Американский ГлавПУР называется Голливудом. Юрий Селиванов

Прекрасно отработанные технологии массовой политико-воспитательной работы с  населением США могут быть с успехом использованы для целей воспитания патриотов и сознательных граждан нашего Отечества 

В США нет ни Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота, ни даже идеологического отдела ЦК КПСС. Зато есть Голливуд и CNN. Благодаря которым, идейно-воспитательная работа с местным народонаселением  поставлена там на очень высоком уровне. В нашем, пока еще богоспасаемом Отечестве, этой работой занимаются в настоящее время и, в основном, с не меньшим успехом, те же самые американские учреждения. То есть Голливуд – в самом прямом смысле и CNN – в самом широком.

Ибо, как правильно сказал очень приличный отечественный режиссер  Владимир Бортко, местные кинотеатры уже давно превратились в американскую кинопрокатную сеть. А местная пресса, от себя добавлю, за весьма редким и малотиражным исключением, представляет собой либо идеологический, либо даже, на правах прямой собственности, филиал того же CNN в широком смысле.

Иначе говоря, идейно-политическое воспитание отечественного народонаселения тоже имеет место, но так сказать – с обратным знаком. Ибо ведется оно в духе преклонения перед импортными, в основном – американскими ценностями, а в отдельных случаях даже перед американским флагом.

Сказать, что это правильно у меня как то язык не поворачивается. Потому что не надо быть академиком, чтобы понимать – Отечество, лишенное собственного идейно-воспитательного стержня, который подменен выращиванием безродных «общечеловеков», с младенческих лет воспитанных на сребролюбивом дядюшке Скрудже и на подвигах «капитана Америка», не является Отечеством в полном смысле этого слова. Ни в духовном, ни, в конечном счете, в государственно-политическом смысле.

Те, кто всё так устроил, отнюдь не дураки. Потому что они  ухватились за действительно решающее звено.  Им по большому счету наплевать на количество в нашем Отечестве танков, ракет и прочих огнестрельных штуковин. Им интересно лишь то, чтобы за рычагами и пультами этих машин сидели люди с надежно отформатированными  на американский манер мозгами, которые в нужный момент вместо того, чтобы стрелять по врагу, захотят выпить с ним кока-колы.

Правда потом, когда  они для этого  вылезут из своих танков и станут вполне безопасными, их тут отведут за сарай и шлепнут, так – на всякий случай. Но это уже будет потом.

Что нам со всем этим делать? Прежде всего, не паниковать и  не впадать в черную меланхолию. И помнить, что человеческая мысль очень «волатильна», ибо движется и меняется со скоростью света. И нет никакой трагедии в том, что противнику однажды удалось завладеть инициативой и перевести игру на нашу половину поля. Всё это вполне поддается корректировке и исправлению. А человеческий мозг – субстанция очень податливая. При условии, разумеется,  настойчивой и целенаправленной работы с ним.

Что в этом смысле следует делать? Да ничего особенного, по сравнению с тем, что делает тот же Голливуд. Более того, если у нас сейчас так популярны именно голливудские технологии массовой «индоктринации», то невредно помнить что это всего лишь технологии, которые при желании можно обернуть и себе во благо.

В Штатах, например, очень популярно патриотическое кино. Причем, самое простое, без всяких там умствований и головоломных загогулин, не доступных обычному «пиплу». Зато  понятное любому, кто хочет просто любить свою страну, знать, за что она достойна этой любви и готовности любого рядового Джона Смита её защищать.

Нынешний постапокалиптический отечественный кинематограф полностью сторонится этой «плебейской», по его мнению, миссии. В почете богемно-элитные страсти, вроде погони за юбками государя-императора, артхаузные  изыски и прочая декадентская хренотень, от которой нормальным работягам тошнит и хочется только напиться. Ну и, конечно же, откровенно заказная антисоветская чернуха, которую пихают везде и всюду с такой тупой беззастенчивостью, на фоне которой Станиславский с его «Не верю!» выглядит просто образцом вежливости.

В оправдание всего этого  похабного «креатива» выброшен лозунг – кино не обязано быть понятным и доступным для всех, мастер вправе на любой, самый заумный эксперимент! Под таким соусом очень удобно лепить даже стопроцентную халтуру  (всё равно никто не вправе судить художника – он так видит!),  выбивая под это дело еще  и неслабое госфинансирование.

Если называть вещи своими именами, то с точки зрения практически нулевой полезности для государства и общества, всё это, скорее – экскремент, нежели эксперимент.

Что делать? Не хотим учиться у наших великих кинопредков – режиссеров и актеров уникального по своей духовно-нравственной глубине  советского кино? Ну что же – и не надо пока! До этого еще  дорасти требуется. А для начала вполне хватит и правильно понятого голливудского образца.

