Уместно ли и применимо ли вообще в области вечности и святости сопоставление таких земных понятий как политические взгляды человека? Могут ли святые иметь разные идеологические воззрения? И где грань между религиозными манипуляциями в рамках сегодняшней «политической целесообразности» и действительной, реальной святостью человека, проявившейся в сложных исторических обстоятельствах?
Яркими примерами для сопоставления в раскрытии данных вопросов служат двое соотечественников Закарпатской Руси (на местном диалекте русинов, Пудкарпадской Руси, Сриберной Руси, то есть Серебряной Руси, или, по-другому, Угорской Руси). Они жили в одно время и на одной территории, оба были одной национальности, оба по своей смерти причислены к лику святых в своих конфессиях.
Первый из них – святой преподобный Алексий (Кабалюк) Карпаторусский, канонизированный Украинской Православной Церковью (УПЦ МП). Церковью, которая является неотделимой частью Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП).
Второй – недавно ставший святым Русинской грекокатолической Церкви и в УГКЦ беатифицированный (канонизированный) епископ Феодор (Ромжа). Церкви, являющейся неотделимой частью Римско-Католической Церкви.
Справедливости ради, стоит отметить, что УГКЦ в Ватикане называется не так, как на Украине, а «Украинская Католическая Церковь восточного обряда». В этом есть существенная разница, подчеркивающая, что так называемая УГКЦ не является ни поместной, ни автокефальной, ни даже автономной Церковью в своем управлении, как об этом лживо говорят ее иерархи своей пастве и о чем заявляют в украинском информационном пространстве. Мало того, в Закарпатской области русины униаты подчиняются не главе украинских бандеро-униатов Святославу (Шевчуку), т.е. УГКЦ, а напрямую Риму, имеют отдельного управляющего епископа и входят отдельной Церковью (как Мукачевская русинская епархия) в конгрегации Восточных Церквей. Если в УГКЦ богослужебным языком является украинский суржик, то у грекокатолических русинов Мукачевской епархии – церковно-славянский язык.
Для представления общей мировоззренческой картины необходимо упомянуть о том, что зоны стыка между Римским патриархатом и Православными патриархатами после большого раскола не раз становились местом раздора, этнических и религиозных войн.
Закарпатская Русь (Серебряная Русь) в составе нынешней территории Закарпатской области Украины стала островом с подавляющим русинским православным населением, который окружает католическое население. И те люди, о которых у нас пойдет речь, оказались, можно сказать, по разные стороны баррикады.
Вот несколько фактов из их жизни.
Происхождение, образование, формирование личности
Александр Кабалюк (далее А.К.) родился в 1877 году в селе Ясиня под Раховым в униатской русинской семье лесоруба. Окончил церковно-приходскую школу и поступил послушником в греко-католический монастырь. Но с детства душа его стремилась к православной вере. Большую роль в становлении его интереса к Православию сыграло общение с православными людьми и посещение великих святынь в Киеве, Почаеве, в Палестине, на Афоне. С 1905 года Александр загорелся искренней верой и стал проповедовать Православие среди русинов.
Георгий Феодор (Теодор) Ромжа (далее Ф.Р.) родился в 1911 году в селе Надьбочко, в униатской русинской многодетной семье служащих. Окончил народную школу в родном селе, гимназию в городе Хусте, философский и богословский факультеты Папского Григорианского университета в Риме (с результатом: большим почетом). Во время учёбы в университете вначале занимался в коллегии Германикум-Хунгарикум, а далее в коллегии Руссикум. Знал несколько языков. Очень желал миссионерствовать в России.
Из этого сравнения биографий двух святых можно сделать следующие выводы.
А.К. жил в униатской среде, среди простого народа. Русофильство русинов и посещение православных святынь весьма повлияли на смену его мировоззрения. Он получил первичное, по тем временам, образование, ознакомился с основами аскетики в небольшом сельском униатском монастыре, значит, знал жизнь, настроения, проблемы русинов из самых низов. Ревностный православный верующий, он желал помочь своему народу избавиться от католического гнета, ассимиляции и геноцида.
