Рост торговли с Россией и цена русофобии

Антироссийская истерия украинского режима растет с каждым днем, но вместе с ней, как ни парадоксально, растет и товарооборот между странами. И «агрессия» с «аннексией», оказывается, не являются помехой для плодотворного экономического сотрудничества. Ответ на вопрос, почему так происходит, очевиден: Украина без России нежизнеспособна.

Спасательный круг

После резкого падения объемов двусторонней торговли между Россией и Украиной из-за государственного переворота 2014 г. в 2017 г. товарооборот стал отыгрывать утраченные позиции. По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешняя торговля с Украиной увеличилась на 25,6% по сравнению с 2016 г. и составила 12,855 млрд. долл. Экспорт из РФ на Украину составил 7,943 млрд. (+ 25,2%), импорт РФ с Украины — 4,912 млрд. (+ 26,2%). В текущем году тенденция продолжилась. За 4 мес. 2018 г. импорт российских товаров на Украину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 31% и составил 2,564 млрд. долл. В то же время экспорт украинских товаров снизился на 6,4%, до 1,187 млрд.

Как сообщает российская таможня, 46,96% объема экспорта России на Украину приходится на минеральные продукты, 21,46% на продукцию химической промышленности. При этом, несмотря на провозглашенную киевским режимом энергетическую войну с РФ, Россия остается главным поставщиком энергетических ресурсов для «великой европейской державы». Доля России в поставках угля на Украину составляет 66,2% общего объема импорта, нефтепродуктов – 37,3%, уступая только Белоруссии, которая снабжает «нэньку» 40,3% топлива. Впрочем, белорусское топливо также можно считать российским, поскольку белорусская нефтепереработка базируется на российском сырье.

Оставшись без угля из-за развязанной Киевом гражданской войны против Донбасса, украинская сторона намерена в 2018 г. увеличить закупки черного золота на 11,3%. Причем у «агрессора» также планируется закупить на 29,6% угля больше.

Благодаря российским поставкам в «аграрной сверхдержаве» еще не окончательно умерло сельское хозяйство. Так, по данным президента Союза химиков Украины А. Голубова, 70% импорта удобрений на Украину поступает в последние годы из России. Своя-то химическая промышленность «реформаторами» загублена. При этом правительство не нашло ничего лучшего, чем давить российских поставщиков антидемпинговыми пошлинами и эмбарго. Киев в 2014 г. ввел пятилетние антидемпинговые пошлины на импорт аммиачной селитры. Ставки были определены на уровне 20,51–36,03%. В декабре 2017 г. правительство Украины добавило в список товаров, запрещенных к ввозу из России, сульфат аммония, используемый в качестве азотисто-серного удобрения. А совсем недавно КМУ одобрил временное эмбарго на российский импорт удобрений.

Итоги торговых отношений для Украины, конечно, безрадостны. Отрицательное сальдо увеличивается, экспорт украинских товаров снижается. По оценке замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ А. Суздальцева, «экономика на Украине частично разгромлена, предприятия просто оставлены, начали уже завозить и товары более потребительского свойства, потому что их на Украине сейчас просто некому производить, а завозить из Европы дорого, из России завезти проще. С другой стороны, надо учитывать, что негативное сальдо будет расти, потому что официально Украина выведена из зоны свободной торговли СНГ с Россией, то есть она не имеет возможности поставлять на российский рынок свои товары».

Есть ли жизнь без газа?

Государственный переворот и отказ украинского режима от газовых контрактов с Россией привел к обвальной деиндустриализации Украины. За последние 4 года падение уровня потребления газа составило 5 млрд. кубометров, а цена голубого топлива выросла в разы. В итоге «полетели» целые отрасли промышленности, дававшие ранее стране валютную выручку.

Буквально на днях в Днепродзержинске остановилось уникальное стратегическое предприятие «ДнепрАзот», единственное, производившее хлор. В итоге это приведет к прекращению работы хлороналивной станции в Аулах и поставит под угрозу водоснабжение города и половины Днепропетровской обл. Кроме того, не сможет работать и ТЭЦ, что грозит замерзанием 60 тысячам местных жителей. Причиной является высокая цена на газ.

