Одним из самых выдающихся орудий коммунистической информационной войны была карикатура. По ней можно проследить всю историю ХХ века — и всё будет точно, образно и доходчиво даже для иностранцев, не знающих русского языка. Сегодня этот необоснованно забытый у нас жанр очень популярен во Франции. Кроме печально известного еженедельника Charlie Hebdo выходит ещё десяток газет, специализирующихся на карикатуре. Но не только
В каждой серьёзной газете — от Le Monde до Liberation — обязательно будет политическая карикатура. И вот что удивительно: несмотря на то, что смартфоны теперь есть у всех, газеты по прежнему занимают важное место в жизни парижанина. Рано утром, перед судом (судили Карлоса), я заходил в самую обычную «круасанную» на Сен-Жермен и внимательно изучал свежую прессу. Вскоре я обнаружил, что многие вокруг меня сидели, уткнувшись в газеты (там даже существовала специальная тумба, куда посетители складывали прочитанные газеты, чтобы их могли взять другие).
Во французской карикатуре центральное место занимает Владимир Путин, который, кстати, чаще всего изображён в камуфляже и с развитой мускулатурой. «Жертвами» становятся домохозяйка-Меркель и фигляристый Эммануэль Макрон. Таким образом карикатуристы на уровне символов и смыслов видят гораздо глубже своих коллег-борзописцев. Передовица Le Monde может быть о «разорванной в клочья экономике», но рисунки в той же газете будут свидетельствовать об обратном. В общем, французы знают толк в карикатуре и ловко умеют ею орудовать.
Просматривая накануне старые альбомы советской политической сатиры, я не без удовольствия наткнулся на рисунок со сценкой голосования в ООН: американский представитель-гангстер, в двубортном костюме и с трубкой, нажимает на кнопку «ЗА» (рядом на столе такая же «ПРОТИВ»).
От стола к другим делегатам идут провода — в зависимости от нажатия кнопки представители стран-сателлитов голосуют за нужное США решение. На табличках: «Люксембург», «Великобритания», «Бельгия», «Франция», «Голландия»…
Датирована карикатура 1949 годом, то есть практически сразу после основания Организации Объединённых Наций. Я сразу же подумал: если бы этот рисунок напечатать в газете сейчас, то его возраст мог бы выдать только стиль (каноническую советскую карикатуру не спутать с другими школами). Малые, геополитически несущественные страны вынуждены идти в фарватере Большого брата.
Кто-то делает это из-под палки, а кто-то, наоборот (как Польша, Прибалтика и Украина), с энтузиазмом шакала Табаки. Для американских пацанов это, конечно, просто бизнес: США без зазрения совести втягивают союзников в авантюры и с такой же лёгкостью кидают. «Демократически избранные» президенты превращаются в диктаторов, а молодые оазисы свободы — в жуткие диктатуры или наркокартели, в зависимости от географии. И вот, когда в очередной раз США подбивают малые страны на «дело», выглядит это всё кричаще очевидно. Как на карикатуре 1949 года.
В понедельник, 16 мая, США открыли своё посольство в западной части Иерусалима. Это событие вызвало серьёзные волнения в Палестине, в результате чего израильскими военными ЦАХАЛ были убиты около шестидесяти палестинских протестующих. Эти кровавые события потрясли весь мир — даже самые верные союзники США выступили с осуждением провокационного решения Трампа и израильской агрессии.
Но уже в эту среду, вслед за патроном, своё посольство в Иерусалиме открывает… Гватемала. Я думаю, произошло следующее: самоуверенный Дональд Трамп предполагал, что вслед за ним в авантюру ввяжутся Франция и Великобритания, но, получив вместо одобрения отказ, бросился искать хоть кого-то. И вот Гватемала не устояла перед напором заносчивого миллиардера — сдалась.
Требовать другого от зажатой в перешейке Северной Америки страны не следует: гватемальцы массово работают на «чёрной работе» в США, весь экспорт завязан на экономику Большого брата, а правительство полностью лояльно Вашингтону.
Гватемала — одна из многих space-колоний Соединённых Штатов. Колонии, конечно, потянутся за Трампом в иерусалимскую авантюру. На очереди, я думаю, островитяне, Прибалтика и Украина. Уверен, что не такого эффекта хотел Биньямин Нетаньяху, подговаривая американского президента открыть посольство вместе с ящиком Пандоры. Но вышло то, что вышло.
Сказалась общая усталость. Европейцам уже надоело быть на подскоке у Вашингтона: Меркель упорно строит свой Четвёртый рейх из Евросоюза, Макрон, судя по всему, поставил себе задачу прорваться в историю (а шестёрки в историю, увы, не попадают), а в Италии формируется новое правительство, которое намерено отменить антироссийские санкции. Вот и остаётся раздражённому Дональду опираться на Украину и Гватемалу. И снова, если вспомнить карикатуру, можно предположить, что кнопки Трампу достались как раз из 1949 года, вместе с массивным столом, старомодной рок-н-ролльной причёской и двубортным костюмом. А новое время он проворонил, совершенно точно.
Конечно, у США ещё достаточно space-колоний, чтобы проталкивать нужные решения и легитимировать военные и политические авантюры. Другое дело, что их качество оставляет желать лучшего: всяко солидней выглядишь с серьёзными союзниками. Я не зря начал с рассказа о французской газетной школе (мускулистый Путин, европейская домохозяйка Меркель и мини-Бонапарт Макрон). Трамп в них изображён не вместе с лидерами Европы, но на периферии, обычно — грузным богатым стариком с ржавыми ракетами. Европейские лидеры его сторонятся.