ПАСЕ о защите региональных языков и языков меньшинств

В Парламентской ассамблее Совета Европы 23 января 2018 г. голосами 130 европарламентариев была одобрена резолюция о защите региональных языков и языков меньшинств в Европе. Против резолюции проголосовали десять, воздержались двадцать четыре депутата.

Резолюция содержит ряд рекомендации. Так, в ней указано, что необходимо «во всех возможных случаях обеспечить статус второго официального языка языкам национальных меньшинств в регионах, где они традиционно используются, с учётом конкретных условий и исторических традиций, характерных для каждого региона».

Резолюция требует «воздерживаться от применения правовых и ограничительных мер, таких как перевод и сопровождение субтитрами и обязательные квоты для программ на официальном языке», «предоставлять информацию и услуги на соответствующих региональных языках или языках меньшинств».

ПАСЕ конкретно не упоминает принятый на Украине закон об образовании. Но данная резолюция каждым своим положением касается скандального  закона. Этим и объясняется отказ Киева поддержать документ. Европарламентарий от Венгрии Роза Хоффманн в докладе по итогам принятия резолюции упрекнула Украину в неисполнении международных обязательств и стандартов Совета Европы.

Вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко назвала позицию Хоффманн ползучим сепаратизмом и федерализмом в угоду узкопартийным и узкополитическим интересам.

Режим Порошенко, объявив евроинтеграцию «священной коровой» украинской политики, строит какую-то свою Европу, отличающуюся от остальной Европы. Ирина Геращенко, уравнивая федерализм с сепаратизмом и называя его ползучим, демонстрирует неприятие официально основополагающего принципа европейской политики – равнозначности перед законом всех групп населения.

Почему в ФРГ канцлер Ангела Меркель не ставит федерализм в один ряд с сепаратизмом? Почему федеративная Австрия не считает федерализм сепаратизмом и процветает при федеративном устройстве?

Почему в крохотном Люксембурге три официальных языка, в маленькой Швейцарии – четыре, причём носителей одного из них, ретороманского, так мало, что они поместятся чуть ли не на кухне в коммуналке? Почему в российском Крыму официальными являются, кроме русского, украинский и крымско-татарский языки?

В Индии 24 официальных языка. Постоянно атакуемое киевской пропагандой Приднестровье с тремя языками (русский, украинский, молдавский) к Европе стоит гораздо ближе, чем Украина, предпринимающая неимоверные потуги доказать миру свою европейскость.

В Киеве забыли, что идеология и природа украинской государственности – сепаратистские. Идеологи украинской самостийности конца XIX – начала ХХ века открыто призывали своих фанатов идти дорогой сепаратизма. Гуру украинского национализма Дмитрий Донцов, надеясь на отделение Украины от русско-православной цивилизации, так и писал: «Нужно воспитывать молодёжь в духе политического сепаратизма».

В 1991 г. украинские сепаратисты совершили задуманное, и теперь не в состоянии толково обьяснить, почему другим нельзя то, что можно украинским националистам. Почему Украине можно требовать выхода из состава СССР, а другим из состава Украины – ни-ни. Почему Украине можно требовать языкового однообразия, подавляя региональные языки, а региональным языкам требовать языкового многообразия нельзя?

Резолюция ПАСЕ о языках нацменьшинств ссылается на конкретные условия и исторические традиции. А они таковы, что украинское государство никогда не имело тех границ, каковые имеет сегодня. Гигантские куски территории были ей подарены в разное время.

Властвующая в Киеве клика вынуждена идти против истории и традиций, иначе ей не удержаться у власти.

Сам характер украинской самостийности не может быть иным, кроме как репрессивным и насильственным. Как иначе заставить закарпатских русинов, крымских татар да и своих же соплеменников-украинцев, не желающих играть в самостийность, поверить в псевдоисторические выдумки украинствующих историков и политиков о совсем других исторических традициях, будто бы имевших место на тех землях, где сейчас располагается Украина? Поверить в то, что Крым был всегда украинский, хотя древнее Крымское ханство, расположившееся на месте ещё более древней греческой Тавриды, появилось на карте мира раньше Украины.

Соответственно, русины в Карпатской Руси (Закарпатье) должны, по мнению Киева, некритично и слепо верить в официальную версию об исконной украинскости своей родины и отсутствия в природе русинского народа как такового. Донбасс должен верить в не менее фантастическую версию о собственной извечной принадлежности к неведомой украинской цивилизации и т. д. и т. п.

Киев зря надеется на победу в противостоянии с национальными меньшинствами. Даже идея изоляции Крыма постепенно теряет свой пропагандистский флёр, особенно после видеотрансляции в Европарламенте выступления главы Крыма Сергея Аксёнова. Санкции не помешали Аксёнову дистанционно представить европарламентариям экономический потенциал российского Крыма и инвестиционные возможности IV Ялтинского международного экономического форума, который пройдёт в апреле 2018 г.

Нацменьшинства без Киева обойдутся, но обойдётся ли без меньшинств Киев?

* * *

25 января министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил о том, что его ведомство требует от Украины юридических гарантий того, что применение закона об образовании начнется после достижения договоренности с венгерским национальным меньшинством в Закарпатье: «Украина не должна вводить в действие образовательный закон, который она предварительно не согласовала с представителями венгерского нацменьшинства. Нам мало обещаний, нам нужны юридические гарантии».

Владислав Гулевич, «Одна Родина»