Аналогичная ситуация наблюдается в химической промышленности в целом. Хотя власти бодро рапортуют о росте химпрома в 2017 г. на 17,4%, по итогам года она выпустила продукции в объеме 86,4% уровня 2013 г. А в 2014-2015 гг. эта отрасль успела упасть на 27,2%. Из украинских химических заводов, которые могут в год выпускать 8 млн. тонн удобрений, работал только принадлежащий И. Коломойскому «ДнепрАзот», но теперь и он «встал». Еще в 2013 г. Украина входила в десятку крупнейших производителей азотных удобрений, а на мировом рынке аммиака занимала долю около 6%, как минимум на равных конкурируя с Россией. Благодаря вредительской политике Порошенко Украина потеряла отрасль, которая была способна давать около 8% ВВП страны.

В 2017 г. впервые за годы независимости «незалежная» вылетела и из топ-10 крупнейших мировых производителей стали. Металлургическая отрасль, которая ранее приносила Украине треть валютных поступлений, скатилась до уровня двадцатилетней давности. В 2013 г. Украина экспортировала черных металлов, а также руды, метизов и труб на сумму в 14,3 млрд. долл., что обеспечило ей до 23% валютной экспортной выручки. Выплавка стали в 2017 г. сократилась на 2,9%, чугуна на 14,8%, катанных и кованных полуфабрикатов на 6,3%, полуфабрикатов, полученных непрерывным литьем на 19,2%, проката черного металла на 11,5%.

Не нужно быть «продвинутым» экономистом, чтобы понять, что причинами падения промышленного производства, составляющего ранее основу украинского экспорта, стали отказ от закупок российского газа, блокада Донбасса и потеря российского рынка.

По иронии судьбы теперь Киев вынужден закупать в России ту продукцию, которую ранее не только производил сам, он и успешно экспортировал на мировые рынки. То есть Россия в любом случае не пострадала, в отличие от украинских работников, государственного бюджета и перспектив страны в целом.

Вперед, в каменный век

Все процессы в экономике тесно взаимосвязаны. Отсутствие газа породило кризис в химической и металлургической промышленности, а отказ киевского режима от сотрудничества с РФ в промышленной сфере лишил украинских производителей возможности опереться на внутренний рынок.

Из-за переворота 2014 г. Украиной потеряны целые отрасли промышленности. Почти перестал существовать автопром. За год 8 автомобильных заводов страны выпустили совместно 7296 «легковушек» (в среднем – 20 единиц в день), 486 грузовиков (1,3 в день) и 804 автобуса (2,2 в день). Для сравнения в 2007 г. лишь один ЗАЗ выпустил 280 тыс. автомобилей. В 2017 г. предприятие произвело 1,6 тыс. машин, а в 2018 г. может и вовсе остановить производство. В 2014 г. остановлен и Кременчугский автосборочный завод, где собиралось ежегодно около 10 тыс. автомобилей российских брендов ГАЗ, ВАЗ и УАЗ.

Уничтожено судостроение. ГП «Николаевский судостроительный завод» (бывш. им. 61 коммунара), известный созданными на нем броненосцем «Потемкин» и авианосцем «Варяг», с 2009 г. не построил ни одного корабля. С ноября 2014 г. на предприятии не платится зарплата.

Ликвидирован и легендарный завод «Антонов», перенесенный в Киев из Новосибирска в 1952 г. Из-за разрыва связей с Россией в 2016 г. завод не выпустил ни одного самолета, а в 2017 г. единственную демонстрационную модель Ан-132D.

При смерти космос и ракетостроение. Едва дышит оставшийся без российских заказов «Южмаш». Приостановлено производство ракетоносителя «Зенит» для проектов «Морской старт» и «Наземный старт», в США от украинских деталей отказались после взрыва ракеты-носителя «Антарес», части двигателя которой производились на Украине, а в Корее, оценив ситуацию, от договора отказались уже на стадии подписания.

