Вертолеты давно и прочно обосновались на корабельных палубах, и их роль постоянно возрастает. Сейчас практически на всех современных кораблях, начиная с корвета, предусмотрена площадка для винтокрылой машины. Но для того, чтобы разработать надежную корабельную машину, потребовались много лет и колоссальные усилия тысяч конструкторов, инженеров и пилотов
Десять. Первая попытка
Камовская «десятка» (Ка-10) стала той отправной точкой, благодаря которой у СССР появилась соосная компоновочная схема вертолета, и именно эта машина дала старт советской, а потом и российской палубной вертолетной авиации.
Этот вертолет выглядел как конструктор: фюзеляж представлял собой пространственную раму из труб. Вместо посадочных устройств – два резиновых баллона, накачанных воздухом. Один маломощный поршневой двигатель, два винта и один пилот в открытой всем ветрам кабине. Но именно эта машина 7 декабря 1950 года совершила посадку на палубу крейсера «Максим Горький». После этого на Балтике проводились полеты «на стопе» и на ходу.
В декабре 1952-го командующий ЧФ и командующий ВВС ЧФ подписали акт с рекомендацией о принятии Ка-10 на вооружение авиации ВМС. Однако позиция руководства авиацией ВМС оказалась более взвешенной, и в январском 1953 года заключении, подписанном командующим ВВС, констатируется, что Ка-10 испытания выдержал, но ввиду ограниченной грузоподъемности и недостаточного для решения задач состава экипажа (один человек) принимать его на вооружение авиации ВМС нецелесообразно.
Пятнадцать. Начало
Следующей моделью, которая уже напоминала современные палубные камовские вертолеты, стал двухместный поршневой Ка-15. Эта машина уже обладала приемлемыми летными характеристиками и по ряду параметров (грузоподъемность, энерговооруженность) превосходила Ми-1. Компактные размеры позволяли эксплуатировать вертолет Ка-15 с палубы кораблей, а полученные в ходе испытаний его летно-технические характеристики превзошли проектные. Небольшой вертолет с пилотом и пассажиром на борту мог перевозить груз 210 килограммов при взлетном весе 1410 килограммов и мощности двигателя 280 лошадиных сил. Для сравнения: вертолет Ми-1 мог взять на борт груз 255 килограммов при массе машины 2470 килограммов и мощности двигателя 575 лошадиных сил. Но…
Отсутствовали какое-либо приемлемое оборудование для поиска подлодок и нормальное вооружение. Не было и корабельной эксплуатационной инфраструктуры. Например, вертолетную площадку просто ограждали канатами, а бензин заливали ведром через воронку. Лопасти вертолета демонтировались и хранились отдельно на специальных стеллажах, а перед вылетом вновь устанавливались. При этом каждый раз регулировалась их соконусность. Ангара, естественно, не было.
Полеты на Ка-15 по причине конструктивных недостатков очень часто запрещались. В вертолете все время что-то дорабатывали, докручивали и доделывали. В мае 1963 года полеты на вертолетах авиации ВМС запретили. Для принятия такого решения выбрали более-менее мягкое обоснование: Ка-15 имеют низкую энерговооруженность, неэффективны и отличаются низкой надежностью.
Однако Ка-15 за свою короткую жизнь успел побывать во многих районах Мирового океана, став первопроходцем нашей морской вертолетной авиации, что само по себе значит очень много.
Двадцать пять. Первый страж
Вертолет Ка-25 поднялся в воздух весной 1961 года и стал показателем становления КБ Камова и нашей авиации в целом. Он стал первым и единственным отечественным специализированным боевым вертолетом и оставался им до 1969 года.
Вертолет Ка-25 был построен по двухвинтовой соосной схеме и имел два мощных газотурбинных двигателя, его шасси было четырехопорным. Такая конструкция шасси обеспечивала нормальную раскрутку или остановку винтов при сильной качке и исключала появление автоколебаний типа «земной резонанс». На шасси находились специальные баллонеты, которые обеспечивали посадку вертолета на водную поверхность. Фюзеляж Ка-25 цельнометаллический, а лопасти несущих винтов складывались вдоль фюзеляжа.
