Руководство США наложило вето на контакты с польскими руководителями из-за закона об Институте национальной памяти, известного как “закон о Холокосте”, утверждает польский портал Onet. Журналисты сослались на некий документ о том, что “президент Анджей Дуда и премьер-министр Матеуш Моравецкий не имеют шансов на прием в Белом Доме”. В министерстве иностранных дел страны опровергли эти данные, но не стали отрицать, что США обеспокоены новым законом. Из-за него Варшава уже поссорилась с Израилем и Украиной. Дмитрий Родионов – о том, чем грозит Польше скандальный документ.
Ситуацию для Польши можно охарактеризовать одним словом: доигрались. Хотя говорить об “игре” было бы неправильно. Речь идет о целенаправленной политике, которая не первый год проводится правящей партией “Право и справедливость”.
За время у власти она отметилась целым рядом инициатив и просто громких заявлений, которые, слава Богу, так и не дошли до уровня законов. Достаточно отметить только что принятый Сеймом проект закона о разжаловании генералов, получивших звания во времена Польской Народной Республики. Его суть в том, чтобы лишить званий военнослужащих, членов Военного совета национального спасения, сотрудников органов государственной безопасности ПНР вплоть до звания рядового. Дело может коснуться даже первого и единственного в стране космонавта генерала Мирослава Гермашевского.
Разжалование и люстрация служителей прежнего режима – это всегда нормально для пришедших к власти в ходе революции или переворота. В Польше почему-то спохватились только сейчас, хотя за истекшие со времени их “бархатной” революции почти 30 лет могли люстрировать военных ПНР сотни раз. Предыдущие власти до такого маразма просто не додумывались.
Однако правительство ПиС не ограничивается попытками переписать историю послевоенного периода. Через это прошли почти все страны Восточной Европы и бывшего СССР. В Чехии до сих пор митингуют против избрания главой парламентского комитета по контролю над службами безопасности члена Компартии, бывшего полицейского, который разгонял антикоммунистические манифестации. Любят нынешние польские власти и по истории Второй мировой проехаться. На днях в комиссии Сейма по репарациям (да, у них такая есть) назвали сумму, которую надо требовать от Германии, – $850 миллиардов.
Конечно, эти идиотские расчеты (они и у нас попытались недавно потребовать”триллионы” за то, что СССР якобы уничтожил польскую промышленность) не предполагают даже частичного удовлетворения, их цель – ответ на претензии Брюсселя (читай Берлина) к нарушению правящей партии принципов европейской демократии, связанных с судебной реформой.
Однако эта инициатива имеет и еще одну цель — в очередной раз выставить Польшу главной жертвой Второй мировой. Многое становится понятно в контексте пресловутого закона об Институте национальной памяти. Некоторые российские и украинские эксперты все это время изучали этот закон в контексте его “антибандеровской” составляющей, однако суть тут в другом. Закон призван выставить поляков невиновными в преступлениях Второй мировой, в частности, один из ключевых моментов – запрет на использование выражения “польский лагерь смерти”.
Во время войны немецкие концлагеря находились во многих оккупированных европейских странах и странах-сателлитах: Чехословакии, Франции, Дании, Бельгии, Голландии, Италии, Норвегии, Венгрии и т.д, однако лагеря смерти были построены нацистами исключительно на территории оккупированной Польши по соображениям логистики. С исторической точки зрения термин совершенно оправданный, однако поляков он неимоверно задевает, будто означает не географическую, а государственную принадлежность к преступлениям той войны.
Стоит пояснить два момента. Первый – участвовали все. В том числе в преступной деятельности нацистов на территории оккупированных ими стран участвовали граждане этих стран, коллаборационисты.
Степень участия во многом определяет степень раскаяния. В Германии до сих пор посыпают головы пеплом, а за отрицание нацистских преступлений там можно запросто загреметь за решетку.
