Как и ожидалось, процесс урегулирования конфликта на Донбассе, вероятнее всего, в ближайшее время получит новый импульс. В первую очередь, это связано с окончанием сезона выборов в ключевых государствах, которые вовлечены в переговоры. А то, что на Украине фактически началась президентская кампания, не особо интересует другие стороны, вовлеченные в миротворческий процесс.
Накануне встречи министров иностранных дел в «Нормандском формате» произошел ряд событий, подтверждающих мнение, что началась активизация процесса по мирному урегулированию. П. Порошенко «открыл глаза» всем участникам мирного урегулирования, сообщив, что ««Минского» формата переговоров нет. И Кучма никакого участия в «Минском формате» переговоров не принимает. Существует один формат – «нормандский»». Также он отметил, что украинская сторона в контактной группе ведет переговоры только с представителями РФ и ОБСЕ.
В связи с этим возникает несколько вопросов:
1.Если Украина официально не признает «Минский формат» и «Минские соглашения», то почему она официально не выйдет из них?
2. Почему отсутствует реакция западных партнеров на явно провокационное заявление П. Порошенко? В связи с чем Украина не ведет официальные двусторонние переговоры с Россией, а использует для этого «Минскую площадку», притом, что Россия никогда не упоминала, что ведет переговоры с Украиной в Минске?
В этом же спиче П. Порошенко отчасти отвечает на поставленные выше вопросы. Оказывается, в его понимании переговорами являются только те встречи, на которых присутствует Президент РФ В. Путин и соответственно он сам.
Из–за самовлюбленности П. Порошенко подобные заявления никого не удивляют. Вот только проблема для президента Украины заключается в том, что В. Путин неоднократно говорил о необходимости прямых переговоров Киева с Донецком и Луганском для разрешения конфликта. К самому же П. Порошенко российский президент, скорее всего, просто не испытывает доверия, так как за последние четыре года украинский президент неоднократно доказывал, что слова его ничего не стоят.
В свою очередь, объяснить такое заявление П. Порошенко можно, исходя из ситуации, складывающейся внутри Украины. Как известно, там началась избирательная кампания, но у президентской команды в багаже есть огромное количество негатива, сверхъестественные — даже для Украины — антирейтинги и фактически нет позитива. Естественно, что до выборов команда П. Порошенко будет искать любые возможности для позитивной повестки, а прямые переговоры с Президентом России — это самый дорогой приз, который хотел бы получить глава Украины. Вот только, видно, сильно обеспокоили руководителя Украины слова президента РФ: «Я надеюсь, что до таких провокаций (провокации со стороны Украины во время футбольного ЧМ-2018) дело не дойдет, а если это случится, мне думается, что это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности в целом».
В этом контексте закономерным выглядит инициированный украинской стороной телефонный разговор между П. Порошенко и В. Путиным относительно российских граждан, находящихся в заключении на Украине и украинских – в России. Также в ходе разговора, как передает пресс-служба Президента РФ, «обсуждалась ситуация на юго-востоке Украины и ход реализации минского «Комплекса мер», в том числе с учётом предстоящей 11 июня в Берлине встречи министров иностранных дел государств «Нормандского формата». Особое внимание уделено вопросам гуманитарного характера, включая обмен удерживаемых лиц. Владимир Путин подчеркнул необходимость незамедлительного освобождения российских журналистов, арестованных на Украине».
Разговор проходил буквально через несколько дней после того как П. Порошенко в очередной раз отказал в существовании «минскому формату» и за два дня до министерских переговоров в «нормандском формате».
Переговоры министров иностранных дел в «нормандском формате», как и ожидалось, не принесли прорывных решений и сенсаций, но в то же время значительно актуализировали проблему конфликта на Донбассе.
Не обошлось и без казусов. Так, глава МИД Украины П. Климкин был вынужден дезавуировать заявления П. Порошенко относительно несостоятельности «минского формата» и выразил единодушие с главами МИД России, Франции и Германии относительно базовой роли «Минских соглашений» в урегулировании конфликта.
Необходимо отметить, что пауза в 16 месяцев подразумевала, что главам МИД необходимо обговорить достаточно большой спектр вопросов относительно конфликта. Ключевыми темами переговоров в итоге стали:
1.Подтверждение незыблемости «Минских соглашений»;
2. Возможное размещение миссии ООН на Донбассе и ее формат (этот вопрос было решено передать для проработки политическим директорам МИД, и, вероятнее всего, к данному обсуждению будет необходимо привлекать представителей ДНР и ЛНР, как сторон конфликта);
3. Вопросы безопасности, в первую очередь, соблюдение договоренностей по разведению сил в районах Петровского, Золотого и станицы Луганской. Также было подтверждено, что первоочередными действиями сторон конфликта должно стать долговременное прекращение огня, отвод тяжелого вооружения, разминирование всего региона, обеспечение деятельности миссии ОБСЕ согласно ее мандату;
4. Освобождение сторонами удерживаемых лиц.
По результатам встречи глава российского МИДа С. Лавров отметил, что «в очередной раз посмотрели на всю ситуацию – и в сфере безопасности, в сфере политических реформ, в сфере экономики, гуманитарных проблем». Его позицию также поддержал руководитель МИДа Германии Х. Маас: «провели очень подробный, очень открытый и конструктивный диалог друг с другом. Мы достигли согласия по множеству вопросов».
Также было отмечено, что параллельно с «Нормандским форматом» проходят переговоры по линии внешнеполитических советников президентов трех стран и канцлера Германии.
Следует особо отметить, что на фоне достаточно конструктивного диалога, прошедшего в Германии, только позиция России, которую реализуют В. Путин и В. Сурков отличается последовательностью, чего, к сожалению, нельзя сказать о других партнёрах по урегулированию конфликта, которые за четыре года достаточно часто меняли свои мнения и подходы.
Также становится все более очевидным и то, что Украина – явно лишняя в «нормандском формате» и привносит в процесс переговоров скорее деструктивную позицию, зачастую просто дублируя мнение своих заокеанских партнеров. Как вывод, в данной ситуации следует поступать симметрично, а именно отказывать в субъектности украинской стороне, точно также, как и она не желает принять факт существования полноценных сторон для переговоров в лице ДНР и ЛНР.
Денис Денисов, Донецк, «Актуальные комментарии»