В течение почти трех лет, в которые я регулярно бываю в этом регионе, охваченном войной, чтобы вместе с моими друзьями оказать скромную помощь детям Донбасса, пострадавшим от войны, развязанной НАТО, я вижу там общество глубоких преобразований, непоколебимую решимость не уступать и пяди земли киевской хунте, я вижу там такое же успешное сопротивление всем попыткам штурма, какое оказывала знаменитая галльская деревушка*, окружившим её оккупантам из империи торгашей.
С мая 2015 моего первого визита на Донбасс до последнего – в августе 2017 года я видел, как Донецкая республика восстанавливает дороги, поднимает дома из руин, заменяет тысячи разбитых витрин, ставит новые трубы водопроводов и газопроводов вместо искорёженных бомбами, так что сегодняшний вид Донецка – это вид приветливой и нарядной столицы, утопающей в цветах, где жизнь была бы мечтой, если бы не слышать доносящихся каждый день с линии фронта всего в четырёх километрах от центра города разрывов снарядов, не видеть почти каждый день смерть, собирающую свою жуткую жатву в виде мирных горожан или ополченцев.
Я видел, что старый «Макдональдс» на площади Ленина переименован в «Донмакс», что молодёжь Донецка может там потратить весь день и ещё половину следующего, пополняя банковские счета сего интернационального предприятия общепита. Я видел там закрытые банки и рекламные щиты, лишённые привычных изображений оголённых агрессивных женщин-вампов, прославляющих неизвестно откуда взявшиеся дрянные товары. Я видел гражданское общество, стоящее горой за свою армию добровольцев, в которой легко узнать отца рвущегося попасть в тот же батальон, где его сын погиб в бою месяц назад.
Я видел женщин из подразделений специального назначения, тратящих своё драгоценное время на получение разрешения сопровождать нас в места рядом с передовой, известные мародёрством, и этих же женщин, приносящих еду и сладости бабушкам и детям, живущим в ветхих домах или в подземных бункерах времен холодной войны.
Я видел добровольцев, приехавших из России, Южной и Северной Америки, Франции, Сербии, Армении, Грузии, Германии и Италии, и других частей мира просто для того, чтобы положить свою жизнь на алтарь тотального конфликта, в котором сошлись два мировоззрения совершенно антагонистические и непримиримые, которые верят, что можно подвести итог в вечной борьбе между Карфагеном и Римом, между силами моря и суши, между миром, пропитанным флюидом денег, и миром, где вещи священные не покупаются.
Сейчас я дочитываю книгу Захара Прилепина, посвящённую Донбассу; этот русский автор хорошо известен в своей стране; я имел удовольствие встретиться с ним в салоне русской книги в Париже в феврале этого года. Мы договорились организовать совместную гуманитарную миссию в Донецке в ближайшие недели.
Чтение этой книги, которую я вам настоятельно рекомендую, позволяет понять, как и почему восстание Донбасса против Киева и его западных хозяев обрело плоть, проливает свет на то, что я сам мог наблюдать в реальной жизни в течение почти трех лет, что особенно интересно. То, что вытекает со всей ясностью из данной книги, прекрасно написанной, удивительно, в частности, то, что это восстание было поднято людьми, не имевшими не только никакой материальной заинтересованности делать это, а, наоборот, имели прямые шансы все потерять, и, в первую очередь, жизнь, отвергая «указы» Киева.
Начало восстания не было ни возглавлено, ни спровоцировано олигархами Донбасса, а наоборот, эти последние сделали все, чтобы саботировать его, и они как раз были готовы ладить со своими братьями по классу из Киева или Харькова, только чтобы сохранить свои интересы и доходы. Нет, эту революция сделали повстанцы, которые пришли из народа, шахтёрами и крестьянами, под руководством людей среднего класса, например, Александром Захарченко. Президент Донецкой Народной Республики до войны начинал работу электромехаником в то время как буржуа в Донецке, старшие должностные лица и руководители предприятий, бросили Донбасс, уехав в Киев или в Россию после первых же выстрелов спасать свою шкуру, счета в банках и пребывая в полной уверенности, что без них никто в Донецке и Луганске не в состоянии запустить экономику и систему управления.
