Во Франции прошли протесты студентов против университетской реформы

Несколько тысяч французских студентов, старшеклассников, преподавателей и профсоюзных деятелей в начале февраля вышли на акции против университетской реформы, которая находится на рассмотрении парламента. Она меняет правила приема в университеты и выпускные экзамены для старшеклассников.

Правительство утверждает, что реформа снизит неуспеваемость студентов, но критики опасаются, что будет нарушен принцип всеобщего и равного доступа к высшему образованию.

Если на место в государственном вузе претендует несколько абитуриентов, во Франции применяется принцип лотереи. Нынешнее правительство предлагает от него отказаться и выбирать студентов по заранее установленным критериям: «логические способности» — для будущих юристов, «научные компетенции» — для физиков, «умение писать сочинения» — для филологов.

Во внимание будут принимать оценки, мотивационное письмо, рекомендации преподавателей старших классов и так далее. Требования к абитуриентам будут определяться на национальном уровне, но варьироваться в зависимости от учебного заведения. Тем выпускникам школ, которые не будут им соответствовать, предложат дополнительные курсы.

 В январе 2018 года уже заработала новая онлайн-платформа (Parcoursup), где абитуриенты могут подать заявки на обучение в том или ином вузе. Можно подать максимум 10 заявок (а не 24, как в прошлом году). Возможности указать приоритеты у студентов нет, каждый свой выбор необходимо мотивировать.

Авторы реформы, за которую ратует министерство образования, утверждают, что она позволит сократить неуспеваемость первокурсников, уровень которой сегодня приблизился к 60%. Критики же называют ее замаскированным отбором и нарушением принципа свободного доступа к высшему образованию, ведь для поступления в университета диплома о среднем образовании оказывается недостаточно.

Одна из студенток, вышедшая на акцию протеста говорит, что реформа разделит вузы на элитарные и «отстойные». Беатрис Гютерез, преподавательница и член профсоюзной федерации Sud-Education, считает, что речь в долгосрочной перспективе идет о «приватизации государственной системы высшего образования».