Теперь США копируют китайцев

Поднебесная медленно, но верно избавляется от малоприятной репутации главного похитителя инновационных идей и изобретений. Да, в Китае по-прежнему можно найти копии гаджетов, машин и т.д. из других стран, которые не отличишь от оригиналов, но с каждым годом их становится все меньше. Между тем, некоторые новые китайские IT-компании уже не уступают в области инноваций и разработок западным конкурентам. Это приводит к тому, что уже в Америке появляются копии того, что было разработано или внедрено в Китае.

Некоторые китайские компании стали законодателями мод в новых услугах и бизнес-моделях, пишет Financial Times. Причин для такого рывка несколько. Поисковые системы Facebook, Twitter и Google в КНР блокируются. Это волей-неволей заставляет китайские компании экспериментировать и изобретать. Существует и поколенческий фактор, считает Деррик Сюн, начальник отдела маркетинга производителя дронов Ehang. Новое поколение бизнесменов, родившееся в девяностые годы прошлого столетия, имеет «глобальное» мышление. Они не знают, как нелегко жилось их родителям, и поэтому у них совершенно другой менталитет, который мало чем отличается от менталитета сверстников из Америки и Европы.

Китайские компании уже лидируют в нескольких сферах бизнеса. Например, очень популярный в Китае прокат велосипедов имеет преимущества перед схожим прокатом в Лондоне, Нью-Йорке или Париже. Замки с велосипедов в Китае можно снять при помощи приложения на смартфоне. Еще одно важное преимущество: их можно брать и оставлять везде. В довершение ко всему, очень много велосипедов в Китае можно даже отследить при помощи GPS навигации. Лидерами и новаторами в секторе проката являются компании Mobike, Ofo и Xiaoming. У китайских велопрокатчиков уже появились подражатели в других странах. К примеру, американская компания LimeBike оказывает схожие услуги в Калифорнии, Северной Каролине и Флориде.

Немало наработок у Китая и в области кодов быстрого реагирования (QR code). Пользователи при помощи QR могут быстро взять напрокат велосипед, расплатиться в магазине, получить информацию о новых знакомых или коллегах. В 2013 году в США от QR отказались, но сейчас, причем, не исключено, имея перед собой пример Китая, похоже, начали менять свое отношение. Snapchat, например, вернул QR еще в 2015 году, а Facebook – в нынешнем. Spotify при помощи этой технологии позволяет пользователям делиться музыкой.

WhatsApp запустил в августе 2017 года бизнес-аккаунты, последовав примеру китайского конкурента WeChat, который давно и плодотворно работает с миром бизнеса. У приложения сейчас более 20 млн официально зарегистрированных аккаунтов.

Большой интерес вызвала покупка компанией Amazon в июне за 13,7 млрд долларов сети магазинов органической еды Whole Foods. Но и здесь китайцы американцев опередили и поэтому, как минимум, теоретически Amazon вполне мог позаимствовать идею у лидера китайской электронной торговли Alibaba. Китайский гигант купил такие же сети, но раньше, сначала Intime. JD.com, а в мае этого года – Lianhua. В Alibaba новой стратегии даже придумали название – «новый ритейл», соединяющий физический и реальный миры и облегчающий клиентам жизнь.

Очень сильно обошел Китай Америку и в платежах при помощи мобильных устройств. По данным iResearch, этот рынок в Поднебесной оценивался в прошлом году в 8,8 трлн долларов. Китайская традиция – дарить на Новый год деньги, но сейчас при помощи мобильных устройств она завоевала популярность и в других странах, например, в Индии.

Кстати, залогом того, что в недалеком будущем роли поменяются и «воровать» ноу-хау будут американские компании у китайских, а не наоборот, является численность выпускников математических, технических и инженерных факультетов высших учебных заведений. КНР по этому показателю превосходит США в 9 раз. Это много даже с учетом четырехкратного превышения численность населения Китая над американским.

Сергей Мануков, «Expert Online»