Чудо свершается именно там, потому что повстанцам Донбасса, столкнувшимся с агрессией, особенно жестокой между 2014 и 2015 годами и, затем, с войной на истощение, с плотной блокадой, не только удалось остановить натиск войск Киева и их союзников по НАТО, но и, в основном, поставить на ноги торговые сети, запустить заводы, стоявшие с незапамятных времён или разрушенные войной, государственные учреждения, необходимые в повседневной жизни (больницы и поликлиники, водоснабжение, газ, электроэнергию, транспорт, дороги, школы, университеты…). Все это не просто работает, но, и это является поистине революционным, работает не на принципах либералов, а на принципах социалистических, и даже большое количество компаний и магазинов, брошенных олигархами, были национализированы. Донбасс пытается показать миру, что развитие не определяется судьбой народа и общества, а что даже во время войны можно прекрасно обходиться без классовой вражды, при условии, что спекулянты и банкиры поставлены вне игры.
В этой книге Захар Прилепин, который охотно представляется патриотом своей социалистической родины, рассказывая о своих многочисленных встречах с Президентом Захарченко, который в одной из них представляется монархистом, сюжет явно прилепинский, Прилепин явно не ждёт от него таких признаний, но удивительно тут то, что вот эта неожиданная сплоченность социалиста и монархиста близка к тому, чтобы взять ответственность за всю эту черную землю Донбасса. В сегодняшнем Донецке президент республики ностальгирует о времени царей вместе с патриотом-социалистом, который кокетничает с национал-большевизмом, и они оба борются против Системы, в которой деньги возведены в высшую ценность. Узловые точки их борьбы – это поиск блага для народа Донбасса; они не ищут привилегий или выгоды для немногих, будь то бояре или номенклатура – кто бы то ни было.
Даже ещё более конкретно, книга Прилепина очень ясно показывает возникновение на Донбассе новой политической философии, в которой человеческая солидарность перевешивает эгоизм. Сила центральной власти, которую олицетворяет собой Александр Захарченко, в состоянии восстановить равноправие и справедливость (один пример из десятков: консультанты дают ему знать, что цены на центральном рынке Донецка имеют тенденцию к взлёту, Захарченко идёт к директору и просит его снизить цены. Получив отказ последнего, он объявляет, что переводит директора на новую должность, и на следующий день директор оказывается на передовой облаченный в униформу ad hoc*, дабы поразмышлять об опасности выступать против власти, когда она хочет защитить интересы народа. «Наказание» должно было продолжаться три месяца, но так как директор был отцом многодетной семьи, благодаря великодушию Президента, оно было сокращено до одного месяца. Во всяком случае, уже на следующий день, цены на рынке значительно снизились, а за ними выровнялись и цены на других рынках.
Но тогда, скажете вы мне: солидаризм – это что такое? Ну да, вот и всё! То, что противостоит атомизации людей, наблюдающейся во всех западных компаниях и делающей их беззащитными пред «невидимой рукой» рынка. Все это делается на Донбассе, чтобы защитить общину, народ – без учета расовых различий, не пытаясь делить людей на сорта один лучше другого. В отличие от французской Революции, которая была буржуазной, которая поставила лавочников на место аристократии, революция Донбасса является подлинной народной революцией, которая избавилась от своих олигархов, и сейчас, на наших глазах, создаёт модель завтрашнего устройства мира. Кстати сказать, меня снова пригласили в мае следующего года для участия в праздновании 4-й годовщины независимости Донецкой Республики, и я приеду с удовольствием приветствовать своего Президента и поздравить с проделанной работой.
Хватило бы времени, чтобы искренние сторонники «евромайдана», те, что мечтали покончить с коррупцией на Украине, открыли бы глаза и спросили себя, не ошиблись ли они лагерем и прекратили, наконец, эту войну против своих братьев с Донбасса, разожженную англосаксами!
*«знаменитая галльская деревушка» – имеется в виду сюжет из общеизвестной во Франции серии комиксов «Астерикс» (1959) по мотивам «Записок о Галльской войне» Цезаря. Комикс рассказывает о приключениях жителей деревни галлов, сопротивляющихся римской оккупации. Для этого они используют волшебное зелье, дающее выпившему его сверхчеловеческую силу – М.Г.
*ad hoc – (лат.) специально для этого случая – М.Г.
Эммануэль Леруа, президент гуманитарной Ассоциации экстренной помощи детям Донбасса, Le Saker Francophone, Франция
Перевод Михаил Губкин