Узбекистан в рамках внешнеполитической стратегии, направленной на развитие региональной кооперации, идет на расширение военного сотрудничества с Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Туркменией. В частности, Узбекистан намерен заключить двусторонние соглашения по противовоздушной обороне с соседями. Об этом сегодня, 18 апреля, сообщил заместитель министра обороны — командующий войсками ПВО и ВВС Узбекистана генерал-майор Ахмад Бурханов. Россия, по его словам, остается важным стратегическим партнером республики.
В Ташкенте состоялось очередное заседание Координационного Комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ, на котором обсуждалось развитие единых (объединенных) региональных систем противовоздушной обороны, взаимодействие органов военного управления. Узбекистан, по словам Ахмада Бурханова, прорабатывает с соседями по региону вопросы взаимодействия и намерен в ближайшее время подписать с Казахстаном документ по двустороннему сотрудничеству в рамках ПВО. Аналогичные соглашения планируется заключить с Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном. Россия остается важным стратегическим партнером Узбекистана”. «У нас в последние годы открытая политика, мы во всех вопросах, в том числе в вопросах обороны, рассматриваем как приоритет своих ближайших соседей, Центрально-Азиатский регион», — сказал генерал Бурханов.
Военный эксперт Виктор Литовкин пояснил EADaily, что система ПВО подразделяется на три направления: западное — России и Белоруссии, южное — Армении и центральноазиатское — Узбекистан Казахстан, Таджикистан, Киргизия. «Узбекистан в дополнение к имеющемуся соглашению по ПВО в рамках СНГ, подписывает двусторонние договоры со странами региона, притом, что три из них члены ОДКБ. С одной стороны, смысл двусторонних договоров в том, что страны, которые находятся на границе с Афганистаном и Ираном будут иметь возможность дополнительно отслеживать полеты воздушных целей над своей территорией или на границе своих территорий. Эта информация будет аккумулироваться, и передаваться на центральный командный пункт ПВО. То есть Россия будет получать эту информацию и в случае угрозы давать команду на применение тех или иных средств противодействия этим целям», — сказал Литовкин. Центральная Азия, по словам эксперта, получает дополнительную возможность для формирования региональной системы ПВО. Что же касается ОДКБ, то как считает эксперт, это может стать шагом в сторону восстановления Узбкистаном своего членства в этой организации, но на своих условиях.
Завотделом Центральной Азии и Кавказа Андрей Грозин на вопрос EADaily, означает ли, что Центральная Азии будет сама себя защищать, ответил, что сама себя, с точки зрения формирования единой системы ПВО ЦА не может в силу, финансовых, технических, организационных обстоятельств. Куча вопросов, которая затрудняет такого рода возможности.
«Максимум, что есть у Казахстана из систем ПВО, это С-300, поставленные со старых складских запасов, отчасти в оплату за аренду Байконура, отчасти по двусторонним соглашениям. Это достаточно старая система, — указал эксперт. — Как показал опыт Сирии они эффективны, но тот же казахстанский комплекс систем ПВО интегрирован с российским, а Узбекистан ориентируется на двусторонние контакты с РФ и расширение военно-технического партнерства. И здесь открывается очень широкое поле в рамках объявленной модернизации армии в Узбекистане. Мирзиеев неоднократно говорил, что качественно перестроить оснащение ВС Узбекистана по всем параметрам, в том числе по ПВО, а ПВО — это дорого. Здесь, опираясь на собственный ресурс, даже опираясь на старые комплексы типа С-200, «Ока», С-125, которые есть у Узбекистана, финансово очень тяжело. С другой стороны, технологически сложно. Поэтому здесь необходима некая интеграция. С одной стороны, подключение регионального потенциала. Тот же оборонно-промышленный комплекс Узбекистана сейчас находится не в лучшем состоянии. И это в Ташкенте тоже признают и подчеркивают, что необходима модернизация оборонно-промышленного комплекса. В кооперации с русскими, в кооперации с индусами, с китайцами, соседями. Необходимо объединение усилий. А с учетом того, что та же казахстанская система ПВО интегрирована с российской, здесь открывается масса возможностей для Ташкента. С одной стороны, расширить партнерство с Россией, которое сейчас носит двусторонний характер. С другой стороны, снизить финансовые риски, технологические риски, и другие моменты.
Та же ситуация вокруг удара по Сирии показала, что даже у старого советского железа систем ПВО есть серьезные потенциал, главное довести его до ума, приложить новые технологические решения по модернизации, приложить новые финансовые возможности. Они у Ташкента есть, и намерение заключить двусторонние договоры со странами ЦА как раз объясняется стремлением с одной стороны вдохнуть новую жизнь в старое железо. А с другой расширить возможности кооперации с соседями. Это решение, если оно будет реализовано, следует оценивать только позитивно”, — уверен Грозин.
«Если это решение будет принято, оно лежит в русле политики Ташкента последнего года — кооперация с соседними странами по всем направлениям», — резюмировал Андрей Грозин.