Есть люди, которые не живут, а «небо коптят». А были и есть такие, которые своими делами, своим творчеством делают нашу жизнь, не смотря на неизбежные невзгоды, чище, лучше, оптимистичнее. Они наполняют наше бытие смыслом и верой в светлое будущее.
Таким светлым человеком был Исаак Осипович Дунаевский, который щедро дарил свой солнечный талант композитора слушателям, а крылья – песне. Жить и творить фактически ровеснику XX века пришлось в условиях грозных, современных ему событиях. Гражданская, Первая мировая, Великая Отечественная войны, казалось не мирволили веселому, жизнеутверждающему мелосу. Но вовсе не парадоксально, что эпоха массовых смертей и бед давала стимул жизнеутверждающему, веселому, оптимистическому творчеству. Ведь не даром его современник Всеволод Вишневский назвал свою пьесу о Гражданской войне «Оптимистической трагедией».
Дунаевский впитал в себе культурную суть подлинного интернационалиста. Его творчество обращено к многонациональности как прежнего советского народа, так и всего человечества. Будучи по происхождению евреем, он родился на украинской земле и создавал свои музыкальные произведения с русскими либретто и текстами. Этот микс русских, украинских и еврейских цивилизационных пластов породил возникновение гениальной музыки, звучащей для всех! Композитор принадлежит не только русской, украинской или еврейской культурам. Его произведения обращены ко всем людям, способным отличать добро от зла, благородство от подлости, подвиг от предательства.
Исаак Осипович Дунаевский, будущий орденоносец и народный артист РСФСР, появился на свет 30 (18 по старому стилю) января 1900 года в городке Лохвица на Полтавщине в семье банковского служащего. Его родители Йосеф Симонович и Розалия Исааковна увлекались музыкой, любовь к которой передали и сыну. Пятеро братьев будущего композитора тоже избрали стезю музыкантов. А брат Борис стал известным хормейстером. Щедрая украинская культура наградила мироощущение Дунаевского мелодичностью народных песен и вокальной красотой. Стоит отметить, что и сын Дунаевского Максим пошел по стопам отца и написал музыку к кинофильмам «Д’артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания», «В поисках капитана Гранта», в котором использовал музыкальные темы отца.
Так что не удивительно, что заложенный природой музыкальный талант мальчика формировался в благоприятной среде. В пять лет он уже подбирал на слух мелодии вальсов и маршей. А в восьмилетнем возрасте начал овладевать искусством скрипача.
В 1910 году семейство переехало в Харьков. Там юное дарование учится в Харьковском музыкальном училище по классу скрипки. Какой же еврейский ребенок не учился играть на скрипке? Позже – в Харьковской консерватории Одновременно посещает гимназию, которую заканчивает в 1918 году с золотой медалью. В 1919 году заканчивает и консерваторное образование. Начинает свой самостоятельный жизненный путь музыкантом в оркестре (скрипка). Работает концертмейстером. Кровопролитная Гражданская война пощадила молодого музыканта. В 1920 году он становится композитором и дирижером Харьковского русского драматического театра, совмещая основную работу с чтением лекций о музыке и руководством армейской самодеятельностью.
Тогда же состоялся и композиторский дебют Дунаевского – он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро». Одновременно в 1919-24 годах молодой человек сотрудничает в газетах, как музыкальный критик, ведет музыкальные студии и кружки при воинских клубах, заведует музыкальным отделом Харьковского губернского отдела народного образования.
В 1924 году Исаак приезжает в Москву, где трудится музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», Театра Сатиры. Пишет оперетты «Ножи» и «Женихи» для Московского государственного театра оперетты.
В 1924 году переезжает в Ленинград, где в качестве композитора и главного дирижера Ленинградского Мюзик-Холла ставит оперетты «Туда, где льды», «Нитуш» («Небесные ласточки»),сатирическое обозрение «Одиссей». Тогда же начинается его творческое сотрудничество с Леонидом Утесовым, для которого он создает веселое джаз-обозрение «Музыкальный магазин». Кроме того Дунаевский дружил с выдающимся писателем Михаилом Булгаковым, который помянул театр «Эрмитаж» в своем романе «Мастер и Маргарита».
Вместе с кинорежиссером Григорием Александровым и его супругой актрисой Любовью Орловой Дунаевский создает жанр советской музыкальной кинокомедии, наполнив драматургию каждого такова фильма музыкальным компонентом. До сих пор с удовольствием смотрятся такие киноленты, как «Веселые ребята» (1934 г.), «Цирк» (1936 г.), «Волга-Волга» (1938 г.), «Светлый путь» (1940 г.), «Весна» (1947 г.).
Кроме того Дунаевский сочиняет в это время музыку к еще 16 кинофильмам. Например, Дмитрий Шостакович так отзывался об увертюре Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»: «Эта увертюра большого накала и темперамента…» Да и сам Исаак Осипович считал ее своим лучшим произведением.
С 1937 по 1941 Исаак Осипович возглавлял Ленинградское отделение союза композиторов. В 1938 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем Ансамбля песни и пляски железнодорожников. Выступал с концертами по стране и на фронте. В 1942 году написал знаменитую песню «Моя Москва».
В послевоенное время создал музыку к кинофильму кинорежиссера Ивана Пырьева «Кубанские казаки».
Авторству Дунаевского принадлежат оперы «Отдых фавна», «Мурзилка, «Невеста и автомат», «Джекки – 14-летний матрос», оперетты «Вольный ветер», «Белая акация», «Миллион терзаний», «Дороги к счастью» и множество других музыкальных произведений.
Творчество Дунаевского отмечено Сталинской премией, орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», «Красной Звезды», медалями. В 1950 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Умер композитор 25 июля 1955 года. По официальной версии – от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Пам’ять великого музыканта увековечена в памятных досках в Санкт-Петербурге и Харькове. Его именем названы многие улицы и музыкальные школы.
Исаак Осипович талантливо синтезировал так называемую «легкую музыку» с симфоническим жанром, подняв ее на уровень настоящего искусства. Даже фрагменты его оперетт выглядят как законченные произведения и часто исполняются именно в такой интерпретации. Кажущаяся легкость его вокальных произведений на самом деле требует от певцов мастерства и серьезных голосовых данных.
Великий композитор ушел от нас. Но рефреном жизнеутверждающего оптимизма всегда будет его песня на слова известного певца-эмигранта Петра Лещенко «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта»:
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
Кто весел – тот смеется,
Кто хочет – тот добьется,
Кто ищет – тот всегда найдет!
Олег Ростовцев, специально для News Front