Помню, где-то в начале 60-х годов прошлого века отец принес только что купленный ламповый телевизор «Огонек», на тот период – чудо бытовой техники. Мы, всей семьей, уселись супротив экрана, на котором возник поющий запорожский казак Карась с чубом и висячими усами. Он густым, сочным баритоном пел: «В турка я перехрестився!»
Позже я узнал, что это была трансляция оперы Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Веселый сюжет о похождениях казака-подкаблучника, который горилку пьет, а сварливая жена его за это бьет, искрометное оперное пение, актерский реквизит, отражающий ту далекую эпоху шаровар, кунтушей и сабель…не оставляли слушателей равнодушными. И лишь потом…с помощью чтения исторических книг пришло понимание, что речь идет о Дунайской Сечи на территории тогдашней Османской Империи, куда бежали запорожские казаки, не пожелавшие по указу императрицы Екатерины II перебираться на Кубань для обороны рубежей страны от набегов горцев. Они предпочли предательство бегства… Православию и родной земле, поступив на службу к туркам-мусульманам.
Предательство в этой замечательной в своем роде трайбалистской опере из трагедии превратилось в развеселый фарс. Казацкая удаль и непокорство кинули людей воли в неволю турецкой службы. Впрочем, потом многие вернулись на Родину и покаялись.
Вот такую оперу, которая волею судьбы оказалась первым украинским произведением этого жанра, создал Семен Артемовский. Добавление к своей фамилии Гулак он принял в честь своего дяди, известного в Петербурге писателя и филолога Петра Гулака-Артемовского.
Фактически ровесник и в последствии друг Тараса Шевченко… Семен Степанович Гулак-Артемовский родился 16 февраля 1813 года в селе Городище на Киевщине. В одиннадцатилетнем возрасте был отдан в Киевское духовное училище. В 1835-38 годах обучался в Киевской духовной семинарии. И не раз громогласно выводил вместе с товарищами, пугая киевских прохожих-обывателей: «Отроцы семинаристии у кабака стояху!»
У юного музыкального дарования сначала был изящный дискант. После мутации голоса он стал обладателем густого, сочного баритона. В тот период Семен благодаря своим вокальным данным попал в поле зрения Киевского митрополита Евгения Болховитинова, который распорядился включить юношу в хор Софийского собора, а в 1830 году – в хор Михайловского монастыря.
В 1838 году в Киев приехал известный композитор Михаил Иванович Глинка, который набирал певчих для придворной капеллы. И тут юный Семен почти повторил случившуюся почти столетие тому историю Алексея Разумовского, тоже отобранного в придворную капеллу и ставшего тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны.
Глинка привез Артемовского в Санкт-Петербург, начал обучать вокальному искусству и музыке, готовя к оперной карьере.
Затем были поездка в Италию, занятия у вокалиста П. Романи и дебютное выступление во Флорентийской опере в 1841 году.
В следующем году Семен был принят в состав русской оперной труппы в Санкт-Петербурге, где солировал до 1864 года. Участвовал в спектаклях итальянской оперы и в драматургических постановках.
В 1864-65 годах Гулак-Артемовский выходил на сцену Большого театра в Москве, где исполнял партии Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», Мазетто в опере Моцарта «Дон Жуан» и многих других.
В 1851 году началась композиторская деятельность Семена Степановича. Он написал музыку к вокально-хореографическим дивертисментам «Картины степной жизни цыган», «Украинская свадьба».
25 мая 1863 года на подмостках Мариинского театра в Санкт-Петербурге прозвучала первая украинская опера «Запорожец за Дунаем», созданная Гулаком-Артемовским. Он был автором либретто, лично исполнял партию Карася.
Однако в следующем сезоне оперу сняли с репертуара, обвинив автора в плагиате. Дескать, некоторые музыкальные мотивы «позаимствованы» у оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Похищение из сераля» и только некоторым образом снабжены темами из народно-песенного фольклора.
Тем ни менее опера пользовалась успехом у публики и неоднократно ставилась в украинских театрах.
Вопрос о «заимствованиях» довольно спорный. Но если бы плагиат был доказан, а не вился в виде светских слухов и салонных домыслов, опера, безусловно, была бы запрещена цензурою. Да и на певческой карьере автора оное бы неблагоприятно отразилось. Однако этого не произошло. Да и каждый меломан может лично сравнить музыку Моцарта и Гулака-Артемовского.
Важное место в творчестве Семена Степановича занимали аранжировки украинских народных песен. Например, «Спать мені не хочеться», «Стоїть явір над водою», посвященная Тарасу Шевченко, и другие.
Родную Украину Гулак-Артемовский посетил еще дважды. В 1843 году, когда разыскивал певческие таланты, и в 1850 году, когда гастролировал с итальянской оперной труппой.
Личность этого талантливого человека была многогранной он увлекался не только музыкой , но и народной медициной, статистикой. В 1854 году составил и издал «Статистические географические таблицы городов Российской империи».
Певец казацкой удали, творчество которого стало образцом плодотворного единства русской и украинской культур, скончался 5 апреля 1873 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище, где рядом с ним лежат многие выдающиеся певцы и композиторы.
Олег Ростовцев, специально для News Front