Польский парадокс: как бандеровцы стали «жертвами коммунистического режима»

Небольшое село Бирча вновь находится в центре внимания польских СМИ. Сначала название села в угоду политике декоммунизации исчезло с колонн Могилы Неизвестного Солдата в Варшаве. А теперь в Бирче в прямом смысле откопали трупы бандеровцев и заявили, что пленные украинские националисты были незаконно убиты коммунистами.

Недавно некоторыми кругами в Польше была предпринята очередная попытка сфальсифицировать историю обороны Бирчи и обвинить ее защитников в военных преступлениях. Так, на историческом портале Superhistoria.pl, который считается правым, появилась статья бывшего директора Музея «проклятых солдат» Аркадиуша Карбовяка, где утверждается, что солдаты коммунистического Войска Польского во время обороны села совершили убийство пленных бандеровцев.

В материале сообщается, что в 1990‑е годы Анна Карваньская, жена одного из убитых командиров Украинской повстанческой армии (УПА, структура запрещена в РФ – ред.), решила найти и перезахоронить тело своего супруга. При эксгумации трупов команда антропологов из Университета Николая Коперника в Торуни якобы обнаружила, что смерть большинства погребенных наступила в результате разбития черепов тупыми предметами; кроме того, в нескольких случаях смерть была вызвана выстрелом в заднюю часть основания черепа.

«Эксгумация показала, что часть убитых не погибла в бою, а после попадания в плен была убита выстрелами в голову или, вероятно, забита прикладами насмерть. Эти данные трудно, однако, услышать из уст громко славящих героизм солдат — организаторов IV обороны Бирчи», — резюмирует Карбовяк.

Помимо этого, в его материале члены бандформирований УПА называются «партизанами из УПА», что соответствует терминам, принятым сейчас в официальной украинской историографии.

Необходимо напомнить, что ранее Аркадиуш Карбовяк уже «прославился» в Польше скандальными заявлениями на историческую тематику, когда, рассуждая о процессе против нацистских преступников в Нюрнберге, написал, что деяния нацистов «не были преступлениями в юридическом смысле».

В целом данная статья была резко негативно воспринята польскими читателями и получила большое количество «дизлайков». В комментариях поляки недоумевали, как такая статья могла появиться на правом портале, а многие писали, что больше никогда не будут покупать это издание. Кроме того, большинство высказывает свое возмущение.

На материал Карбовяка также отреагировали польские эксперты. Общественный деятель из Перемышля Мирослав Майковский, знакомый со спецификой поисково-эксгумационных работ, считает, что эта статья «основана на сплошной лжи, продвигаемой украинскими националистами».

«Во время их [членов УПА] эксгумации и переноса на кладбище в Пикуличах под Перемышлем команда, производившая эксгумацию, ничего такого не обнаружила. Члены УПА погибли в бою. Тезис об убийстве появился после их повторного захоронения и был выдвинут сегодня. Кроме того, националисты оказывали давление, чтобы могила этих бандитов находилась в Бирче, на что не согласились (и это правильно) власти Бирчи, зная, что она станет местом необандеровского культа. В отношении представителей власти была попытка запугивания», — написал Майковский в Facebook.

В беседе с журналистами издания Kresy.pl он назвал содержимое статьи «чушью, высосанной из пальца, созданной для пропаганды украинских националистов», которая не подтверждается какими-либо документами. По мнению Майковского, обвинения, выдвинутые в публикации Карбовяка, распространяются для того, чтобы дезавуировать деятельность патриотических кругов в пользу возвращения Бирчи на доску на Могиле Неизвестного Солдата.

«Это такой “контрудар”, показывающий, как поляки убивали “борцов за свободную Украину”», — заявил он.

Аналогичного мнения придерживается историк, доктор наук Анджей Запаловский. «Это реакция кругов, связанных с украинскими националистами и Ассоциацией украинцев в Польше, которые пылают большой симпатией к УПА и ее деятельности после Второй мировой войны, а также к целям этой организации. Защитников Бирчи, в том числе членов Армии Крайовой (вооруженные формирования польского подполья во время Второй мировой войны — прим. RuBaltic.Ru) и членов самообороны, пытаются дезавуировать и отвлечь внимание от того, что село атаковали, в частности, бывшие эсэсовцы и бывшие члены украинской полиции на службе III Рейха», — отметил эксперт.

По его словам, мнение антропологов относительно присутствия пуль в черепах не свидетельствует о расстреле членов УПА. «Там стреляли из автоматического оружия, которое рассеивает пули и попадает в различные части тела. Целятся в фигуру нападающего, а куда пуля попадет, туда попадет. Выдвижение на этом основании такого рода теории — это абсурд», — заявил Запаловский.

Историк указал, что в украинских источниках нет ни одного упоминания о какой-то большой группе членов УПА, которая попала в плен в Бирче. Нет также на этот счет каких-либо записей в архивах с польской стороны.

Кроме того, он подчеркнул, что бандиты УПА, напавшие на село, были одеты в военную форму Войска Польского, за что в соответствии с международным правом полагался немедленный расстрел на месте. «Здесь мы, конечно, не имели с этим [с расстрелом] дела. Однако даже если бы до этого дошло, то такая вещь была бы оправданной», — заметил эксперт.