Вот вам совершенно конкретный пример – фильм «Американский снайпер». Четко адресованный максимально широким слоям населения США, без всяких «креативных» затей и тому подобных выкрутас Предназначенный строго для воспитания американского массового гражданина в духе верности государственно-патриотической идее и готовности отдать за нее жизнь. Америку понять можно. Страна, которая постоянно воюет чуть ли не со всем миром  за свои специфические «идеалы»,  просто не может обойтись без примеров и героев, наставляющих нацию на путь истинный.

Но, скажите на милость,  а нам что  – такие примеры лишние? Или у нашего Отечества уже больше нет интересов, требующих от наших людей самоотверженности,  патриотизма и героизма? Конечно же, есть! И может быть, на самом деле, их даже больше, чем  у той же Америки, с её завиральной идеей глобального мессианства.

Но тогда объясните мне – в чем дело? Почему в Штатах поставлено на поток производство фильмов, причем достаточно качественных, правдоподобных и убедительных, про актуальных, злободневных, как говорится – с пылу с жару,  американских героев, а у нас с этим делом хоть шаром покати?

Взять тот же фильм по «Снайпера». Это отнюдь не высосанная из пальца история. Был такой реальный парень Крис Кайл из спецназа ВМС США.  Воевал  в Ираке. Считается в Америке самым результативным снайпером современности. Погиб в результате несчастного случая уже после увольнения в запас в 2013 году. И вот, не прошло и года, как на экраны всей Америки вышел посвященный ему фильм. Добросовестно и богато снятый, с симпатичным актером в роли главного героя, с немудреным сюжетом. В итоге тамошней молодежи есть на кого равняться и с кого делать свою жизнь.

А нашим с кого брать пример прикажете? С того же американского снайпера?! Потому что ведь больше не с кого! Попытки чего-то там изобразить на ту же героическую тему, даже на безграничном материале Великой Отечественной войны, выглядят, мягко говоря, довольно убого. Любвеобильные снайперши и медсестры из недавних «кинобитв» за Севастополь и Сталинград, имеют отношение скорее к желанию кинобоссов потрафить вкусам невзыскательной публики, нежели к задачам государственно-патриотического воспитания. Да  и той войне уже минуло больше 70 лет! Молодежи требуется что-нибудь еще, кроме ветхозаветных подвигов дедов и прадедов. А тут, оказывается, и вовсе конь не валялся!

Три года наше Отечество воюет в Сирии. Наши бойцы проявляют там чудеса героизма. Идея, которая ими движет, точно такая же, как и в «Американском снайпере», благородная и востребованная – не допустить  прихода терроризма в наш собственный дом. Простой вопрос – сколько художественных фильмов снято отечественным кинематографом за эти три года сирийской войны? Ответ – ни одного!

Уже четыре года идет война на Украине. Да – тяжелая тема, братоубийственная история. Трудно об этом рассказывать. Но  ведь и там есть место для человеческого благородства, для подвига во имя соотечественников, для любви к Родине, наконец. Ведь, если на то пошло, только совсем глупый пингвин  не понимает – о чем та война и что на кону стоит судьба всей Русской цивилизации. И что – опять не о чем говорить и снимать, господа киношники?  А если есть о чем, тогда почему за четыре года итогом ваших «усилий» на этом поприще стал все тот же круглый ноль?

Не потому ли, что многим нынешним кинодеятелям вообще не с руки снимать фильмы на такие темы, которые заведомо не  будут допущены нашими «западными партнерами» ни в Канны, ни на премию «Оскар»? Но как же они бедолаги тогда денежку заработают?

Поразительно, но именно в это судьбоносное для Отечества время один из ведущих отечественных режиссеров, на государственные деньги, при полной поддержке соответствующих ведомств, был занят тем, что  снимал суперблокбастер про … вторжение инопланетян в московский район Чертаново! Ну, не о чем больше у нас снимать кино!

Между тем, наше Отечество и сегодня продолжает рождать настоящих героев, чьи вдохновляющие подвиги достойны увековечения в киноискусстве. Вроде того же майора – летчика Романа Филипова, который, в окружении бандитов, взорвал себя гранатой со словами «Это вам за пацанов!». Или лейтенанта Магомеда Нурбагандова,  с его бессмертным «Работайте, братья!» под дулом вражеского автомата. Но совершаются эти подвиги скорее вопреки, чем благодаря тому, что осталось  ныне от отечественной культуры, в виде той частной, коммерческой лавочки, в которую она превратилась.

Так что, может действительно не нужны нашему слегка заблудившемуся Отечеству никакие другие герои, кроме американских? Или с Отечеством как раз все в порядке, а просто пришло, наконец, то время, когда дальше ехать некуда и пришла  пора кое-кого поправить?

А если кому-то остро не хватает свежих креативных идей, то пускай не стесняется время от времени покидать свое инопланетное Чертаново в направлении той же Сирии, или Донбасса. Если, конечно, хочет и дальше творить «нетленку» за государственный счет. А про «зеленых человечков с Марса» и прочую лабуду такого же сорта, можно и за счет  какого-нибудь олигарха кинцо наваять. Если тому, конечно, денег не жалко.

Юрий Селиванов, специально для News Front
Юрий Селиванов