Изысканные щупальца тоталитаризма: что Вятрович хотел бы, но не может сделать с «высоцкими, булгаковыми и цоями»

Националисты объявили войну Владимиру Высоцкому и Виктору Цою

80 лет со дня рождения поэта Владимира Высоцкого предсказуемо стало одной из главных тем в украинских социальных сетях. Множество людей разных поколений и разных взглядов, не сговариваясь, с теплой ностальгией цитировали его стихи — рассказывая о том, как они повлияли на их становление, приучая с детства читать «нужные книги» и совершать правильный жизненный выбор во время переломных моментов своей судьбы. Не говоря уже о вновь проснувшемся интересе к хорошо изученным киевским корням знаменитого барда, который десятки раз гостил и гастролировал в Украине, написав здесь множество популярных песен — от шахтерского гимна до военных баллад.

Этот стихийный народный флешмоб имени Высоцкого убедительно показал — несмотря на государственную политику демонизации советского прошлого — с соответствующей идеологической обработкой граждан, с массовыми запретами книг и фильмов — миллионы украинцев продолжают оставаться частью единого интернационального культурного пространства, сформированного в советские времена, и чуждого любому, и украинскому, и русскому национализму.

Неудивительно, что это вызвало возмущенную реакцию главного украинского декоммунизатора. «Деколонизация? В украинском сегменте фейсбука 80-летие российского барда и гуляки вспоминали гораздо больше, чем такой же юбилей украинского поэта и борца за свободу», — написал у себя на Фейсбуке глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. Он имел в виду юбилей Василия Стуса, который не привлек такого внимания украинской общественности. Хотя эта попытка оскорбить певца, порицая его за богемный образ жизни — в котором можно уличить почти всех великих музыкантов от Джима Моррисона, Джимми Хендрикса и Фредди Меркьюри до Курта Кобейна, и большинство поэтов, включая Шевченко, Франко, Тычину или Сосюру — выглядит мелочным ханжеством, которое позорит исключительно самого Вятровича.

Впрочем, глава УИНП не остановился на обвинениях в аморалке, и не ограничился нападением на одного только Высоцкого. «Не все щупальца «русского мира» такие отвратительные и очевидные, как совок и московская церковь. Некоторые более симпатичные, изысканные и респектабельные, но не менее опасные. «Ирония судьбы», «восьмое марта», булгаковы, пугачевы, и даже высоцкие и цои в руках Кремля — эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения. А именно культура является фундаментом, на котором каждый империализм возводит храм своего величия», — развил свою мысль чиновник.

Таким образом, он открыто признал, что крестовый поход украинской власти направлен не только против социалистов и коммунистов-большевиков — к которым, к слову, исторически относится большинство крупных и ярких деятелей украинской культуры. Идеологическая концепция националистического государства состоит в том, чтобы стереть культурную память о выдающихся писателях, поэтах, актерах и музыкантах, которые виноваты лишь в том, что творили в советское время, и на русском языке, который де-факто причислен к языку агрессора и врага.

Это обстоятельство станет неприятным открытием для многих наивных сторонников Евромайдана, которые пели на его баррикадах песни Высоцкого и Цоя, помогая привести к власти упоротых ксенофобов и мракобесов. Теперь им глубоко наплевать на чувства этих одураченных людей, которые росли на бунтарском советском роке и авторской песне, смотрели замечательно снятые, и совершенно внеидеологические фильмы Эльдара Рязанова; привыкли праздновать Восьмое марта — которое, к слову, никогда не имело никакого отношения к «русскому миру», являясь международным днем солидарности в борьбе за освобождение женщин.

Весь этот огромный, разнообразный пласт культурного наследия советских времен объявлен сегодня вне закона — либо по умолчанию, либо официально, путем цензурных запретов. Однако, массовый резонанс, который получила в Украине юбилейная дата со дня рождения советского барда, наглядно свидетельствует о провале этой политики — что, собственно, и вызвало раздражение Вятровича.

Можно не сомневаться — заявление главы УИНП будет воспринято его коллегами как непосредственное руководство к действию. Уже вскоре имена Владимира Высоцкого и Виктора Цоя подпадут в нашей стране под идеологический запрет, а услужливые приспособленцы напишут пасквили с разоблачением «антиукраинской сущности» их творческого наследия.

Но эта игра может привести к непредсказуемому и опасному для власти финалу — когда «Баллада о борьбе» станет песней протеста, призывая вступить в борьбу с новыми «подлецами и палачами». А известная каждому песня Цоя еще не раз напомнит о том, что все мы ждем перемен, которые однажды избавят Украину от националистической ненависти и цензуры, разрубив скользкие щупальца нового тоталитаризма.

Андрей Манчук, Ukraina.ru