В Польше участились случаи дискриминации украинцев

Массовый наплыв украинцев, значительную часть которых составляют уроженцы Западной Украины с её культом ОУН-УПА*, дивизии СС «Галичина» и территориальными претензиями к Польше, меняет идеологическую структуру польского общества.

В 2016 г. в Польше трудились и учились 1,2 млн. граждан Украины. В 2018 г., по озвученным в польской прессе прогнозам, количество украинцев в Польше увеличится до 2 млн., по данным «Барометра трудовой миграции» – до 3 млн.

Вице-директор Отдела экономического анализа Национального банка Польши Яцек Котловский предрекает, что до 2020 г. в Польшу ежегодно будут приезжать по 200-300 тыс. украинских граждан. Навсегда остаться в Польше готовы только 11% из них, а 62% намерены ездить сюда на заработки регулярно. Это значит, что численность украинцев в Польше уменьшаться не будет.

Польша стремительно теряет статус моноэтничного государства, который она обрела после Второй мировой войны – с вхождением ряда территорий в состав республик СССР. И это достаточно травматический опыт для польского национального сознания, привыкшего за последние 80 лет к тому, что в Польше почти 100% населения – это поляки.

Моноэтничность гарантировала внешнеполитическую солидарность польских граждан, их единодушный взгляд на соседние государства как на врагов или друзей, а также общее видение польской истории и будущего польского государства.

Теперь такого нет. Массовый наплыв украинцев, значительную часть которых составляют уроженцы Западной Украины с её культом ОУН-УПА*, дивизии СС «Галичина» и территориальными претензиями к Польше, меняет идеологическую структуру польского общества. Увеличивая в нём процент тех, для кого убийцы поляков Бандера и Шухевич – вовсе не преступники, а глава возрождённой Польши Юзеф Пилсудский – вовсе не герой.

Такое резкое вторжение чуждых смыслов воспринимается польским национальным сознанием как угроза, вызывает идеологический дискомфорт и ответную реакцию. Сказывается также отсутствие у Польши положительного исторического опыта мирного сосуществования с другими народами в рамках одного государства, чтобы там ни трубила польская пропаганда.

По сути, поляки знают только два способа взаимодействия с другими народами в Польше. Это либо конфликтное стремление к их полной ассимиляции, как было в Речи Посполитой, либо отсутствие многочисленных этнических групп населения, как было в Польше с момента окончания Второй мировой войны, когда численность украинцев, белорусов, литовцев, евреев в Польше упала до исторического минимума.

Периоды истории Польши, когда среди её граждан был высок процент украинского населения, никогда не были мирными.

В 1920-х гг. численность украинцев в Польше достигала почти 4 млн., или 14,3%. В это время зародились известные западно-украинские националистические организации – УВО, ОУН* и т. д. Противостояние с поляками стало краеугольным камнем их идеологии.

Сегодня, когда Киев использует идеологию ОУН* в качестве государственной, новый виток взаимной враждебности между поляками и украинцами неизбежен. В первую очередь война идеологий вспыхнула на линии этнического размежевания между поляками и украинцами – в Восточной Польше, где традиционно высок процент украинского населения.

Началось массовое взаимное осквернение мест памяти. Поляки атаковали памятники и могилы боевиков ОУН-УПА*, украинцы – памятники и могилы жертв ОУН-УПА*. В Пшемышле поляки маршируют с лозунгом «От колыбели и по гроб – польский Пшемышль, польский Львов». Во Львове маршируют украинские наци с лозунгом «Украинский Львов не для польских панов».

Статистика польско-украинской «дружбы» говорит сама за себя.

20 февраля поляк набросился на двоих украинцев прямо в варшавском автобусе.

16 апреля. На КПП «Медыка – Шегини» польские пограничники затеяли потасовку с украинской семьёй. Пострадавшей пожилой женщине не вызвали ни скорую, ни полицию. Поляки улыбались, пока обессилевшая женщина сидела на асфальте.

29 апреля. В селении Старая Гута поляки напали на лагерь членов украинской общественной организации «Магурич», восстанавливающих местное грекокатолическое кладбище.

5 марта во Вроцлаве двое поляков избили в трамвае гражданина Украины из-за его национальности.

14 мая в селе Глоскув под Варшавой нападению подверглись трое граждан Украины. Одного из них нападавшие жестоко избили битами. Потерпевший, пожилой мужчина 52 лет, находился без сознания, потребовалась операция.

16 мая на КПП «Медыка – Шегини» новое происшествие – поляки напали на журналистов украинского издания «Форпост».

Во всех этих случаях нападавшие оскорбляли украинцев по национальному признаку, обзывали бандеровцами и кричали: «Вон из Польши!» Польская полиция пробует расследовать подобные случаи, польские политики выступают с их осуждением, но это никак не способствует снижению бытового насилия в отношении украинцев.

В апреле 2018 г. Союз украинцев в Польше представил во Львове на симпозиуме, посвящённом проблемам украинской миграции в Польше, 186-страничный доклад «Украинское меньшинство и мигранты с Украины в Польше. Анализ дискурса». Доклад содержал вывод о том, что украинцы в Польше подвергаются дискриминации. Как в общественном пространстве, так и в частной жизни.

Авторы доклада причину роста антиукраинских настроений среди поляков видят в языке ненависти. Присутствовавшая на симпозиуме украинская певица и депутат Оксана Билозир, известная не только своими песнями, но и националистическими взглядами, призвала создать специальный орган, который бы вынес проблемы польских украинцев на международный уровень, в частности на обсуждение ПАСЕ.

Это вряд ли улучшит отношение поляков к украинцам. Ярче всего польско-украинские отношения характеризует следующий факт: в приграничных с Украиной польских воеводствах формируются отряды территориальной обороны для укрепления границы. С украинской стороны границы намерены создать свою территориальную оборону: первый отряд появится в г. Стрый Львовской области.

*организация запрещена в РФ

Владимир Дружинин, «Одна Родина»