Далеко не секрет, что авианосцы и прочие военно-морские монстры, типа универсальных десантных кораблей, являются «священными коровами» военной стратегии Запада и там на них едва ли не молятся. Во всяком случае, ставить под сомнение их «выдающиеся боевые качества» и, тем более, саму целесообразность строительства таковых, считается там настолько дурным тоном, что на это практически никто не отваживается.
На Западе вообще по этому поводу существует практически идеальный консенсус. Океанские громадины имеют очень внушительный вид, благодаря чему сильно поднимается буквально всё – от половой потенции у престарелых американских адмиралов, до национальной самооценки, государственного престижа и, конечно же, прибылей военно-промышленного комплекса. Про который уже давно сказано – то, что выгодно ему, выгодно и всей Америке.
Ну а тем, кто склонен задавать по этому поводу неудобные вопросы о стоимости этих игрушек, или об их боевой эффективности, там давно заткнули рот. Рискну предположить, что в такой накатанной, как американский хайвэй, ситуации США будут строить свои плавучие аэродромы вообще всегда – независимо от их чисто военной целесообразности. Просто потому, что иначе они уже не могут.
Поэтому искать здравую оценку прикладного значения авианосного флота там, где это уже давно символ веры, пустое занятие.
Однако в тех странах, которые, с одной стороны, плот от плоти той же мировой Англосаксонии, но с другой все более явно не тянут даже на роль пристяжных лошадей этой глобальной империи, нет-нет, да появятся грустные размышления на эту отнюдь не праздную тему. В данном случае речь идет о Великобритании и напечатанной там статье местного военно-морского эксперта Ника Чайльдса «Афибийные силы: противоречивые дискуссии в Британии и за её пределами».
Во-первых, стоит отметить, что автор не склонен слишком дразнить гусей. И поэтому всячески подчеркивает непреходящую значимость авианосцев и десантных кораблей для флота её величества. Что, в общем, не удивительно. Попробовал бы он выступить категорически против них аккурат в тот момент, когда королевский флот принимает на вооружение два новейших авианосца! Не уверен, что его должность в Лондонском институте стратегических исследований не стала бы после этого вакантной.
Ситуация обстоит таким образом, что радиус действия современных противокорабельных ракет морского, берегового и воздушного базирования растет с почти той же космической скоростью, с какой у Ким Чен Ына стартуют в космос его все более дальнобойные «молотилки судного дня». И это не говоря уже о грядущем явлении таких и вовсе зловредных штуковин, как гиперзвуковые ракеты, в принципе неуязвимые для всяких там корабельных ПВО-ПРО.
Так что и авианосцам тоже недолго осталось быть на поверхности, при условии, что они рискнут подплыть ближе чем на пару тысяч миль к заветному берегу. А если в целях безопасности не подплывут, то тогда какой от них вообще прок? В таком случае проще будет оставаться в собственной базе, где-нибудь в том же Гибралтаре и оттуда пытаться достать, например, ту же Сирию. Но вот незадача – в Гибралтаре, как, собственно, и везде на суше и обычных аэродромов хватает. Вот такой, понимаешь, замкнутый круг получается.
Оказывается, что это никакая не теория, а самая что ни на есть практика. И британские морские лорды удумали уже в следующем году вывести из состава флота единственный десантный вертолетоносец L12 Ocean, которому всего-то от роду 17 годков и служить ему по-хорошему еще лет двадцать, как минимум.
Плюс к этому на прикол собираются поставить и оба десантно-вертолетных корабля-дока Albion и Bulwark. Таким образом, бывшая владычица морей полностью отказывается от амфибийной (то есть десантно-высадочной составляющей) своих ВМС. И ввод в строй новых авианосцев, одной из главных задач которых является как раз огневая поддержка десанта, при отсутствии такового в принципе, больше напоминает ностальгические имперские понты, нежели реальное повышение боеспособности флота.
Похоже на то, что англичане просто куда более трезво оценивают перспективы борьбы на море, чем некоторые военно-морские неофиты, которым просто некуда деньги девать. И понимая, куда ветер дует, они элементарно не хотят вкладываться в заведомо безнадежное дело. И, в частности, понимают, что если дойдет дело до войны с той же Россией, то морские десантные силы помогут Западу как мертвому припарки. Точнее, они тут же станут первыми кандидатами в мертвецы при любой попытке приблизиться к русскому берегу.
В общем, получается так, что британские адмиралы, как люди умные и прозорливые, понимают и делают именно то, что их заносчивым американским коллегам суждено осознать лет этак через десять – пятнадцать. Когда даже их фантастическая великодержавная спесь уже не позволит не замечать того очевидного факта, что любой российский «Циркон» способен поставить крест на любом американском авианосце и в целом – на «военно-морской проекции силы» Запада. Которой сегодня так кичится Америка, упорно не желающая признавать очевидного. А именно того, что время господства на морях огромных стальных мастодонтов прошлого стремительно и бесповоротно подходит к концу.