Ф.Р., родившийся в униатской семье, пребывал в среде австрийской чешской, венгерской униатской интеллигенции, где превалировали русофобские настроения. Он получил блестящее светское и богословское образование. Римские университеты (Григорианский и Руссикум) специализировались как раз на униатских церквях, русофобская идеология римской экспансии в которых доминирует. Ватикан создал в лице этого ревностного католика мощную машину для экспансии Рима на Восток.
Соотечественники и очевидцы деятельности Ф.Р. говорят о нем следующее. Он был весьма современным для того времени человеком: любил современную музыку, рыбалку, любил играть в футбол, ездить на лыжах и велосипеде, а с появлением радио стал еще и радиолюбителем. Даже став епископом, он продолжал курить модные сигареты и танцевать. Эти элементы католической «святости», не соответствующие этикету епископства, в воспоминаниях очевидцев еще не успели подчистить, как это сделали в официальном «житии».
Условия пастырского служения. Исторический фон
А.К.: В 1909 году в Хусте состоялся очередной тайный съезд православных русинов. В то время в регионе сложилась очень сложная религиозная ситуация, возникли прецеденты перехода крестьян в нескольких деревнях в Православие. Несмотря на давление, которое оказывали на русинов австрийские (а позднее и чешские) власти, на судебные процессы, – самым громким из которых в Карпатской Руси на тот момент был первый Мармарош-Сиготский процесс 1904 года, – даже несмотря на террор и геноцид, исходившие от католиков, число православных верующих среди русинов увеличивалось.
В марте 1910 года в Яблочинском монастыре (ныне находится на территории Польши) Александр Кабалюк был пострижен в монашество с именем Алексий, спустя четыре месяца он был рукоположен в иеродиаконы, а еще через месяц – в иеромонахи. Затем он отправился в Константинополь, где имел встречу с Константинопольским патриархом.
В 1911 году о. Алексий начал служить под страхом смерти по ночам в домовой церкви села Ясини. Не желая обременять прихожан, он работал простым точильщиком. Из-за гонений ему пришлось выехать в США. Но в 1913 году, когда иеромонах Алексий узнал о судебном процессе против православных крестьян-русинов, обвиненных в государственной измене (по которому сам он проходил главным обвиняемым), то решил вернуться на родину к своему народу, и добровольно сдался суду. О. Алексий был приговорен к четырем годам и шести месяцам тюремного заключения и штрафу в 100 крон. Процесс вызвал большой резонанс во всем славянском мире, в особенности в России. По его окончании император Николай Второй даровал иеромонаху Алексию золотой напрестольный крест.
17 августа 1921 года о. Алексий был избран игуменом Свято-Николаевского монастыря в Изе. В 1925 году – возведен в сан архимандрита.
Ф.Р.: В 1936 году в Риме Федор Ромжа был рукоположен во священники. После возвращения на родину он попадает под мобилизацию и становится курсантом Пражского военного училища. И тут – обратите, пожалуйста, на это внимание – он совершил поступок католической «святости», который вы не найдете в его подчищенном «житии».
В воспоминаниях Павла Судоплатова, руководившего во время Великой Отечественной войны 4-м (разведовательно-диверсионным) управлением НКВД-НКГБ, приведенных в книге «Разведка и Кремль. Воспоминания опасного свидетеля», указывается на то, что «Советский Союз и Чехословакия подписали в 1935 году секретное соглашение о сотрудничестве разведывательных служб. Именно в рамках этого договора разведданные, собранные чешской разведкой, были предоставлены СССР. Благодаря им, стало известно, что Феодор Ромжа работал на разведку Чехии и Ватикана, а с 1944 г. установил связь с английской разведкой, с ее представителем полковником Франтишеком Гаеком (бывшим сотрудником разведки Чехословакии, который потом работал еще и на разведку США)». Хочу напомнить, что в период Великой Отечественной Войны разведка Ватикана полностью сотрудничала с Гитлером. Ватикан работал против СССР.
