Антироссийские санкции ударят по украинской экономике

Когда в Великобритании раскручивалось «дело Скрипаля», глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что «мы готовы поддержать мысль премьер-министра Великобритании, что это, вероятнее всего, дело рук Кремля». То есть, собственного мнения у киевских «верхов» нет, они готовы слепо двигаться в фарватере действий и высказываний западных элит, а высылка 13 российских дипломатов с Украины лишний раз подтвердила данный тезис

«Дело Скрипаля», ставшее формальным поводом для введения новых санкций против России, с оптимизмом восприняли киевские власти. Президент Петр Порошенко и секретарь Совбеза даже пообещали в ближайшее время синхронизировать украинский санкционный режим с американским. Однако, как показывает опыт предыдущих лет, вводимые Западом против России санкции бьют бумерангом по экономике Украины.

В 2014—2015 годах «патриотические» украинские СМИ отслеживали каждое снижение нефти и рубля, усматривая в этом благо для Украины. При этом игнорировалась закономерность — девальвация рубля тянула следом за собой девальвацию гривны, а падение цен на нефть приводило к снижению цен на ключевые экспортные позиции Украины, а именно металлопродукцию, железную руду, зерновые. Отметим, что в 2018 году за 1 гривну дают всего 2,2−2,4 российских рубля против 4-х еще конце 2013 — начале 2014.

Апрель 2018 года стал уникальным в том значении, что впервые гривна проигнорировала падение рубля, спровоцированное новыми санкциями против РФ (хотя ЦБ РФ имеет все возможности удерживать валютный курс). Пока гривна удерживается за счет того, что Нацбанк Украины начал продавать облигации внутреннего займа под колоссальные 16−17% годовых. Под такие проценты осуществляется приток спекулятивного капитала с Запада, где кредиты берутся под 2−3% и вкладываются под 16−17% на Украине.

Тем не менее, новый виток девальвации рубля непосредственно отобразится на украинской экономике. Во-первых, уменьшатся валютные поступления от пребывающих в РФ украинских трудовых мигрантов — именно из России, только по официальным каналам, в 2017 году поступило наибольшее количество переводов «трудовых» денег в размере $ 516 млн. В целом, доходы Украины от трудовых мигрантов, коих по миру насчитывается 5−7 млн человек, уже равны 10% ВВП.

Во-вторых, выручка украинских экспортеров, работающих на российском рынке, рискует снизиться пропорционально девальвации рубля. По расчетам украинского экономиста Олега Устенко, исполнительного директора Фонда Блейзера, учитывая удельный вес РФ в структуре украинского экспорта, каждые 10% девальвации рубля снижают в денежном выражении на 1% весь суммарный (мировой) объем украинского товарного экспорта. Потенциальное снижение украинского ВВП за счет девальвации рубля в годовом измерении может достигнуть 0,5%, а дефицит торгового баланса Украины рискует увеличиться на дополнительные $ 500 млн, что увеличит потребность во внешнем финансировании страны на аналогичную величину. Следовательно, девальвационное давление на гривну возрастет.

В-третьих, инвестиционная активность российского бизнеса, работающего на Украине, будет снижена. Приток прямых иностранных инвестиций в страну будут уменьшен, что усложнит покрытие дефицита платежного баланса за счет относительно устойчивых источников финансирования. Необходимость увеличения и без того значительной долговой нагрузки на госфинансы станет практически неизбежной. Заметим, что в 2016 и 2017 годах Россия была по-прежнему крупнейшим внешним инвестором в украинскую экономику (в т. ч. учитывая инвестиции из офшорных юрисдикций, за которыми нередко скрываются представители российского капитала).

Правда, снижение инвестиционной активности российского бизнеса на Украине, до 2014 года служившей таким себе мини-офшором для российского капитала, связано не только с девальвацией рубля. Ранее уже говорилось о том, что российский бизнес в 2017 году активно распродавал активы на Украине в том числе по политическим причинам — как промышленные, так и финансовые (примечательно, что украинские суды, исходящие из презумпции правоты украинской стороны в хозяйственном споре, периодически выносят вполне предсказуемые решения в пользу украинских заемщиков, не желающих возвращать деньги банкам «страны-агрессора»). Новые американские санкции, затронувшие Игоря Ротенберга и Олега Дерипаску, владельцев ряда компаний на Украине, наверняка подтолкнут данных бизнесменов к выводу активов с территории Украины. Также заметим, что российскому бизнесу с 2014/2015 годов запрещено участвовать в приватизационных процессах на Украине.

Отдельно стоит отметить, что вводимые Киевом санкции против России с 2014 года больно ударили по сектору украинского высокотехнологического машиностроения и привели к утрате значительной части транзитной ренты. За последние годы Украина существенно сократила объем автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского транзита, а также объемы транзита нефти и нефтепродуктов через свою территорию, лишаясь нескольких миллиардов долларов в год; кроме того, санкционная конфронтация с РФ практически исключает включение Украины в китайский проект Нового Шелкового пути.

Что касается сектора машиностроения, то одним из первых указов Порошенко сразу после избрания на президентскую должность был указ о запрете поставок в Россию продукции военного и двойного назначения, в том числе, по ранее заключенным оплаченным контрактам, а несколько позже были введены санкции относительно комплектующих из РФ. Как следствие, многие украинские машиностроительные предприятия существенно сократили объем производства либо вовсе простаивают. Отдельные предприятия, которые не могут функционировать без российских комплектующих и российского рынка сбыта, ищут пути переноса производства в соседние страны.

Так, в марте 2018 года в СМИ появилась информация о том, что АНТК имени О.К. Антонова из-за невозможности наладить серийный выпуск самолетов без российских комплектующих ищет пути обхода санкций через Белоруссию. «Антонов» и Минский завод гражданской авиации № 407 (МЗГА) ведут закрытые переговоры о создании сервисного центра в Минске. В Белоруссии планируется продлевать летную годность, ресурс самолетов АН, проводить сервисное обслуживание, ремонт и сборку самолетов семейства Ан-148/158 с использованием российских комплектующих. Руководство «Антонова» подтвердило факт переговоров, но отказалось комментировать подробности проекта.

В ту же Белоруссию, на выкупленный Оршанский авиаремонтный завод, руководство запорожского предприятия «Мотор Сич» перевело часть производственных мощностей и персонала, где осуществляет выпуск вертолета Ми-8МСБ для российского рынка.

Примечательно, что порой киевские власти используют оффшорные и посреднические схемы для обхода собственноручно введенных санкций против РФ. К примеру, достоянием журналистов-расследователей стали факты о том, что предприятие «Укринмаш» закупает российские двигатели для БТР-80 через зарегистрированные в Молдавии фирмы. Характерное заявление сделал депутат Верховной Рады от «Народного фронта», застолбившей за собой нишу «партии войны» на украинском электоральном поле, Дмитрий Тымчук: «Есть выход: либо закупать [военную продукцию] в России, либо нигде. Нигде — это означает, что ту технику, которая сейчас выходит из строя во время боевых действий, можно не ремонтировать, ремонтировать нечем, нет комплектующих».

В общем-то, приходится констатировать, что экономический прагматизм — эта та категория, коей нынешние киевские власти оперировать отказываются напрочь. Фактически киевские «верхи» усиленно пилят сук, на котором сидели долгие годы, сокращая собственную «кормовую базу». Сменится ли экономическая парадигма по итогам плановых президентских и парламентских выборов в следующем году — посмотрим.

Денис Гаевский, EADaily