Не просто так премьер Израиля Нетаньяху на прошлой неделе, обращаясь к польским властям, заявил: «Польский закон безоснователен, и я категорически против. Нельзя менять историю. Нельзя отрицать Холокост. Я поручил израильскому послу в Польше встретиться с премьер-министром страны и выразить ему нашу жесткую позицию против этого закона»
О каком законе речь? А вот о каком. На днях польский сейм принял пакет поправок к закону об Институте национальной памяти, которые предусматривают административное и уголовное преследование за обвинение поляков в причастности к уничтожению евреев. В частности, за употребление термина «польские лагеря смерти» предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет. Поправки подгадали аккурат к Всемирному дню памяти жертв Холокоста.
Трудно сказать, какими документальными фактами польские власти обосновывали свое законодательное решение, но желание любыми способами замолчать историческую правду заметно «невооруженным глазом». Это вообще новый тренд в европейской политике, когда неудобные темы и вопросы становятся предметом уголовного преследования, как будто можно заткнуть рот правде.
Взять, например, такой факт вопиющего зверства, когда 6 октября 1938 года правительство независимой Польши объявило все польские паспорта недействительными, если до конца месяца в них не появятся специальные отметки, чтобы отсечь проживающих за пределами страны своих граждан еврейской национальности. В результате польские евреи, находившиеся на тот момент в Германии, должны были лишиться польских паспортов. По приказу Гейдриха, к германско-польской границе были доставлены 17 тысяч евреев с гражданством Польши, и в ночь с 28 на 29 октября их погнали через границу «домой».
Почти трое суток несчастные люди метались взад-вперед по нейтральной полосе в пограничном местечке Збонщин, попадая под обстрел то поляков, то немцев. А ведь 30 октября истекал срок действия их паспортов! Именно с этого случая, по мнению историков, с гибели в ходе «збонщинского инцидента» ганноверского портного Зенделя Гришпана, начался тот самый Холокост.
Американский историк Хогган признал, что до начала войны обращение с евреями в Польше было даже хуже, чем в Германии. По приведенным им данным, с 30 января 1933 г. до 8 ноября 1936 г. из Польши бежало 600 тыс. евреев, в то время как из Германии за тот же период – 170 тысяч.
Безусловно, сеть лагерей смерти на территории Польши была построена немцами. Хотя богатый опыт самостоятельного возведения концентрационных лагерей имелся и у самих поляков – например, лагеря в Тухоли и Стшалкове, в которых в 20-е годы польскими властями были зверски умерщвлены, по некоторым данным, до 80 тысяч пленных красноармейцев. И этот опыт кое-кому пригодился и во время немецкой оккупации.
Ошельмованный на родине польский историк, профессор Ян Грабовский, сын еврея, выжившего в годы войны на территории Польши, автор книги «Охота на евреев» так характеризует происходящее в стране: «Как историк, я думаю, что попытка скрыть не очень героические моменты нашего прошлого – что делается в Польше с большим энтузиазмом – это профессиональное преступление, это аморально, а в долгосрочной перспективе к тому же неэффективно и глупо».
В своей книге профессор Грабовский утверждает, что охота на евреев, безусловно, велась под контролем немцев, но поляки принимали в ней самое непосредственное участие: это и сельские жители, которые несли «ночные вахты», и местные осведомители, и полицейские, и пожарные, и другие.
Например, из окрестностей города Домброва-Трановска, где до войны проживало 5 тысяч евреев, почти всех увезли в лагерь смерти Белзиц. Лишь 500 человек попытались найти убежище у поляков. Выжило 38. Остальных предали или убили их же соседи. Грабовский описывает немало случаев, когда поляки сначала укрывали евреев, а потом начинали вымогать у них деньги. «Такой была трагическая история Ривки Гликман и двух ее сыновей, которые в 1942 году нашли укрытие в доме Михаила Кузика, поляка, жителя Домброва-Трановска. До 1944 года он держал их взаперти, пока они ему платили. Но за три месяца до того, как в этот район вошли советские войска, деньги у них закончились, и он зарубил всех троих топором», – пишет профессор Грабовский.
Понятно, что многие польские семьи оказывали бескорыстную помощь евреям, рискуя собственной жизнью, – согласно исследованию, опубликованному польским национальным Институтом памяти, около 700 поляков были казнены за то, что помогали евреям прятаться. Однако это не должно и не может рассматриваться в качестве предлога для замалчивания преступлений против евреев других поляков. Героизм одних не является индульгенцией преступлений других.
Профессор Грабовский не единственный, кто предал гласности подобные факты. В Институте еврейской истории Варшавы можно ознакомиться с дневником учителя из города Луков Станислава Жеминского, погибшего в Майданеке в 1943 году. «Было ясно, что и наши дорогие полицейские (поляки) поучаствуют в резне, ведь известно, что они – животные. Но все оказалось еще трагичнее – выяснилось, что и рядовые поляки, добровольцы, были заодно с ними», – свидетельствует Жеминский.
Он сообщает, как польские фермеры окружили одну из деревень, желая получить назначенное немцами вознаграждение. «Они выводили евреев из домов, выискивали в полях и огородах, – пишет учитель. – Еще не успевали смолкнуть выстрелы, как они спешили осмотреть доставшееся им имущество. Тела евреев еще не остыли, как они уже писали заявления на их дома, магазины, мастерские и земельные участки. Они добровольно вызвались участвовать в этой охоте, без малейшего принуждения».
А чудовищный погром в Едвабне в Белостокской области Белорусской ССР (ныне Польша)? Об этом тоже нельзя будет говорить в современной Польской Республике? Долгое время считалось, что массовое убийство 1600 евреев совершили немцы. Однако в 2001 году мир облетело страшное открытие. «В июле 1941 года большая группа живших в Едвабне поляков приняла участие в жестоком уничтожении почти всех проживающих там же евреев. Сначала их убивали поодиночке – палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы. Потом, 10 июля, около полутора тысяч оставшихся в живых были загнаны в овин и сожжены живьём», – пишет американский историк Ян Томаш Гросс.
Даже польская правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны, пришла к выводу, что за время войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны.
И вот январь 2018 года. За попытки упрекнуть поляков в причастности к военным преступлениям в годы Второй мировой войны в Польше предусматривается уголовное (!) преследование.
«Этот закон не только не смывает мрачных пятен прошлого, но добавляет новое пятно в настоящем. Этот закон не изменит прошлого, но опасен для будущего», – заявила бывшая министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни. Другой политик, лидер партии «Еш Атид» Яир Лапид бросил в лицо польским дипломатам: «Я сын выжившего в холокосте. Моя бабушка была убита в Польше немцами и поляками. Я не нуждаюсь в уроках истории Холокоста от вас».
Похоже, главный скандалист Европейского союза совсем потерял голову и ступил на слишком тонкий лед. Ранее польские власти заявили о своем нежелании видеть Россию среди участников проекта по созданию музея лагеря смерти «Собибор» и призвали присоединиться к этому решению Израиль. Тогда же премьер Израиля Беньямин Нетаньяху однозначно заявил: «Мы, и я лично, никогда не забываем ту историческую роль, которая была у России и у Советской армии в победе над фашизмом, в этом контексте Израиль не может выступать против участия России в важном проекте в бывшем концлагере Собибор».
Сегодня режим Анджея Дуды надумал вырядиться в белые одежды, не позабыв измазать грязью историческое прошлое своих соседей. Но это вряд ли у них получится. Потому что, как ни жги неугодные книги, как ни переписывай историю, все тайное, как известно, обязательно станет явным. И затыкая рот своим гражданам, у воинственной Польши не получится заткнуть рот всему миру.