В 1938–39 годах нацисты, по договоренности, отдали Подкарпатскую Русь Венгрии. Все, что было русским и связывало людей с Россией, уничтожалось венгерскими жандармами. Для русинов был создан концентрационный лагерь в Рахове, где охранниками и палачами были галицийские униатские «сичевые стрельцы».
С сентября 1939-го года по 1944 год Ромжа служил профессором философии и духовником Ужгородской Духовной семинарии, куда его назначил правящий епископ Александр (Стойка).
В «житии святого» описано, как он, будучи духовником в Ужгородской семинарии, а потом и епископом, совершал миссионерские поездки по Закарпатской Руси, удерживая народ от перехода в Православие.
Во время этих посещений «миссионерами» закрывались молитвенные дома, совершались беззаконные суды над крестьянами (русофильствующими униатами) и православными, которых сажали в тюрьмы; духовенство ГКЦ для устрашения паствы принимало участие в публичных пытках и издевательствах над отступниками веры ради Святой Католической Церкви.
Когда Ромжа стал епископом, он лично угрожал пастырям ГКЦ, в случае потакания «искушениям сатаны» и переходу в Православие, лишением сана и отлучением от Церкви. Причем эти угрозы сопровождались давлением властей и физическими расправами над ослушниками.
Общественное служение. Причины канонизации
А.К.: В 1921 году отец Алексий открыл Собор Карпаторусской Православной Церкви, автономно существовавшей в составе Сербской Православной Церкви, на который съехалось около четырехсот делегатов. В 1944 году исповедник стал инициатором организации Православного съезда в Мукачеве. Его делегаты составили обращение на имя И.В. Сталина, в котором просили включить Карпатскую Русь в состав Советского Союза как самостоятельную республику. Кроме того, 23 священника, участвовавшие в съезде, подписали обращение к Священному Синоду Русской Православной Церкви с просьбой о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав Московской патриархии.
Карпаторусскую Церковь удалось сохранить от раскола, отстоять от претензий Константинопольского патриархата, однако окончательно проблема ее разделения была решена только в 1946 году, когда отец Алексий возглавил движение за ее присоединение к Русской Православной Церкви, которое увенчалось успехом.
После присоединения Подкарпатской Руси к Украинской ССР ее часть – Пряшевская Русь, осталась в составе Чехии (Словакии). В СССР карпатороссы были насильственно украинизированы, в паспортах в обязательном порядке ставилось «украинец». Последовавшие после запрета Грекокатолической Церкви и преследования русинского униатского духовенства коснулись также и православных русинов. Многие храмы, скиты и монастыри были закрыты, а их имущество разграблено, как это было в России после революции.
Архимандрит Алексий скончался 2 декабря 1947 года, приняв схиму. Похоронен он был на братском кладбище Свято-Никольского монастыря в Изе. В 1999 году были обнаружены практически нетленные мощи схиархимандрита Алексия, а 21 октября 2001 года Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике святых.
Ф.Р.: Приведем краткую хронологию эволюции героического и «патриотического» служения этого «святого» человека.
1930-39 гг., при Австро-Венгрии. Проавстро-венгерская политическая позиция; одобряет ассимиляцию русинов и русофобию, геноцид русофилов, поддерживает гонения на Православную Церковь. Вместе со своим епископом принимает участие в гонениях на украинофилов, а также на грекокатолического священника о. Августина Волошина (президента Закарпатской Украины), информацию о котором передает чешской разведке.
1939-44 гг. Прочешская позиция, поддержка гонений на украинофилов и на Православную Церковь; русофобия, работа на ватиканскую, чешскую и британскую разведки. Помощь пособникам фашистов. Всячески приветствует фашистскую оккупацию. Агитирует вступление молодежи в дивизию СС Галичина.
1944-45 гг. Переходный период. После освобождения от фашистов Подкарпатской Руси приветствует советские войска и пишет обращение к Сталину о присоединении Закарпатья к Советской Украине. В то же время, продолжает работу на иностранные разведки.
