Катастрофа в умах – украинский «підручник для 11 класу» о Великой Отечественной войне

Чему учит украинских детей «Історія України»

22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны советского народа. Казалось, это навсегда останется бесспорным для жителей стран бывшего СССР. Однако не состоялось. В области представлений о Великой Отечественной значительная часть постсоветского пространства переживает катастрофу в умах. И в фокусе катастрофы – Украина.

…Год назад в эфире одного из ведущих киевских телеканалов «1+1» ведущий невозмутимо сообщил: «Сегодня в четыре утра ровно семьдесят шесть лет назад началась Вторая мировая война». Повторяю: это было сказано 22 июня и не было оговоркой. Здесь мы имеем дело с системой, которая развивается не первый год.

Глубину катастрофы в умах легко можно было бы увидеть, если бы кто-то захотел вчитаться в «підручник» для 11 класса «Історія України», выпущенный ещё во времена «преступного режима» Януковича, в 2012 году. Однако увидеть никто не захотел.

Возьмём три учебника:

– История. Россия и мир. 11 класс. Москва: Дрофа, 2013.

– История Беларуси. 1917-1945 гг.: учебное пособие для 10 класса. Минск: Народная асвета, 2012 году.

– Історія України. Підручник для 11 класу. Київ: Грамота, 2012.

Все эти учебные пособия одобрены профильными министерствами своих стран.

В российском учебнике, например, сказано, что ко Второй мировой войне привели противоречия между ведущими державами. Германия мечтала о мировом господстве, Франция с Англией во многом потворствовали замыслам Третьего рейха, пытаясь направить его агрессию на восток. Приближала войну близорукая политика Польши. Белорусский учебник рассказывает школьникам об обострении противоречий между крупнейшими государствами Европы, стремившимися к новому переделу мира; о попытках Англии и Франции переключить внимание Гитлера на СССР; об отказе Запада от предлагавшейся Москвой системы коллективной безопасности. Белорусы подчёркивают также, что Запад не оставил Советскому Союзу иного выбора, как заключить договор о ненападении с гитлеровской Германией.

Иное дело украинский «підручник», изготовленный при Януковиче, но вполне пригодный для подготовки юношества в условиях майданного режима. Учебник погружает ребёнка в параллельный мир. Выясняется, что причины начала Второй мировой войны заключались в «украинском вопросе»: мол, в нём были заинтересованы все ведущие мировые державы. В частности, Гитлер считал, что Украина может стать «немецкой Индией», и подумывал создать на её территории отдельное государство. Ну а Сталин якобы воплощал в жизнь «идею Ленина – Троцкого» о мировой революции. А дальше – несусветная чушь: «Аналитики ведущих стран западной демократии… признавали, что независимая Украина необходима для экономического прогресса Европы и обеспечения мирного сосуществования государств» (стр. 10). Так рассказывает об Украинской ССР учебник истории 2012 года для 11 класса.

Если никто не видел (годами!), что именно готовилось такими «открытиями», стоит ли удивляться, что дело дошло до государственного переворота и безумств декоммунизации?

Примерно так же ориентирует ум школьников рассказ о первых трагических месяцах Великой Отечественной. В российском учебнике говорится, что, несмотря на успехи, вермахт начал терять темп наступления, гитлеровцы несли большие потери, но к осени 1941-го Германия захватила большую часть европейской территории СССР. В белорусском учебнике подробно описываются летние сражения 1941-го на территории БССР, подчёркивает героизм советских солдат. А вот в пособии для украинских детей – настоящая пляска на костях: сплошные разгромы, прорыв немцами фронта, чудовищные потери Красной армии, уманский котёл, киевская катастрофа. И в качестве вишенки на торте – цитата из дневника генерала Гальдера, начальника штаба сухопутных войск вермахта: «Верхушка командования противника, очевидно, совсем не участвует в руководстве операциями войск».

Дополняет эту чепуху рассказ о «злодеяниях сталинского режима»: в Днепропетровске взорван хлебозавод вместе с работниками; в Одессе вместе с жителями затоплены приморские кварталы; во Львове чекистами расстреляны 40-50 тысяч невинных людей. На этом фоне уничтожение Успенского собора Киево-Печерской лавры (сегодня на Украине в этом обвиняют советских диверсантов) выглядит едва ли не невинной шалостью.

Украинский учебник позволяет себе идеологически заряженную ложь даже там, где сообщает, что в октябре 1941 года советские войска оставили «Харьков и Донецк». Донецка в то время не существовало (город назывался Сталино), но школьники не должны знать, что крупный город носил имя советского вождя, управлявшего положением дел и в Украинской ССР!

Что касается темы установления нацистского оккупационного режима на захваченных советских территориях, то российский учебник начинает рассказ о ней с создания первых партизанских отрядов, хотя говорится об этом как-то скупо. В пособии для белорусских детей оккупации отведено значительно больше места; десятиклассники узнают об истреблении евреев, о сети немецких концлагерей, покрывшей республику и, конечно, о трагедии Хатыни. Есть в белорусском учебнике и интересные подробности жизни в оккупированной гитлеровцами Белоруссии. Так, одним из главных школьных предметов у белорусских детей при оккупации было изучение биографии фюрера, а учитель, входя в класс, произносил: «Хайль Гитлер!» и поднимал руку в нацистском приветствии. Ученики должны были отвечать тем же.

В украинском учебнике (2012 год!) нет ни слова о преступлениях бандеровцев во время Волынской резни, но отмечается, что оккупационные газеты сообщали «правдивую информацию о преступлениях большевиков», а в нескольких областях возникло даже «украинское самоуправление». В общем, при гитлеровцах жизнь на Украине начинала налаживаться.

Примерно та же картина с изложением болезненной темы коллаборационизма. В российском учебнике этому отведены три предложения; упоминаются немецкие пособники в Прибалтике, на западной Украине и в Крыму, предатели-власовцы. Белорусский учебник говорит о коллаборационистах более подробно: перечислены все профашистские организации республики, рассказано о белорусском марионеточном правительстве и создании Белорусской краевой обороны. Всех, кто служил в Белоруссии гитлеровцам, авторы учебника прямо называют изменниками Отечества.

А вот «Підручник для 11 класу» опять формирует параллельную реальность – предпринимает попытку «понять и простить» тех, кто пошёл служить немцам, и винит в возникновении коллаборационизма «голодомор», коллективизацию, сталинские репрессии: из-за этого-де люди шли в полицаи и служили немцам.

Ну и, наконец, бандеровцев авторы украинского учебника числят участниками «движения сопротивления», а дивизию СС «Галичина» предлагают рассматривать как новую версию легиона Украинских сечевых стрельцов в составе австро-венгерской армии.

…Перемены в умах готовятся годами, иногда десятилетиями. И если, как на Украине, они готовятся целенаправленно, они обязательно срабатывают в политике. Так что нечего удивляться, когда на украинском телевидении рассказывают, что Вторая мировая война началась… 22 июня 1941 года. Не удивляет уже, кажется, и объявление о том, что для народа Украины Великой Отечественной войны не было.

Сергей Павленко, ФСК