Лауреатами Шевченковской премии – 2018 – высшей государственной награды в области культуры и искусства станут два автора, которые убежденно и недюжинное число лет не живут в нашей стране. Любят они свою родину и, как выяснилось, делают планомерный и значительный вклад в ее культуру, так сказать, издалека.
Странно? Ничуть. Мы-то с вами помним, по Есенину, конечно, что большое видится на расстоянии. Похоже, этой строчкой из творчества талантливого имажиниста, руководствовалось высокое собрание, представляющее круг комитета данной премии. А это, надо сказать, без малого двадцать пять деятелей искусства, современных протеже Муз в различных их ипостасях.
Но, ближе к делу.
Ростислав Семкив, член комитета Шевченковской премии, по не выветрившимся еще следам опубликовал список лауреатов престижной награды в ленте на Фейсбуке. Реестр лучших должен еще подписать президент, чтобы поставить финальную точку в премиальной эпопее. Но, думаю, что за его росчерком, дело не станет.
https://www.facebook.com/rostyslav.semkiv/posts/10156279325838746
Что мы видим.
В категорию «публицистика» вписано имя Сергея Плохия – профессора украинской истории и директора Украинского научного института в Гарварде (США).
Те энтузиасты, которые до сих пор интересуется незапятнанной отечественной историей, могут знать этого публициста (?) по его работам, например, прошлогодней «Убивство у Мюнхені. По червоному сліду» или «Брама Європи. Історія України від скіфських воєн до незалежності», выпущенной пару лет назад в харьковском издательстве «Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». Не беда, что начальная мысль автора в «Браме» настораживает критически настроенного читателя: «Першим істориком України був Геродот, «батько історії» власною персоною. Автор не останавливается на достигнутом эффекте и продолжает изыскания…
Кстати, если следовать новой доктрине в отрицании всего ненашенского, спешу напомнить, что одну из книг, а именно, номинированную на украинскую премию «Врата Европы. История Украины» (Сергей Плохий, перевод с английского), издало на днях российское издательство Corpus, сателлит издательской группы АСТ (адрес: 123317, Москва, Пресненская наб., д.6, стр.2, Деловой комплекс «Империя», corpus.ru).
И, факт. В прошлом году «Брама Европы» (да-да, те самые свеженькие «Врата Европы») также была номинирована на Шевченковскую премию в разделе «публицистика и журналистика», но ее обошли стороной. Тогда, но не сейчас. Возможно, возросшая популярность поспособствовала?
Ай-а-ай, какая неосмотрительность для будущего лауреата Шевченковской премии. Интересно, что в этом же издательстве можно прикупить и другой авторский фолиант – «Последняя империя. Падение Советского Союза» за 600 рублей (примерно 300 грн.).
Выходит, диаспорянам печататься в стране-агрессоре все-таки можно. На русском при полном согласии автора на перевод и публикацию. А украинцы их должны читать только «на мове» и без лишней сопроводительной информации, чтобы не вызывать неудобных вопросов?
В номинации «литература» лучшей признали поэтессу, писательницу и художницу Эмму Андиевскую. Ей почти 85 лет, причем с подросткового возраста – с 12-ти фрау живет за границей, постоянно в Мюнхене. Институт филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко годами упорно выдвигает ее кандидатуру на национальную премию. Заметим, что в прошлом году поэтессу за те же самые изданные произведения («Міста-валети», «Бездзигарний час», «Шухлядні краєвиди», «Маратонський біг», «Щодення: перископи») уже вписывали в качестве кандидата на премию, но комитет по каким-то причинам отклонил ее фигуру. Зато в этот раз становился на творческом достижении автора.
Звучат ли строчки этой поэтессы в голове у обывателя так, как цитируется слету строфы Ахматовой, Мандельштама, Ахмадуллиной, Костенко, Высоцкого – непререкаемых авторитетов в поэзии — сказать сложно. У меня, к примеру, нет. Но это, вероятно, единичный случай.
Не стоит терзаться напрасными вопросами. Типа. Неужто здесь мало достойных личностей, которые до боли и до эйфории, до крови и до душевного скрежета понимают, что такое украинская культура, живут в ней, порой стеная, кляня всех и вся, находят в себе силы и снова выдают с ответственностью свидетеля, а не стороннего наблюдателя правду этой нашенской жизни, а не представления о ней.
Вопросы сии риторические. Благодаря веяниям последних лет мода на западное, а по еретическим соображениям государственных мужей – привлекательное и даже в некотором роде – жрическое, принята на правительственном уровне. Вспомним тьму иностранцев, руливших (рулящих) всем и вся в стране победившей «гидности».
Что касается прочих деятелей-шевченковцев… К ним вопросов нет. Они, действительно, известны в узких профессиональных кругах. Это композитор Виктория Полевая (за создание хоровой симфонии на канонические тексты «Світлі піснеспіви» в 15 частях для солистов, смешанного хора а сарреllа); художник Павел Маков, член Королевского общества живописцев и графиков Великой Британии, член-корреспондент академии искусств Украины; кинодеятели (они идут скопом) Владимир Тихий, Ярослав Пилунский, Сергей Стеценко, Юрий Грузинов за цикл историко-документальных фильмов, посвященных Революции достоинства.
К сожалению, мастеров театра, а есть и такая номинация, в этот раз не нашлось ни одного достойного награды. Удивительно при этом, что комитет премии не осведомлен о знаковых сценических победах отечественных режиссеров. Навскидку, можно пальцы загибать, перечисляя только киевских мастеров, чуть сложнее, но для критиков, не составит труда назвать звезд провинциальных театров.
Кстати, министр-лицедей Евгений Нищук мог бы поделиться собственным мнением и знаниями в профессиональной сфере в выявлении талантливых своих коллег. Но, чиновник предпочитает раскрывать «пересичным» новинки чтива и зрелищ месяца, а не на национальных героев, продолжая рубрику «Министр рекомендует…».
Так, слово за слово, номинации-то и закончились. По правилам, премий в году может быть только пять. И все они оказались распределены…
Как в той сказке, мед-пиво пил, а в рот не попало. В смысле выбрали лучших, но кого — незнамо. Вправду ли они герои национального масштаба?
Антонина Трофимова, 2000, Украина