Соцсети, фейки и подконтрольные НКО: как Госдеп США готовится к выборам в России

По мере приближения президентских выборов в России в марте 2018 года активизируются попытки иностранных структур, получающих финансирование по линии Госдепартамента США, оказать влияние на медиасреду и различные группы общественности внутри России

Так, власти США выделили новый денежный транш для работы с российскими социальными сетями. Денежные средства были перечислены по линии Государственного департамента США, получателем выступила Kenjya Trusant Group. Всего в 2017 г. было переведено 118 972 доллара (около 7 млн руб.), которые должны быть израсходованы до 7 июля 2018 года. Kenjya Trusant Group — это довольно молодая структура, образованная путём слияния двух компаний в 2015 году. Несмотря на это, только по линии Госдепа США на пятилетний период (с 2016 по 2020 гг.) на её деятельность было выделено более 100 миллионов долларов. Основными клиентами компании являются американские государственные структуры преимущественно военного и разведывательного направления деятельности, а также Госдеп.

На сайте компании, а также в различных HR-агентствах были найдены объявления о найме специалистов со знанием русского языка. Эти специалисты нанимались в моменты осуществления транзакций от Госдепа, что позволяет связать эти факты воедино. К нанимаемым специалистам предъявляются специфические требования: наличие доступа к материалам с грифом «Конфиденциально» и «Совершенно секретно», а также отсутствие проблем с прохождением полиграфа. В должностные обязанности входит исследование различных публикаций, в частности по социальным проблемам, анализ данных от агентурных сетей. А также обработка информации для содействия радиоэлектронной разведке.

Вакансия специалиста по агентурной разведке (HUMINT) была опубликована 17 декабря 2017 года, но впоследствии она была удалена. В обязанности данного специалиста входит знакомство с материалами медиа и их интерпретация на основании геополитических, экономических и социальных данных, а также получение данных от агентурной сети, перевод на английский язык различных материалов с русского языка.

Таким образом, можно сделать заключение, что американские власти через приближённые и аффилированные организации собирают информацию, в частности, о социальных проблемах на основании публикаций в социальных медиа. Очевидно, что эти сведения могут быть использованы для усиления социальной напряжённости в России, а соответственно, разработки соответствующих механизмов по достижению указанных целей. Однако помимо непосредственной работы с аудиторией российского сегмента Интернета, и в первую очередь в соцсетях, американские ведомства, ответственные за ведение внешней политики и пропаганды, в последние годы активнейшим образом взаимодействовали с российскими оппозиционными СМИ.

Так, в частности, в отчёте специализированной консультативной комиссии при Госдепе США по вопросам продвижения публичной дипломатии за 2016 год прямо говорилось о конкретных фактах и форматах сотрудничества российских независимых СМИ и медиахолдинга «Голос Америки», который выступает для них в качестве американского бюро, предоставляет прямые включения и готовит специальные репортажи. В отчёте говорится, что материалы «Голоса Америки» воспринимают достоверными более 65% респондентов, опрошенных социологической службой Gallup в России в 2016 году. Этот результат на 9% выше, чем годом ранее. В качестве дополнительных материалов приведено сотрудничество между «Голосом Америки» и телеканалом «Дождь», утверждённое ещё в 2013 году. Консультативная комиссия при Госдепартаменте США подотчётна президенту, конгрессу и Госдепу, фактически является структурным подразделением последнего.

В отчёте говорится, что российская служба «Голоса Америки» даёт прямые эфиры и специальные репортажи для телеканалов «Дождь» и RTVi. Ссылаясь на исследование Gallup в 2016 году, комиссия отмечает, что доверие россиян к западному информационному вещанию снижается, однако «Голос Америки» только укрепляет свои позиции. Его передачи считают заслуживающими доверия 65,4% опрошенных в 2016 году против 56,1% в 2015 году.

При этом ранее правительственный Совет управляющих по вопросам вещания США (BBG) при запросе средств на 2017 год упоминал факт сотрудничества с российскими СМИ — «Дождём» и «Эхо Москвы». Речь идёт, в частности, о соглашениях об обмене и размещении контента, которые, к примеру, имелись с известным российским либеральным телеканалом «Дождь», причём специально оговаривался формат совместной работы без оформления договорённостей.

Следует отметить, что пропагандистские структуры Совета управляющих по вопросам США (BBG), которые недавно были в России внесены в список СМИ — «иностранных агентов», с каждым годом получают всё возрастающее американское бюджетное финансирование. Так, только по итогам 2016 года BBG, руководящий деятельностью «Радио Свобода», «Голоса Америки» и телеканала «Настоящее время», потратил на программы в России $21,7 млн (или более 1 млрд рублей), что эквивалентно 40% от всех трат BBG в регионе Евразия.