1945-47 гг. В Закарпатской области УССР участвует в бандеро-фашистском движении, становится его идеологом; при этом испытывает ностальгический проавстрийский настрой. Сепаратист и коллаборационист. Занимается антисоветской пропагандой, продолжает работу на иностранные разведки. Бандеровцев убеждал: «убивать тех, кто поддерживает советскую власть – это богоугодное дело» (Более подробно об этом в его «житии» http://bit.ly/2Ar9srh )
Выводы:
А.К. и Ф.Р. жили в одно время и, конечно же, не могли не встречаться. Только один из них был на стороне палачей, а другой – в качестве жертвы. Условия пастырского служения у них были разные: А.К. пребывал в гонениях и разделял нищету своего народа, в то время как Ф.Р. пользовался всеми привилегиями светской и духовной власти. Когда воздвигли гонения на их Церкви, А.К. безбоязненно сдается суду и смело смотрит врагу в глаза, не меняя свою позицию, заступается за свою паству. А вот ученик иезуитов Ф.Р., ненавидя советскую власть, поет дифирамбы «дорогому товарищу Сталину», как и прежним чужим хозяевам Закарпатской земли. Ф.Р. в угоду чешской власти сдает украинофильствующего грекокатолического священника Августина Волошина.
Чтобы не утруждать свою паству, А.К. даже работал точильщиком, в то время как Ф.Р. занимался танцами, курил модные сигареты, ездил на дорогом автомобиле (для того времени в бедном крае автомобиль являлся небывалой роскошью).
Обретенные останки А.К. полностью нетленные, а останки Ф.Р. сгнили вместе с одеждой.
Отец Алексий – монах-аскет, но в то же время политик, общественный деятель, не только духовный, но и национально-политический предводитель карпаторусского народа. Он был решительным сторонником идеи национального единства карпаторусов с русским народом и воссоединения Карпатской Руси с Россией. Безбоязненно противостоял венгерской и чешской ассимиляции народа, открыто выступал против фашистской оккупации. Оказывал максимальную помощь в деле освобождения от фашистов родной земли. Его по праву можно назвать святым антифашистом и по духу, и по делу.
Причинами его канонизации послужили святой образ жизни, апостольские труды, христианское бесстрашное исповедничество, нетленные мощи.
Грекокатолический епископ Ф.Р. несколько раз менял свои убеждения, с кровавыми последствиями этого для его же паствы, он был палач и гонитель веры, лицемерный ученик иезуитов, работавший на три разведки, помогавший гитлеровским фашистам – практик-нацист, ставший впоследствии идеологом бандеровщины.
Причины канонизации Ф.Р.
В Грекокатолической русинской Церкви Ромжа – один из первых новоявленных «святых» после четырехсотлетнего перерыва. Его образ подхватили как знамя унии (соединения) и великой католической «святости». Он являет собой выгодный образ «мученика», используемый для манипуляции против всего русского и православного, и если бы его не было на самом деле, то его нужно было придумать. Наспех сфабрикованный фальсификат с убийцы-Ромжи, а теперь в роли – святого-Ромжи, как раз подан для незадачливых и одурманенных прихожан. Причиной его канонизации стала необходимость возведения в ранг святости фашизма, который, как таран, срабатывает против Православной Церкви в деле католической экспансии на Восток.
Убитого за политическую антигосударственную деятельность, за организацию бандеровского террористического убийства крестьян, учителей, врачей, тело у которого полностью сгнило, Ватикан решил причислить его к лику святых в 2001 г. в связи приезда папы Иоанна Павла Второго на Украину.
По своему духу и по смыслу своей деятельности Ромжа – настоящий фашист. Но зато теперь он – святой Католической Церкви!
Оба соотечественника пребывали в сложный исторический период, были сопричастны политической деятельности, для простолюдина АК христианские идеалы легли в основу антифашисткой деятельности, для ученика иезуитов ФР фашизм используется как метод достижения «пастырских» целей, ради «святой» Католической Церкви.
В этой статье я постарался наглядно показать смысл, целесообразность и причины канонизации святых в разных конфессиях. И, оказывается, в идеологической и в исторической перспективах, уместно и нужно говорить об истинно святых антифашистах и о поддельных «святых» – фашистах, для того, чтобы не ослабела народная память. А вы как думаете, дорогие мои друзья?
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук