В начале июня глава Госдепа Майк Помпео и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу договорились о совместных действиях в рамках дорожной карты по Манбиджу. Эта договоренность стала большой загадкой для всех следящих за событиями в Сирии. Проект дорожной карты не опубликован, никто не знает, о чем именно сговорились стороны. Непонятно, какие цели преследуют Турция, США и невольно вовлеченные в эту сделку курдские отряды народной самообороны (ОНС), являющиеся костяком Сирийских демократических сил (СДС). Александр Новинов разбирался в этой истории.
План США и Турции
То, что США и Турция разрабатывают некий план действий о Манбидже, было известно давно. Еще в марте представители Турции заявили, что на встрече с американскими коллегами договорились о его будущей судьбе. Впрочем, Госдеп тут же опроверг эти заявления, сообщив, что до согласия между странами еще далеко. Однако американо-турецкая группа по Манбиджу продолжила работу и 25 мая объявила о создании дорожной карты. Ее план и утвердили главы внешнеполитических ведомств США и Турции.
Соединенные Штаты наотрез отказались говорить что-либо конкретное. А вот турецкий министр иностранных дел оказался куда более словоохотливым. По словам Чавушоглу, дорожная карта предполагает три этапа. На первом этапе из Манбиджского района выведут курдские ОНС (Отряды народной самообороны). На втором этапе будет пересмотрен состав Военного совета Манбиджа, а на третьем начнется совместное американо-турецкое патрулирование Манбиджа и прилегающих территорий. Для этого будут созданы 11 наблюдательных постов, на которых разместятся турецкие и американские военные. Также на каком-то этапе Манбиджский район должна покинуть курдская партия “Демократический союз”. Данные о временных рамках каждого этапа расходятся, но Чавушоглу заявил, что реализация дорожной карты рассчитана на 6 месяцев. Уже 5 июня Манбидж покинули 16 военных советников курдских ОНС.
Что не так в сделке
Сделка между Турцией и США вызвала тревогу и озабоченность Военного совета Манбиджа — главного органа власти в районе. Его представитель заявил, что присутствие турецких войск или их бандитских помощников абсолютно неприемлемо. Он также напомнил Анкаре, что политика, которую она проводит на оккупированных в северной Сирии территориях, приводит к хаосу, а беженцы из Африна, Аль-Баба, Азаза и других городов в поисках безопасности бегут в Манбидж. В то же время Манбидж оказался островком стабильности среди захваченных Турцией сирийских территорий, на которых протурецким бандитам предоставлено право под различными предлогами обирать местных жителей.
Именно Военный совет Манбиджа фактически стоял за освобождением города от ИГ*. Он был создан 4 апреля 2016 года именно с целью освободить Манбидж. В его состав вошли в основном курды, которые заручились поддержкой курдских ОНС и международной коалиции. Они же участвовали во встрече с турецкими и американскими военными на базе Инджирлик, на которой обсуждалось наступление на террористов. Итогом битвы, длившейся с 1 июня по 15 августа, стало отступление ИГ из района города Манбидж. В ноябре того же года оттуда вышли курдские ОНС, передав полную власть Военному совету Манбиджа. С тех пор от ОНС в городе оставались лишь военные советники и инструкторы.
Пока выполнен лишь первый пункт дорожной карты, т.е. выведены представители ОНС. Но Военный совет Манбиджа не намерен сдаваться, он усилил посты на линии соприкосновения с протурецкими группировками. Дело в том, что на втором этапе состав Совета должен быть изменен. Каким образом это будет сделано – неизвестно. Чавушоглу лишь заявил, что представительство в руководстве района должно быть пропорционально национальному составу территорий. Дескать, раз арабы составляют 90% населения района, то и в Совете их должно быть 90%, а курдов – 2%. Остальные 8%, очевидно, должны прийтись на туркоманов. При этом заслуги в освобождении района и мнение местных жителей, которые поддерживают Военный совет, учитываться не будут.
Переходить ко второму, а тем более третьему этапу Турция не спешит. И вряд ли нам стоит ждать активных действий до конца июня. На 24 июня назначены внеочередные президентские и парламентские выборы. После них будет завершена конституционная реформа, страна перейдет к президентской форме правления. То, что президентом Турции станет Эрдоган, ни у кого сомнений не вызывает. Получив расширенные полномочия, он сможет совсем по-другому вести себя в отношении Сирии. Более того, говоря о назначении досрочных выборов, Эрдоган объяснил их сложной обстановкой в Сирии и Ираке. Значит, после выборов он с удвоенной энергией станет орудовать в этих странах. Кстати, в Ираке турецкие войска уже продвигаются на севере страны и медленно, но верно захватывают курдские поселения.
В результате заключения пакта Помпео-Чавушоглу Турция надеется полностью захватить Манбиджский район. Разумеется, власть там перейдет не напрямую к Эрдогану, а кому-нибудь из его марионеток, но де-факто это будет турецкая оккупация.
Цель США
Если цель Турции понятна, то цель США не вполне ясна. Добиться от Госдепа официальных объяснений никому пока не удалось. Однако члены американо-турецкой группы по Манбиджу намекают, что США хотят обезопасить тылы СДС (Сирийских демократических сил) при наступлении на террористов. Действительно, началось наступление на востоке Сирии. СДС должны очистить от ИГ район на границе с Ираком. Это наступление планировалось давно, и американские военные сильно беспокоятся за успех операции, ведь от нее зависит обстановка и в Ираке. А для ее проведения необходимо было убедить курдские ОНС, входящие в СДС, что Турция не воспользуется моментом и не ударит им в спину. Таким образом, СДС смогли привлечь к участию в наступлении крупные силы.
Уже через сутки после договоренности между Помпео и Чавушоглу последний заявил, что неплохо было бы распространить дорожную карту Манбиджа на Кобани и Ракку. Неизвестно, вызвало ли это панику среди американских военно-дипломатических работников, но Пентагон срочно выступил с заявлением, что дорожная карта по Манбиджу касается только Манбиджа и не может быть применена к другим районам.
Другой причиной может быть недопущение перехода Манбиджского района под контроль Дамаска. Опасения того, что Манбидж может сдаться правительственной армии, имеют под собой серьезные основания. Во-первых, большая часть населения района не против этого и район мог мирно перейти на сторону Дамаска. Во-вторых, зная непредсказуемость некоторых отрядов, помогающих сирийской арабской армии (САА), можно предположить, что они могут предпринять попытку наступления и полностью завладеть районом. Сама правительственная армия на такое вряд ли решится, но существует вероятность непредсказуемых действий наемников. Как мы уже видели, присутствие американских военных никак не предохраняет СДС от нападений. Единственной страной, которая может это предотвратить, является Турция. Анкара ведет переговоры с Ираном и Россией и уже непонятным образом выторговала себе Идлиб, где на линии соприкосновения САА и боевиков расположились турецкие наблюдательные пункты. Присутствие Турции гарантирует, что всем малоадекватным участникам войны со стороны САА будет сделано внушение не приближаться к Манбиджу.
Кроме того, Дональд Трамп всеми силами борется за благосостояние своей страны. Он обещал сократить расходы на военные операции за рубежом, вывести американские войска из Сирии и пытался договориться об их замене с Саудовской Аравией. Вряд ли у него получится вывести своих военных полностью, но если через какое-то время американо-турецкие патрули в Манбидже станут просто турецкими, то это уже будет прогрессом в нужном направлении, а город можно будет снять с баланса.
Почему молчат курды
Курдские ОНС прямо не участвовали в разработке дорожной карты по Манбиджу, но были о ней извещены. Предполагается, что она будет реализована с их молчаливого согласия. Оставив Манбиджский район, курдские ОНС могут рассчитывать на то, что Турция не начнет наступление на Кобани и другие контролируемые курдами районы северной Сирии. В качестве приза им может достаться почти вся территория Сирии восточнее Евфрата.
Сговор является позорным для всех сторон, кроме Турции, которая под руководством Эрдогана давно утратила всякие понятия о приличиях. Именно поэтому турецкий министр иностранных дел с радостью раскрывает некоторые детали заключенной им сделки. Кстати, это никак не мешает Чавушоглу обвинять США в том, что они с легкостью нарушают свои обязательства, и вообще негативно отзываться о Вашингтоне.
Поэтому же ни американские военные, ни американские дипломаты не стремятся делать каких-либо конкретных заявлений. Даже участники американо-турецкой группы по Манбиджу, которые и подготовили дорожную карту, говорят о ней максимально обтекаемо, не называя ни сроков, ни условий, ни чего бы то ни было еще.
Ну а молчание курдских ОНС не требует никаких объяснений — более 300 бойцов ОНС расплатились своими жизнями за освобождение Манбиджского района. Военный совет Манбиджа большей частью состоит из курдов, а его военный руководитель погиб во время освобождения города. В районе есть курдские деревни и курдские беженцы, уже испытавшие на себе ужасы турецкой агрессии и оккупации. Поэтому поведение ОНС в этой ситуации выглядит и является предательством своих товарищей – как живых, так и павших. К тому же высока вероятность того, что сребреники, которые они получат за это, окажутся фальшивыми, а Турция с ее все возрастающими аппетитами начнет бои за Кобани.
Ситуация вокруг Манбиджа развивается, кульминация намечена на середину июля. Вполне возможно, что в это время внимание мировой общественности будет приковано не только к финалу чемпионата мира по футболу, но и к очередному эпизоду сопротивления сирийского народа турецкой агрессии.
* террористическая организация, запрещенная на территории России
Александр Новинов, RUPOSTERS