Суммы, потраченные на содержание российского офиса «Радио Свобода» (4,3 миллиона долларов США в 2016 году) и проекта «Настоящее время» — (4,8 миллиона долларов), также существенно возросли. Если проанализировать соответствующие отчёты американских ведомств, представляемые в конгресс, то выяснится, что из 170,7 миллиона долларов, выделяемых на публичную дипломатию в регионе «Европа и Евразия», на вещание в регионе BBG было направлено 52 млн долларов. Следует отметить, что проект «Настоящее время» является совместным проектом, реализуемым «Радио Свобода» и «Голосом Америки». Несмотря на наличие телевизионного вещания, данный проект в России преимущественно распространяется через социальные сети.

Самое интересное, что всё тот же государственный Совет управляющих по вопросам вещания США присоединился к Британской вещательной корпорации (BBC), Deutsche Welle (DW) и France Médias Monde (FMM) и стал спонсором специализированного портала по обходу блокировок в Интернете bypasscensorship.org. Цели и задачи совместного проекта западных государственных медиакорпораций на самом сайте выражены предельно откровенно и недвусмысленно — «Представители отделов этих СМИ по противодействию цензуре намерены способствовать расширению свободы Интернета для людей, живущих в странах с репрессивными режимами, пытающимися заблокировать доступ к информации и угрожающими свободе самовыражения».

В системе американского Совета по вопросам вещания (BBG) действуют две специализированные структуры — Офис интернет-свободы и Фонд открытых технологий, которые получат в 2017–2018 годах 25 миллионов долларов на разработку специальных средств для преодоления «авторитарной интернет-цензуры» в России. При этом на 2016 финансовый год на финансирование противодействия «интернет-цензуре» конгрессом было выделено Офису по борьбе с интернет-цензурой порядка 15 миллионов долларов.

На 2017 год, как уже писал ранее Лайф, комитетом по ассигнованиям конгресса бюджет BBG был в целом увеличен более чем на 30 миллионов долларов, а все разделы, посвящённые России, были профинансированы в увеличенном объёме — и это несмотря на фиксируемое падение заинтересованности аудитории в новостном контенте СМИ, входящих в группу BBG. Профильным офисом ведомства продвигаются такие программные продукты, как Psiphon, который даёт возможность через свой интерфейс (API) интегрировать VPN-сервисы непосредственно в приложения подконтрольных совету СМИ, а также его партнёров.

Однако помимо непосредственной работы с рядом российских медиапроектов и продвижением контента собственных СМИ (которые к тому же попали в список «иностранных агентов») власти США стараются оказывать воздействие непосредственно на российскую образовательную систему и в целом на молодёжь.

Примером такого воздействия могут служить программы в рамках проекта «Гармония», финансируемого по линии Государственного департамента США. Организация действует в Армении, России, Боснии и Герцеговине, Грузии, Украине. Заявленная миссия организации состоит в создании сильных глобальных сообществ путём содействия гражданской активности, межкультурному обучению, а также стимулированию возможностей цифровой эпохи, а целевой аудиторией является молодёжь в развивающихся странах, причём особый упор делается на постсоветское пространство и Россию.

Также по линии специализированного Бюро по культурным и образовательным программам Госдепартамента США был анонсирован запуск Программы визитов международных лидеров (IVLP) на 2018 год, в рамках которой отобранные американскими посольствами «лидеры» в сфере политики, бизнеса и медиа будут стажироваться в Соединённых Штатах. Отмечается, что программа направлена на реализацию внешнеполитических целей США и призвана путём финансирования поездок и профессиональной самореализации лидеров из других стран усилить их «позитивное отношение к политике Соединённых Штатов». Указывается, что будущие участники программы должны демонстрировать потенциал в сфере политики, медиа, бизнеса и гражданского общества.

Всё это происходит на фоне заявлений американских официальных лиц, включая посла Соединённых Штатов в России Джона Хантсмана, которые хотят откреститься от попыток воздействовать на внутрироссийский политический процесс. Однако приведённые выше факты свидетельствуют об обратном. Другое дело, что официальные дипломатические учреждения США перестали заниматься откровенным формированием групп влияния в российском медиа- и бизнес-сообществе, а также в среде гражданского общества, как это было в 90-е годы. Сейчас воздействие идёт через головные структуры в Вашингтоне, которые непосредственно финансируют как собственные СМИ, ведущие пропагандистскую работу в России, так и активно проникают в российские социальные сети, запускают специализированные мониторинговые и медийные проекты в них, а также расширяют технологические платформы и возможности для трансляции собственных медиа в Интернете, чтобы обойти ограничения, накладываемые российским законодательством.

Евгений Емельянов, Life.ru