Меркель и будущее Украины. Руслан Осташко

Я читаю реакцию российских и украинских комментаторов на ситуацию в Германии и не понимаю откуда у них такая большая радость по поводу того, что у Меркель провалились переговоры по созданию правительственной коалиции.

Я спокойно отношусь к тому, что у нас не любят Меркель, но считать, что смена немецкого канцлера как-то радикально изменит немецкую политику или опосредованно повлияет на украинскую ситуацию – это надо быть ну очень большим оптимистом или ну очень большим пессимистом, зависит от того, как на это смотреть. Однако реализм заключается в том, что уход Меркель, который кстати еще не факт, что состоится, вряд ли что-то кардинально изменит. Германия – это не Саудовская Аравия, и личность канцлера хоть и имеет большое значение, за редчайшим исключением не может изменить ту политическую конфигурацию, которая сложилась в немецкой политике, а уж географию и экономические связи Германии вообще неподвластны канцлерской воле.

Особенно смешно в этом контексте смотрятся надежды некоторых наших соседей по глобусу, что новый немецкий канцлер, который может заменить Меркель, все-таки возьмет Украину в Европу, утопит Северный Поток – 2, введет еще более жесткие санкции против России и так далее. Видимо, по их версии на должность канцлера Германии баллотируется Порошенко, потому что другим образом я не могу объяснить такого оптимизма.

Кстати, к некоторым российским аналитикам это тоже относится. Видеть в немецком политическом кризисе какой-то предвестник проблем для Украины и признак того, что вот сейчас Европа возьмет и скажет Москве «забирайте Киев», ну это несерьезно. Это не говоря уже о том, что Европа и сейчас не против, а очень даже за то, чтобы мы повесили себе на шею содержание Украины и восстановление ее экономики, только есть серьезные сомнения в том надо ли это нам, даже если нам за это дадут возможность посадить Порошенко, Саакашвили и Авакова в одну камеру в Матросской Тишине.

Наиболее вероятный вариант развития событий после провала переговоров о коалиционном правительстве – это досрочные выборы. В Германии это довольно длительная процедура и уже понятно, что скорее всего они пройдут весной следующего года. Шансы на то, что произойдет какая-то радикальная перемена настроений избирателей – не так уж и много. То есть в следующем году Германия получит более-менее похожий по составу Бундестаг. Разница будет только в том, какую из партий избиратели накажут за срыв коалиционных переговоров.

Нельзя исключать вариант, по которому партия Меркель на перевыборах получит еще больше голосов, чем в прошлый раз, и та же самая Меркель сможет организовать правительство с позиции силы, взяв себе уже не двух (как она пробовала сейчас), а всего одного партнера по коалиции. Так что те, кто публично прощаются с Меркель, особенно на Украине, еще могут пожалеть о своем поведении. А если ХДС вдруг решит поменять лидера, то это вряд ли как-то кардинально изменит внешнюю политику правительства, которое будет сформировано вместо правительства Меркель.

Кстати, я знаю, что у нас принято сильно не любить эту Фрекен Бок международной политики, в том числе и за роль Евросоюза в украинском кризисе, но хочу отметить, что она была далеко не худшим из возможных вариантов. Есть как минимум два эпизода в которых она таки сыграла положительную роль. Например, американские СМИ пишут, что в 2015 году именно позиция Меркель заставила администрацию Обамы отказаться от поставок джавелинов и другого летального оружия на Украину.

Можно долго спорить о мотивации немецкого канцлера, но факт остается фактом. Она же сыграла большую роль в ограничении санкций против России, потому что в 2014 и 2015 рассматривались даже варианты с газовым и нефтяным эмбарго, от которого нашего экономика пострадала бы очень сильно. Меркель это сделала явно не из любви к России, но все равно – в нынешние времена найти политика, который действует в интересах своей страны, а не в интересах оголтелой русофобии – большая редкость. У нас под боком в Киеве есть целая политическая элита, которая спокойно гробит национальную экономику просто для того, чтобы их погладили по головке в Вашингтоне, так что Меркель на этом фоне смотрится как титан международной политики.

Теперь рассмотрим вариант, в котором после перевыборов выясняется, что резко усилились позиции главной оппозиционной партии – немецких социал-демократов. Этого скорее всего не будет, но избирательная кампания будет довольно длинной, и небольшой шанс на сюрприз все-таки есть. И что тогда будет? А вот в этом случае нам будет хо-ро-шо. Социал-демократы – это партия Шрёдера, который сейчас в совете директоров Роснефти и партия той части немецкого бизнеса, который еще сильнее завязан на сотрудничестве с Россией, чем бизнес, который близок ХДС. И нет, даже в этом случае, условный социал-демократический канцлер Германии не скажет официально доброго слова о России, но зато будет еще активнее двигать энергетическое и всякое другое сотрудничество. А нам в общем-то именно это и надо.

Независимо от того, кто конкретно будет канцлером, экономические интересы немецкой элиты будут толкать этого канцлера к той или иной форме сотрудничества с Россией. Это вопрос экономики и географии, а экономика и география не меняются по желаниям политиков. В некоторых вариантах этого сотрудничества будет больше, в некоторых меньше, но в любом случае следующего канцлера почти гарантировано будут обзывать агентом России. В Европе – это уже традиция, и похоже – это надолго, если не навсегда.

Руслан Осташко