Ну, конечно, это была трагедия! Трагедия для семьи, родных, близких…
То, что случилось в Запорожье, быстро приобрело всеукраинскую известность. Погибшего там двухлетнего малыша нельзя было отпеть по православному обряду, ибо он оказался некрещеным. В своё время родители младенца додумались обратиться для совершения обряда крещения не к Православной Церкви, а к служителям так называемого «Киевского патриархата». Действа же этой псевдорелигиозной организации никакой церковной силы не имеют.
В результате – маленький покойник остался неотпетым (ибо невозможно отпеть того, кто не крещён, как невозможно и похоронить того, кто не родился). А родители его в этой ужасной для себя ситуации не получили духовного утешения и, наверное, до конца жизни будут нести в душе тяжесть вины перед своим умершим сыном.
Однако, как в капле воды отражаются все свойства океана, так и в трагедии маленькой семьи отразилось нечто большее – трагедия целой страны. Разве отец и мать не хотели крестить своего ребёнка? Наоборот, хотели. Они даже понесли его крестить. Только на свою беду не знали, что на Украине крестить сегодня можно далеко не в каждом здании, именуемом православным храмом.
Это общая беда очень многих жителей Украины, далеких от Церкви. Для них православным храмом является любое здание с крестом на куполе, где имеется человек в священническом одеянии. Поп с крестом есть. Крестится он правильно (справа налево). Иконы висят. На входе надпись: «Православная Церковь». Что ещё надо?
Немногим более четверти века назад – так оно и было. Православные храмы на Украине являлись легко отличимыми от культовых зданий других религиозных конфессий. И захочешь перепутать – не перепутаешь!
Положение изменилось в 1992 году, когда на Украине была создана псевдоцерковь, пытавшаяся подделаться под православную.
Наверное, любой мало-мальски верующий человек согласится с тем, что настоящая Церковь – это не политическая партия, не общественное объединение и не акционерное общество. Её нельзя учредить указом президента, декретом правительства, постановлением Верховной Рады, решением собрания граждан и т.п. Настоящая Поместная Православная Церковь ведет свое происхождение от Иисуса Христа и Его апостолов, имеет на себе Божью Благодать и находится в соборном единстве с другими Поместными Православными Церквями. То есть – является святой, соборной и апостольской.
Церковное предание гласит, что получившие Благодать Духа Святого апостолы наделили ею первых епископов, положив руки на их головы (рукоположение). Эти первые церковные иерархи рукоположили затем в епископы следующих. Те, в свою очередь, других. И так, не прерываясь, тянется сквозь века эта нить от апостолов до сегодняшних православных архиереев, которые именно благодаря Божией Благодати имеют право называться священноначалием, а руководимые ими Церкви признаются каноническими, действующими согласно Закону Божию.
Такими каноническими являются, например, Константинопольская, Иерусалимская, Александрийская, Русская, Сербская, Болгарская Поместные Православные Церкви (всего их 15). Все они находятся между собой в соборном единстве, будучи частями одной Вселенской Православной Церкви. Как неотъемлемая часть Русской Православной Церкви (РПЦ), ко Вселенскому Православию принадлежит и Украинская Православная Церковь (УПЦ), являющаяся самостоятельной в управлении.
Что касается упомянутой псевдоцеркви, то её учредили из политических соображений на так называемом «Всеукраинском православном соборе», который ни всеукраинским, ни (тем более) православным не являлся. Просто собралась как-то группа «национально сознательных» деятелей и объявила, что в независимом государстве должна быть независимая (от РПЦ) церковь. То, что такое объединение будет независимо не только от РПЦ, но и от Бога, авторов нового проекта нисколько не беспокоило. Их заботила политика, а не церковные каноны.
Новую организацию тоже провозгласили «церковью» – украинской и православной. А поскольку полностью повторять название действующей УПЦ было нельзя, к наименованию вновь созданного объединения добавили словосочетание «Киевский патриархат». Так возникло некое учреждение с аббревиатурой УПЦ-КП («Украинская православная церковь Киевского патриархата»).
Разумеется, сия «церковь» не являлась святой (поскольку не обладала Благодатью). Не была она ни соборной (так как не состояла в единстве с Православными Поместными Церквями), ни апостольской (не имела преемственности от апостолов). И Церковью она не была, а всего лишь политическим объединением с церковной окраской.