Вертолет имел четкое предназначение – борьба с атомными подводными лодками вероятного противника. Для успешного решения боевых задач и обеспечения полетов над безориентирной водной поверхностью на вертолете Ка-25 впервые в мире была установлена РЛС кругового обзора «Инициатива-2М», которая являлась составной частью аналоговой поисково-прицельной системы «Байкал».
Автопилот Ка-25 в режиме «Поиск» обеспечивал автоматическую стабилизацию и управление вертолетом при полете по заданной траектории, поддерживал заданную высоту висения и вертикальность кабель-троса опускаемой в процессе боковой наводки при решении задачи поражения. Управляющие сигналы на автопилот поступали при этом от прицельно-вычислительного устройства ПВУ-В-1. В процессе модернизации вертолета на нем была установлена телекодовая система передачи данных «вертолет – корабль – вертолет». С ее помощью можно было передавать данные целеуказания и до 15 разовых команд. Надо сказать, что для того времени электронная начинка вертолета была на высоте.
Вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или четырех-восьми глубинных бомб массой от 50 килограммов до 250 килограммов. Помимо этого, на вертолете имелась кассета с радиогидроакустическими буями, которая также подвешивалась в его отсеке вооружений. Данный отсек был снабжен створками, которые можно было открыть при помощи электроприводов.
Впервые в истории нашей морской авиации параллельно с вертолетом создавалась и корабельная инфраструктура: специализированная площадка для взлета, ангар для хранения, системы заправки и запуска, места отдыха и подготовки экипажей, пункты воздушного управления. Вертолеты Ка-25 верой и правдой прослужили на флоте примерно 30 лет, но…
Расчеты и практика показали, что гидроакустика подлодки того времени обнаруживает шумы винтов корабельной группы на удалениях до 300–400 километров, а с удалений 160–130 километров подлодка различает групповую цель. Поэтому обнаруживать подводные лодки надо на дистанции не менее 150–200 километров от кораблей. Вертолеты при решении задачи первичного поиска должны действовать самостоятельно, неожиданно, в любое время суток и на возможно больших удалениях от своих кораблей.
Для вертолета Ка-25ПЛ удаление от кораблей 100–150 километров было на пределе тактических возможностей. ВМФ СССР была нужна новая машина.
Двадцать семь. Продолжение истории
Логичным продолжением удачной конструкции Ка-25 стал боевой многоцелевой корабельный вертолет следующего поколения – Ка-27. Первый полет он выполнил в 1973 году.
С его появлением на палубах наших кораблей эффективность советской противолодочной обороны существенно выросла. По сравнению с Ка-25 эта машина была совсем из другой весовой категории. В два раза более мощный (2 ГТД ТВ3-117ВК по 2000 лошадиных сил на взлетном режиме), более быстрый (290 против 220 километров в час), он имел больший боевой радиус и, самое главное, у него были новые «мозги».
Ка-27 – это первый цифровой советский вертолет. Радионавигационное оборудование представлено радиотехнической системой ближней навигации А-324 и РЛС кругового обзора поисково-прицельной системы «Осьминог-ПЛ». Пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет выполнять полет в автоматическом режиме через пять заранее запрограммированных точек маршрута, причем поворотные пункты маршрута (ППМ) можно оперативно вводить или изменять в полете с пульта ввода данных.
Ка-27ПЛ может осуществлять борьбу с подлодками противника как в одиночку, так и в группе до четырех вертолетов. В его бортовой боевой комплекс интегрирована цифровая аппаратура передачи данных «Привод-СВ-борт», которая позволяет производить полноценный обмен навигационно-тактическими данными между вертолетами боевой группы и кораблем-носителем.
Вертолет оснащается торпедным, ракетным, бомбардировочным вооружением и даже (про это мало пишут) является носителем ядерного вооружения.
На базе вертолета Ка-27 в интересах ВМФ были построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС, вертолет высадки морского десанта и огневой поддержки Ка-29, вертолет радиолокационного дозора Ка-31 и многие другие. В настоящее время порядка 80 единиц Ка-27ПЛ и его модификаций продолжают успешно нести службу в составе ВВС ВМФ России. Но…
Несмотря на то что идеи, заложенные в конструкцию Ка-27, достаточно современны, сейчас, в XXI веке, вертолет уже морально устарел. Постарел он сам и, самое главное, морально устарели его «мозги». Но это не беда.
