мы заключили сделку с Россией», – пояснил Бинали Йылдырым. Глава турецкого правительства подчеркнул, что Анкара «будет двигаться вперед» по своему плану приобретения российских комплексов С-400, «несмотря на возражения» со стороны США и НАТО.

Возможность поставок ЗРК С-400 ещё в мае текущего года обсудили президенты Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. В июле президент Турции подтвердил подписание необходимых соглашений по поставке С-400: «Подписи поставлены, и надеюсь, мы увидим С-400 в нашей стране. И будем вести их совместное производство». В конце сентября помощник российского президента Владимир Кожин подтвердил, что Анкара совершила авансовые платежи, а контракт вступил в действие.

По свидетельству генерального директора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова, «стоимость сделки по С-400 с Турцией составила более 2 млрд долларов» (турецкие источники говорили о 2,5 млрд долларов). Согласно предварительной информации, переговоры шли о поставке четырёх дивизионов по цене 500 млн долларов за один дивизион. А в сентябре текущего года Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что Москва и Анкара уже обсудили и принципиальную возможность приобретения турецкой стороной новейших российских зенитно-ракетных комплексов С-500.

Всё это не могло пройти мимо руководства США и НАТО. Американский постоянный представитель при Североатлантическом альянсе Кэй Бэйли в интервью газете The Washington Post заявила, что зенитный российский ракетный комплекс С-400 несовместим с натовскими системами, а Россия, по её словам, якобы давно «играет в игру». «Это игра – порвать связи в НАТО, между нашими союзниками и вызвать разногласия. Они идут и делают что-то вроде того, чтобы Турция купила систему ПРО».

Глава Пентагона Джеймс Мэттис, по его словам, также озабочен «несовместимостью» российских и натовских систем ПВО.

«Заокеанские друзья, конечно, негодуют», –  заметил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрий Шугаев. Однако Турция, как говорят в Анкаре, является независимым государством, которое может само принимать решение о покупке и о том, «сопрягать или не сопрягать» свои ракетные системы с системами НАТО,

Тем не менее в распоряжении США и НАТО сохраняются рычаги давления на Турцию. В частности, подписанный американским президентом Дональдом Трампом новый пакет санкций против России наложил ограничения на «существенные транзакции» с участием ряда российских ведомств и компаний, в том числе корпорации «Ростех» и её «дочек». Согласно данному документу, санкции США за «существенные транзакции» с российскими структурами могут быть введены против любых физических, юридических лиц или государственных структур различных стран, в том числе Турции.

Однако взвесили ли в Вашингтоне, кто окажется в выигрыше, если санкции США будут применены к их партнёру по НАТО  –  Турции?

«Турция другая, – отмечает турецкое издание Sabah. – Стратегическое партнёрство с Западом, которое продолжалось многие годы, сейчас висит на волоске. НАТО стала врагом, который действует исподтишка. Турция сознает, что, «стоя на месте», мы не сможем перепрыгнуть через расставленные для нас ловушки. Мы должны делать много ходов одновременно. Именно поэтому визиты Эрдогана в Россию, Кувейт и Катар имеют жизненно важное значение. Защита стабильности в регионе подразумевает в то же время защиту самих себя».

А самым важным может стать то, что пример Турции, где начинают размышлять и действовать таким образом, окажет влияние и на другие страны. В том числе в Североатлантическом ареале.

Петр Искендеров, ФСК