В возникновении УПЦ-КП не было бы чего-то особенного (мало ли самозванческих объединений знает церковная история?), если бы не два обстоятельства. Приверженцы псевдоцеркви изначально повели себя агрессивно, захватывая при поддержке властей православные храмы. А главное – украинцев старательно убеждали в том, что УПЦ-КП – вполне законная Православная Церковь. Дескать, вся разница между УПЦ и УПЦ-КП в том, что первая – филиал русской Церкви, а вторая – независимая украинская.
Именно так рассказывали о «Киевском патриархате» большинство СМИ. Именно так демонстративно относилась к ней власть, чьи представители (включая самых высших) «на камеру» посещали «храмы» УПЦ-КП. Информация о том, что ни одна Православная Церковь в мире «Киевский патриархат» не признала, что все «таинства» УПЦ-КП церковными таинствами не являются, до широкой публики не доходила.
Прихожане православных храмов, конечно, понимали, что к чему. Однако большинство относящих себя к Православию людей на Украине (как, наверное, и в России) посещают храмы 2-3 раза в год и мало что знают о жизни Церкви. Среди этой части общества государственной пропагандистской машине в значительной мере удалось насадить убежденность, что «Киевский патриархат» тоже Церковь, туда можно обращаться при необходимости. Например, когда нужно кого-то крестить, повенчать, отпеть.
Как итог: дети остаются некрещеными (на самом деле, а не по форме), супружеские пары невенчанными, покойники неотпетыми. В сущности, то, что происходит на Украине в последние 25 лет, является духовным геноцидом – людей обманом уводят от Православия, о чём сами люди, как правило, и не подозревают.
Или, точнее, не подозревали. До огласки, которую получила трагедия в Запорожье. Теперь же, волей-неволей внимание общества привлечено к вопросу о действенности «обрядов», производящихся в «Киевском патриархате». Многие, вероятно, задумаются над этим. И, если большое количество людей осознает себя одураченными, то возмущение их обёрнётся не только против УПЦ-КП (сия организация всего лишь средство), но и против самого государства, занимающегося обманом в духовной сфере.
Последствия могут быть весьма значительными. И, видимо, не зря всполошились укроСМИ, старательно пытающиеся увести обсуждение трагедии в Запорожье от «Киевского патриархата» к «немилосердию» священников УПЦ, будто бы не снизошедших к людскому горю. Не зря активизировали свои усилия национал-радикалы, устроившие в последние дни уже несколько провокаций возле православных храмов (подобные провокации не делаются бесплатно и без приказа).
Виноватых в трагедии намеренно ищут не там, где они находятся. Истинные причины произошедшего пытаются скрыть. Однако подоплёка трагедии всё равно проступает наружу. Псевдоцерковность «Киевского патриархата» подобна тому шилу, которое, согласно пословице, в мешке не утаишь – как ни прячь, всё равно вылезает. А вместе с ним вылезает и неприглядная сущность антиправославной политики Украинского государства. Случившееся в Запорожье лишь активизировало процесс этого вылезания. Полное разоблачение – вопрос времени. И, может быть, не такого уж долгого времени.
И напоследок информация к размышлению для всех православных Украины…
При всей той поддержке, которую Порошенко оказывает УПЦ-КП, и при всем том зле, которое он делает «москальским попам» как президент Украины, Петр Алексеевич является прихожанином Свято-Троицкого Ионинского монастыря относящегося к Русской Православной Церкви. Более того, Порошенко является «почётным» дьяконом Троицкого Ионинского монастыря, в облачениях которого он в 2009 году возглавлял крестный ход! Об этом уже давно пишут украинские журналисты.
А это означает, что сознательно и целенаправленно отлучая народ Украины от Канонической Апостольской Православной Церкви, а значит лишая народ возможности спасения (в христианском смысле этого слова), обрекая его на вечную гибель и муки, он при этом свою душу пытается спасти в стенах Русской Православной Церкви! Потому что для православного человека Украины иной церкви быть не может!
Мне кажется, об этом многим православным людям на Украине стоило бы задуматься.
Александр Каревин, «Альтернатива»