В настоящее время Ка-27ПЛ проходит программу глубокой модернизации до Ка-27М. Эти работы выполняет расположенное в Башкортостане АО «Кумертаусское авиационно-промышленное предприятие». Там вертолет перебирают по винтику, оснащают новыми двигателями, системами и агрегатами, и, что немаловажно, он получает новые, современные цифровые системы навигации, поиска и прицеливания.
Основой вооружения модернизированного противолодочного вертолета Ка-27М является радиолокационная командно-тактическая система, включающая в себя новые акустическую и магнитометрическую системы, систему радиоразведки и эффективную информационно-вычислительную систему. Ядром боевой командной системы стала бортовая радиолокационная станция «Копье-А» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).
Многорежимная когерентно-импульсная станция работает в Х-диапазоне с постоянной перестройкой несущей частоты. Это позволяет, кроме основных функций, использовать ее для подробного картографирования местности, обеспечения поисково-спасательных работ, контроля водной поверхности и суши в круговой зоне с радиусом обзора до 250 километров и разрешением до десяти метров. РЛС может одновременно сопровождать до десяти целей.
Ейскому центру боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России уже поступило более десяти новеньких, свежепокрашенных машин Ка-27М.
Так что можно уверенно сказать, что эта знаковая для камовцев машина еще долго будет в строю и наша морская граница надежно защищена от крадущихся в глубине подводных лодок супостата.
Пятьдесят два. Хищный блеск его глаз
Ка-52 «Аллигатор» стал апофеозом соосной схемы, наглядно показав все ее преимущества над классической одновинтовой. Мир увидел очень грозный, оснащенный самым современным оружием сверхманевренный вертолет. Ка-52 – первый и единственный в мире вертолет, оснащенный катапультными креслами.
Родоначальником этой убийственной боевой серии стала «Черная акула» Ка-50. Одноместный вертолет-истребитель, чей зловещий черный силуэт заранее нагонял противника страх. Но, по мнению командования ВВС России, одному человеку было сложно справиться с боевой задачей. В ответ на это замечание КБ Камова создало новый двухместный вертолет Ка-52 «Аллигатор».
Машина оказалась настолько удачной, что Министерство обороны РФ приняло решение принять на вооружение не только классический ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник», но и Ка-52 «Аллигатор».
Шестого февраля этого года прозвучало заявление заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова о закупке ведомством в рамках Государственной программы вооружения на 2018–2027 годы 114 единиц модернизированных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», причем в этом году наши летчики ждут шесть новых машин. Это будет новая модификация, оснащенная улучшенной прицельной системой и ракетами повышенной дальности.
«Но это же все сухопутное, – скажете вы. – Где палубный вертолет?» Палубный есть. Благодаря истории с французскими вертолетоносцами Mistral у нас появилась палубная модификация «Аллигатора» – Ка-52К «Катран».
Вертолет отличается от базовой модели наличием механизма складывания лопастей и консолей крыльев, а также усиленным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. На вертолете предполагается использование двухдиапазонной РЛС разработки «Фазотрон-НИИР» – «Арбалет».
Благодаря системе обработки видеоизображений семейства «Охотник» Ка-52К способен обнаруживать и распознавать объекты на дальности в 1,5 раза большей, чем сухопутная версия Ка-52 «Аллигатор». Кроме того, на нем установлены высокоэффективный комплекс бортовой обороны «Витебск» и куча всяких других навороченных систем, позволяющих наносить высокоэффективные удары по противнику в любое время суток и при любой погоде.
Ка-52К имеет на вооружении весь арсенал сухопутной машины: 30-миллиметровую пушку, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы. Вдобавок к этому внушительному набору «Катран», как и его предок Ка-27ПЛ, является носителем крылатой авиационной противокорабельной ракеты Х-35В (У).
Эта ракета может поражать цели на дистанции до 260 километров, а ее целью является корабль супостата. ГСН ракеты использует спутниковый, инерциальный и радиолокационный каналы наведения. Ракета самостоятельно преодолевает систему ПВО противника. Две ракеты на один «Катран».