Возможно, именно сейчас Россия рискует утратить последнюю возможность модернизации своего все еще существующего океанского флота
Состоявшееся в самый канун Нового года вступление в строй ВМФ России третьего по счету фрегата проекта 11356 «Адмирал Макаров» закономерно привлекло внимание общественности к состоянию российского военного флота. Особенно интересными оказались некоторые фотографии, опубликованные СМИ с торжественной церемонии на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининградской области РФ. Дело в том, что на эти фото попал, вероятно случайно, находящийся по соседству сухой док со стоящим в нем крупным военным кораблем.
Будучи большим поклонником российского флота, я тут же выстроил в голове самую оптимистическую гипотезу. Которая сводилась к тому, что командование ВМФ оперативно сделало выводы из серьезной задержки с достройкой второй тройки фрегатов проекта 11356, из-за отсутствия украинских двигателей. И решило компенсировать её срочной модернизацией кораблей более старых, но все еще грозных проектов. Один из которых именно по этой причине оказался в заводском доке.
Но, увы, всё оказалось гораздо проще и печальней. После недолгого интернет-расследования выяснилось, что в док был поставлен эскадренный миноносец «Беспокойный» проекта 956 «Сарыч». Которому должны сделать косметический ремонт, обеспечить непотопляемость, а затем передать в качестве экспоната военно-морского музея в Кронштадт.
Патриотическое воспитание, ради которого создаются такие музеи, штука, безусловно, крайне востребованная и необходимая. Однако даже с учетом этого, позволю себе задать вопрос – настолько ли благополучно состояние современного российского флота, чтобы он мог позволить себе роскошь отказываться от вполне еще боеспособных кораблей, обладающих к тому же огромным ресурсом модернизации?
Выше мы уже упомянули о проблемах с фрегатами «адмиральской» серии. Примерно та же ситуация сложилась и с более крупными кораблями проекта 22350. Первый из которых «Адмирал Горшков» уже второй год не может выйти из стадии испытаний. А сроки сдачи флоту второго – «Адмирала Касатонова», тем более остаются в тумане.
Но самое главное – оба этих проекта уже сегодня не удовлетворяют требованиям российской военно-морской стратегии. Не случайно в прессе постоянно возникают дискуссии о необходимости скорейшего запуска строительства больших океанских эсминцев класса «Лидер». Дело в том, что корабли проектов 11356 и 22350 элементарно малы для размещения на них всего спектра современных военно-морских вооружений, прежде всего – крылатых ракет большой дальности в количествах, хотя бы приблизительно сравнимых с американскими аналогами. Про оснащенные теми же «Калибрами» миниатюрные прибрежные катера типа «Каракурт» и говорить не приходится, ввиду их явно неприспособленности к действиям в открытом море.
Водоизмещение современных российских фрегатов находится в диапазоне 3-4 тыс. тонн, тогда как эсминец США типа «Арли Берк» последней модификации примерно в три раза больше. В результате суммарный ракетный залп всего Черноморского флота РФ (три фрегата и 4 подлодки) почти в два раза уступает залпу только одного американского эсминца, которых у США больше 60-ти!
Очевидно, что России с этим надо что-то делать. Особенно с учетом того, что именно огромный американский флот, вооруженный крылатыми ракетами, на сегодняшний день остается едва ли не единственным средством стратегического нападения на Россию, который не охвачен никакими соглашениями по контролю над вооружениями и является для США весьма солидной «форой» в их военном балансе с РФ.
Но так ли уж безвыходна ситуация для российского флота, даже с учетом фатальных задержек в строительстве новых фрегатов и весьма неясных перспектив с переходом к созданию полноценных, но крайне дорогостоящих, океанских ракетных платформ, типа эсминца «Лидер»?
Думаю, что для такого вывода у нас пока нет оснований. Даже с учетом известных бюджетных проблем. И того бесспорного факта, что, при всей важности флота, Россия в основе своей – сухопутная держава, оборона которой должна строиться прежде всего на суше. Но поскольку хорошей обороной может считаться лишь та, которая начинается на самых дальних подступах к собственной территории, то и значение флота вряд ли стоит преуменьшать.