Можно смело попрощаться и с вагоностроением. Например, известный на мировом рынке поставщик железнодорожных грузовых вагонов и платформ, автотопливозаправщиков, автоперевозчиков, металлургического, горнорудного и кранового оборудования «Азовмаш» в 2014 г. выпустил всего 623 вагона. В 2012 г. предприятие выпускало 16 тыс. вагонов, которые поставлялись на рынок стран СНГ.

Сокращается производство в электронной, электромеханической и механической отраслях.

Мы не партнеры, мы просто торгуем

Естественно, если страна прекращает производить, она начинает покупать. И тут выясняется, что «агрессора»-то заменить и некем. Даже торговый представитель Украины Н. Микольская, отрицающая факт партнерства Украины с РФ, вынуждена признать, что «увеличение нашего товарооборота с РФ говорит о двух вещах: о том, что как на рынке РФ появляются товары, которые нужны на Украине, так и на рынке Украины есть товары, которые нужны в РФ. И бизнес всегда будет покупать то, что ему выгоднее в данный момент, и то, что он может купить по низкой цене с лучшими условиями поставки этого товара».

Ее мнение разделяет и сожалеющий, что приходится торговать с Россией, экономист А. Охрименко, заявивший, что «от такой торговли мы можем полностью отказаться. Но тогда развалится наша экономика. Поэтому изменить пока ничего не можем. В некоторых сферах наши компании должны конкурировать с крупными европейскими компаниями. Это невозможно. На уступки нам не пойдут. Придется закрыть заводы. В конце концов, война войной, а бизнес по расписанию. Поэтому из всех экспортеров в Украине РФ на первом месте».

Несмотря на антироссийскую истерию и «войну с агрессором», не брезгуют работой с РФ даже главари киевского режима, включая самого П. Порошенко. Помимо конфетных заводиков, украинскому олигарху №1 в России принадлежит предприятие «Крахмалопродукты», а его аккумуляторный холдинг ISTA является основным поставщиком аккумуляторов для автомобилей Renault, которые выпускает российский «АвтоВАЗ». Кроме того, близкие к Порошенко структуры продают в России китайские автомобили марки JAC, собираемые на черкесском заводе Derways.

Депутат от БПП А. Корнацкий продолжает оставаться соучредителем вместе со своими родственниками ряда предприятий и фирм в Российской Федерации – ЗАТ «Гидросан», КИЗ «Горки-88», ДПК «Жубково», ООО «Земля и дом», ПК «ТПФ «Каскад», ОАО «Скоростные платные автомобильные дороги», ООО «Согласие», ОСПК «Тишина», ОСПК «Торопенко». В 2015 г. он зарегистрировал в Крыму крестьянско-фермерское хозяйство «Черноморское». Его партийный соратник Р. Мацола успешно ведет бизнес на территории РФ, развивая там торговую марку «Перша приватна броварня». Порошенковец М. Ефимов в Крыму перерегистрировал в 2015 г. свое предприятие «Домкрымстрой». Что уж говорить об Ахметове, Фирташе, Косюке и «регионалах», которые никогда и не прекращали своего сотрудничества с Россией? Недаром престижные офисы «Москва-сити» просто пестрят вывесками украинских фирм.

На самом деле украинско-российские отношения не прекращаются. Несколько дней назад автор этих строк встретила на федеральной трассе М-5 «Урал» украинские грузовики, которые везли в Южноуральск из Львова (!) изоляторы для ЛЭП. Двусторонняя торговля искусно прячется от репрессий за кипрскими офшорами, европейскими представительствами российских и украинских фирм, «белорусской нефтью» и крымской арендой.

Загнав страну в экономический крах и преддефолтное состояние, киевский режим не может обойтись без России. И именно сотрудничество с РФ является практически единственным вкладом в руины украинской экономики. Не считать же таковым, например, кредиты Всемирного банка, которых Киев набрался уже аж на 12 млрд. Их рано или поздно придется возвращать, в отличие от реальных доходов, полученных украинскими производителями от продаж в РФ.

Может быть, украинская экономика пока еще и существует только благодаря тому, что связи с Россией не разорваны?

Ольга Шелкова, «Одна Родина»