Запаловский жестко раскритиковал использование термина «партизаны» в отношении членов бандформирований УПА. По его словам, данный термин относится прежде всего к подразделениям, признанным в международном праве, которые идентифицируют себя с формой существовавшего государства либо представляют большинство граждан. При этом формирования УПА — это партийные боевики, представляющие незначительную часть украинского народа. Только на Волыни в отрядах советских партизан было в два раза больше украинцев, чем в УПА. Поэтому, как отметил историк, нельзя говорить, что формирования УПА представляли какую-либо форму государственности.

«На самом деле можно сказать, что это были террористы и саботажники. Они, впрочем, сами себя называли “воинами”. А некоторые иногда приводят термин “солдаты УПА”, что вообще является недоразумением. Это элемент исторической политики, который сообщества украинских националистов навязывают с 1990 года», — резюмировал Запаловский.

Следует отметить, что, хотя польские эксперты и возлагают вину за произошедшее на некие проукраинские круги в стране, подобные обвинения в адрес солдат Народной Польши вполне укладываются в концепцию декоммунизации, которую активно проводят польские власти. Именно они уже много лет целенаправленно продвигают нарратив о преступлениях коммунистического режима и его многочисленных жертвах, в число которых официально заносятся члены бандформирований УПА. В частности, на такой факт вновь обратил внимание старейший еженедельник Myśl Polska («Польская мысль»).

В материале издания журналист Ян Энгельгард отмечает, что в связи с исчезновением названия Бирчи с Могилы Неизвестного Солдата деятельность Института национальной памяти (ИНП) Польши вызывает всё больше вопросов у патриотически настроенной польской общественности. Журналист зашел на сайт этой организации и с удивлением обнаружил только на букву «Б» сразу четыре фамилии «воинов» УПА в списке репрессированных в Польской Народной Республике (ПНР, существовала с 1952‑го по 1989 год) по политическим причинам.

Все эти «жертвы коммунистического режима» в составе сотен УПА принимали участие в вооруженных нападениях на подразделения польской армии или мирные села. При этом если внимательно просмотреть весь список, то можно найти в нём десятки фамилий членов бандформирований УПА.

Автор приходит к выводу, что, прикрываясь декоммунизацией, ИНП, по сути, занимается антипольской деятельностью. По его словам, Институт основан «на фундаменте фальшивой идеологии». «Ловко подброшенная через наследников УПА идея “борьбы с коммуной” приводит к тому, что ИНП охотится на поляков из Войска Польского и Корпуса внутренней безопасности, а в список репрессированных тянет неграмотных из сотни Громенко. И это должно быть строительством фундамента “свободной Польши”? Разве во имя мифической борьбы с несуществующей “коммуной” мы должны как государство и народ так унижаться? И до чего всё это довело? До тотального позора в международном масштабе, когда покровитель этого исторического видения на Украине [бывший президент] Виктор Ющенко признал Бандеру “героем Украины”. ИНП является соучастником в этом деле, потому что тесно сотрудничал со своими пробандеровскими коллегами в Киеве, предоставляя им архивные документы о “преследованиях” УПА и вписывая в “список репрессированных в ПНР” членов этой преступной организации. Пусть об этом знают все, кто кричит, что покушение на ИНП — это почти покушение на Польшу», — подытожил журналист.

В продолжение темы ИНП: на другую интересную особенность деятельности этой организации обратил внимание известный польский общественный деятель — ксендз Тадеуш Исакович-Залеский. Он заметил, что в 2018 году ИНП вообще не планирует снимать фильмы о преступлениях украинских националистов, несмотря на то что в этот год в стране будет отмечаться годовщина начала Волынской резни.

«В планах ИНП по съемке фильмов в 2018 году ни слова об увековечивании жертв УПА и СС “Галичина”, хотя это 75‑я годовщина “кровавого воскресенья” на Волыни. Ну что ж, “политическая корректность”… А семьи погибших на Кресах в III Речи Посполитой находятся в таком же положении, как семьи погибших в Катыни в ПНР», — написал ксендз на своей странице в Facebook.

К слову про Катынь, несмотря на отсутствие каких-либо годовщин и круглых дат, про эту тему ИНП не забыл. На 23 февраля этого года запланирована премьера фильма, который является кинематографической версией спектакля «Депортации, лагеря, Катынь».

«Картина повествует о трагической судьбе поляков, подвергнутых жестокостям советской оккупации польских земель, захваченных СССР в результате агрессии 17 сентября 1939 года», — рассказал в сообщении для PAP пресс-секретарь ИНП.

В целом можно констатировать, что историческая политика декоммунизации, проводимая польскими властями и официальными институтами, такими как ИНП, приводит к тому, что в угоду политической конъюнктуре переписывается и фальсифицируется история страны.

Декоммунизация не ограничивается одним лишь сносом памятников советским воинам, а становится поводом для обвинения солдат Народной Польши, исполнявших свой воинский долг, в репрессиях и преступлениях.

При этом члены преступных бандформирований украинских националистов объявляются «репрессированными» и «жертвами коммунистического режима». Подобный исторический нарратив уже воспринимается национально-патриотическими кругами страны как антипольский и противоречащий здравому смыслу. И в данном контексте история с исчезновением названия Бирчи с колонн Могилы Неизвестного Солдата стала поводом для активизации противостояния этих сил фальсификации истории Польши.

Сергей Широколобов, RuBaltic.Ru