Тем более, что у РФ есть резервы и ресурсы, которые вполне можно обратить на решение насущной задачи максимально быстрого укрепления боевого потенциала ВМФ. Речь в данном случае идет, прежде всего, о боевых кораблях советской постройки, которые по своим основным размерениям, водоизмещению и мореходным качествам примерно соответствуют помянутому выше американскому эсминцу. То есть, при условии достаточно основательной модернизации, они могут быть оснащены сравнимым с ним количеством самых разных, в том числе и крылатых ракет. При этом, по оценкам специалистов, такая модернизация обойдется в среднем по 2 млрд рублей за один корабль, тогда как строительство одного эсминца подобного класса потянет на все 30 млрд рублей.
Наиболее подходящими для такой модернизации являются эсминцы или БПК советской постройки проектов 956 и 1155, которых в российском флоте в разных стадиях одряхления и отстоя все еще состоит около 20 единиц.
Причем их модернизация, это не какая-то дилетантская фантазия, но уже свершившийся факт! Только не в РФ, а в… Китае. Дело в том, что китайцы в свое время – в конце 90-х гг. заказали в России несколько эсминцев проекта 956. И сейчас, когда подошло время привести их боевые возможности в соответствие с новыми требованиями, они, недолго думая, разработали проект их радикальной модернизации и оснащения самыми современным оружием, включая крылатые ракеты. Вот что пишут по этому поводу китайские интернет-источники:
Продолжается модернизация китайского эсминца «Ханчжоу», закупленного в России. Основными работами являются – демонтаж пусковых установок противокорабельных ракет «Москит» с заменой на новых китайские ПКР, зенитно-ракетного комплекса на китайскую установку вертикального пуска. Китайские источники отмечают, что корабль водоизмещением 8000 тонн имеет достаточный задел для модернизации и достаточный ресурс эксплуатации.
Российское министерство обороны имело аналогичные планы по модернизации оставшихся кораблей проектов 956 и 1155. Вот что писала по этому поводу еще в 2013 г. газета «Известия»:
Принятые на вооружение ВМФ в 80-х годах прошлого столетия большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 (шифр – «Фрегат», код НАТО – Udaloy) продолжат нести свою службу.
Такое решение принято Главкоматом ВМФ России, передают «Известия». Их будут модернизировать. В результате работ 30-летние корабли получат в свое распоряжение:
артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм,
крылатые ракеты «Калибр»,
зенитные ракетные комплексы с ракетами от установок «Редут».
Благодаря пополнению номенклатуры вооружений БПК станут универсальными, способными уничтожать подводные, надводные и воздушные цели, считают в Главкомате ВМФ.
Однако на сегодняшний день ни один из остающихся в строю ВМФ РФ кораблей проектов 956 и 1155 стадию глубокой модернизации так и не прошел. Более того, в прессе периодически появляются сообщения о весьма пессимистических перспективах данных боевых единиц.
Сроки выхода из ремонта большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Чабаненко» Северного флота в очередной раз будут пересмотрены, причем не по вине кораблестроителей, сообщил источник в промышленности. Из-за нехватки финансирования до сих пор не определен весь объем модернизационных работ, которые необходимо провести на корабле – отметил он.
6.12.2017 г.
А вот еще – на ту же печальную тему:
Минобороны РФ объявило конкурс на утилизацию двух эсминцев проекта 956.Подлежащие утилизации корабли размещены в пункте временного базирования на плаву у причала № 5 г. Североморск. Срок завершения работ – ноябрь 2018 г.
Про музейную судьбу эскадренного миноносца Балтфлота «Беспокойный» мы уже написали в начале статьи. Боюсь, что при таких темпах превращения все еще могучих боевых кораблей, способных, после модернизации, нести на своем борту новейшее оружие России, страна утратит последнюю возможность сравнительного быстрого и относительно недорогого ответа на американский военно-морской вызов. И если в предыдущие 25 лет это мало кого волновало, так как от «наших американских друзей» никто, или почти никто, ничего плохого не ожидал, то в недалеком будущем эти упущенные возможности могут дорого обойтись России. Гораздо дороже той копеечной в сущности экономии, которая получается за счет преждевременной во всех смыслах утилизации российского флота.
Юрий Селиванов, специально для News Front