В меньшей степени комплекс вины развит у стран Восточной Европы и бывшего СССР. Его там вообще нет. В некоторых бывших советских республиках власти превозносят своих коллаборационистов, делая из них национальных героев, устраиваются марши бывших эсэсовцев и т.д. Впрочем, коллективный Запад закрывает на это глаза, поскольку вся эта деятельность настроена на то, чтобы переложить вину на Россию.
В этом контексте поведение Варшавы абсолютно логично и укладывается в общую тенденцию, разве что марши эсэсовцев они не устраивают. Конечно, и в Польше иногда гремят “неонацистские скандалы”, как с отмечанием дня рождения Гитлера, но не в такой степени. И каждый такой скандал подстегивает попытки Варшавы откреститься от роли поляков во Второй мировой. Все же польская культура в этом плане на порядок выше, чем у прибалтов или украинцев.
Второй момент. Для Израиля тема Холокоста давно стала инструментом и политического давления. Тема любого геноцида для страны, ставшей его жертвой, – это всегда политический инструмент. Так вот для Израиля любые попытки любой страны снять с себя ответственность за участие граждан в Холокосте – это красная тряпка для быка. Сразу после принятия закона в Израиле отменили визиты польских чиновников. Общественные лидеры Израиля призвали к бойкоту Польши и отказу от посещения этой страны.
Совсем недавно в западных СМИ появлялась информация, что некоторые американские и международные еврейские организации собираются подавать иск против Польши за присвоение имущества убитых на ее территории в годы войны евреев. Сегодня Польша остается единственной крупной европейской страной, которая еще не приняла закон о реституции еврейского имущества, захваченного нацистами. В этом контексте закон может выглядеть как упреждающий удар.
Как бы там ни было, даже если речь не идет о превентивном ударе, Польша законом об ИНП получает вполне ожидаемую реакцию с последствиями, которые могут оказаться для нее намного печальнее, чем те, на которые этот превентивный удар был направлен.
Авторы закона, очевидно, не учли того, какое Израиль имеет влияние на США. Думаю, о том, что такое еврейское лобби в США, рассказывать не надо. Абстрагируясь от баек о мировом правительстве и прочих теорий заговора, замечу лишь, что еврейское лобби в США — самое мощное в мире и самое мощное национальное лобби в США.
Так было всегда. А с приходом в Белый дом Трампа это влияние еще больше усилилось, поскольку оно давно проникло в семью американского президента. Именно Трамп впервые за четверть века решился на перенос посольства США в Израиле в Иерусалим. И это при том, что это решение не поддержал никто в мире (кроме Гватемалы), наоборот, против выступили практически все.
При этом Трамп обещает лично приехать на открытие нового посольства, а премьер Израиля активно науськивает его против Ирана, чтобы тот разорвал ядерную сделку и ввел против Тегерана новые санкции. Да, особую неприязнь Трампа к Ирану определяет угадайте сами кто.
Думаю, в этих условиях рассчитывать на поддержку Вашингтона в вопросе, который задевает интересы Израиля, было бы проявлением сверхнаивности. Можно ли уличить в ней польские власти?
И да, и нет. С одной стороны, Польша и впрямь может верить, что Штаты поддержат их во всем и всегда, учитывая, что Польша всегда была одним из (а после “Брекзита” стала главным) проводником интересов Вашингтона в Евросоюзе. С другой – в Варшаве не могут не понимать, что выбор между интересами Израиля и интересами Польши будет не в их пользу. Хорошо, если ценой восстановления отношений будет “смягчение” формулировок, если история и впрямь не получит продолжения в виде реальных исков. Зная настойчивость Израиля в этих вопросах, Польше можно только посочувствовать.
На прошлой неделе частная американская благотворительная организация – фонд семьи Рудерман – начала кампанию за приостановление дипломатических отношений с Польшей. До такого, конечно, не дойдет. Но уверен, у США есть множество рычагов влияния. Импульсивность Трампа не позволяет сомневаться, что все они будут применены.
Дмитрий Родионов, RUPOSERS