Нужен ли договор РСМД?

Политолог Дмитрий Суслов — о необходимости нового понимания стратегической стабильности и полноценных переговорах по его выработке

Унаследованная от предыдущей «холодной войны» и периода после ее завершения система контроля над вооружениями продолжает разрушаться. На днях США официально поставили в практическую плоскость вопрос о своем возможном выходе из двустороннего российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) от 1987 года. Он запрещает баллистические и крылатые ракеты радиусом действия от 500 до 5,5 тыс. км. наземного базирования.

Комитет по делам вооруженных сил Палаты представителей конгресса США принял поправку к закону об оборонном бюджете на следующий год. В соответствии с ней Вашингтон будет рассматривать этот договор утратившим силу в случае, если администрация Трампа не представит доказательства его полного соблюдения российской стороной. США официально обвиняют Россию в его нарушении с 2014 года. А администрация Трампа поставила данный вопрос гораздо более жестко и не только ввела санкции за якобы нарушение РФ этого договора, но и заговорила об «ответных мерах» военного характера. Учитывая все это, вероятность того, что Белый дом резко поменяет свое отношение и заявит об отсутствии каких-либо претензий к России, нулевая. Если данная поправка войдет в финальный вариант закона о военном бюджете США и этот вариант будет пописан президентом Трампом, то к началу 2020 года ДРСМД фактически прекратит свое существование.

Обвинения США и Россией друг друга в нарушении договора хорошо известны. Вашингтон утверждает, что российская крылатая ракета наземного базирования 9М729, которая, как считают в Пентагоне, не только создана и испытана, но уже даже развернута, обладает дальностью свыше 500 км, то есть прямо нарушает договор. Москва это категорически отрицает и предъявляет США встречные обвинения. А именно, что США размещают в Европе (в Румынии и Польше) такие пусковые установки для системы ПРО, в которые могут быть заряжены не только противоракеты SM-3, но и запрещенные ДРСМД наступательные крылатые ракеты. Кроме того, Россия утверждает, что использование США ракет-мишеней для испытания системы ПРО и всё возрастающее применение беспилотных летательных аппаратов также нарушает договор.

Все эти обвинения можно было бы легко снять с помощью полноценных переговоров России и США о ДРСМД. Их результатом могла бы стать в том числе его адаптация, возможность которой в тексте договора предусмотрена. Например, можно было бы ограничить зону его действия европейским театром при разрешении размещения ракет средней и меньшей дальности в других регионах, где для этого есть объективная целесообразность.

Однако именно эту возможность проведения полноценных переговоров данная поправка и перечеркивает. Она требует от администрации или подтвердить выполнение Россией договора в нынешнем виде, или признать его недействительным и ничего не говорит о возможности его адаптации. Кроме того, вероятность, что Россия и США успеют провести и успешно завершить гипотетические переговоры об адаптации ДРСМД до конца следующего года, крайне мала. Сегодня из-за продолжающегося Russiagate Белый дом не может себе позволить вообще никаких переговоров с Россией по чувствительным вопросам, в том числе ДРСМД. Изменится ли ситуация к лучшему после промежуточных выборов в конгресс в ноябре этого года, пока не ясно.

Насколько разрушение этого договора опасно и нужно ли прилагать усилия для его спасения во что бы то ни стало?

С одной стороны, он действительно не соответствует новой военно-стратегической обстановке в мире. Во-первых, ни на минуту не прекращалось совершенствование и наращивание ракет средней и меньшей дальности морского и воздушного базирования, которые этим договором не ограничены. На их фоне наличие или отсутствие ракет наземного базирования не сильно меняет общий военный баланс. Во-вторых, стратегическая стабильность сегодня, в отличие от прошлой холодной войны, стала многополярной, и двусторонние российско-американские договоры по контролю над вооружениями ей уже не соответствуют. Третьи страны активно наращивают как оружие массового поражения, в том числе ядерное, так и средства его доставки. В-третьих, появились и приобретают все большую важность новые способы нанесения друг другу неприемлемого ущерба и, соответственно, области военного соперничества великих держав в XXI веке. Это прежде всего киберсредства и высокоточные вооружения в неядерном оснащении, которые в отличие от ядерных вооружений и РСМД вообще не ограничены какими-либо правилами и режимами.

Устаревание прежнего понимания стратегической стабильности и отмирание прежних режимов контроля над вооружениями, включая ДРСМД, сейчас не компенсируется ничем другим. И именно в этом представляется главная опасность разрушения данного договора. В отсутствие полноценных российско-американских переговоров о выработке новой концепции международной стратегической стабильности и новых режимов контроля над вооружениями, в том числе кибер и высокоточными, просто отказ от ДРСМД обрушит остатки прежних режимов и создаст в российско-американских отношениях вакуум по части правил игры в военной сфере.

С большой вероятностью произойдет обрушение договора СНВ-3 от 2010 года (про его продление на новый срок можно будет забыть) — главной опоры сохраняющейся системы контроля над ядерными вооружениями. А вместе с ним исчезнут последние реальные правила мониторинга в верификации, существенно понизится степень транспарентности по части вооружений и намерений России и США. Следовательно, усилится нестабильность, возрастет вероятность непредумышленного военного конфликта, которого не хотят ни в Москве, ни в Вашингтоне.

Дмитрий Суслов, газета «Известия»