Засечь одновременно десяток целей, сблизиться с ними на скорости две тысячи километров в час и обрушить на противника тонны тротила — на днях эксперты одного из ведущих западных изданий оборонной направленности Military Watch признали российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 самым эффективным в мире ударным самолетом. О том, почему с легендарной «тридцатьчетверкой» лучше не встречаться в бою, — в материале РИА Новости
Рожденный удивлять
Су-34 поступили на вооружение Воздушно-космических сил России в 2014-м. Впервые в реальных боевых условиях они применялись в операции по принуждению Грузии к миру — в августе 2008-го пара «сушек» разбомбила позиции грузинской армии и «ослепила» радары ПВО с помощью подвесных контейнеров радиоэлектронной борьбы «Хибины». Эффективность самолетов удивила тогда не только грузинских военачальников, но и руководство НАТО, внимательно следившее за развитием событий в регионе.
Однако в полной мере свой ударный потенциал и выдающиеся боевые качества Су-34 продемонстрировали мировой общественности в ходе военной операции в Сирии. Их сразу бросили в бой, еще осенью 2015-го, и с тех пор эти истребители-бомбардировщики — постоянные герои оперативных сводок Минобороны.
Ракетно-бомбовые удары «сушек» ликвидировали сотни боевиков и их главарей, уничтожили десятки укрепленных командных пунктов и складов вооружения террористов, а также караваны автоцистерн с нефтью и колонны бронированной техники. Современные прицельные комплексы и системы наведения Су-34 позволяют применять ракеты «воздух-земля», управляемые и обычные бомбы с ювелирной точностью.
Кроме того, за счет высокой маневренности и горизонтальной скорости истребитель-бомбардировщик способен вести воздушный бой, причем атаковать. В арсенале Су-34 — 30-миллиметровая автоматическая пушка ГШ-301, на него можно «подвесить» авиационные ракеты средней и малой дальности, а бортовые РЛС обнаруживают крупные воздушные цели на расстоянии до 250 километров.
После того как в ноябре 2015-го F-16 ВВС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24, «тридцатьчетверки» в Сирии не вылетают на боевые задания без ракет «воздух-воздух». Самолет оборудован радиолокационными средствами заднего обзора и вооружением, которые помогут с легкостью избавиться практически от любого вражеского истребителя, «присевшего на хвост».
Стоить отметить, что успехи Су-34 в Сирии серьезно усилили интерес к этой модели за рубежом. Так, топ-менеджмент «Рособоронэкспорта» докладывал о значительно возросшем внимании к бомбардировщику в нескольких ближневосточных странах.
Ударный «дальнобойщик»
К разработке нового фронтового бомбардировщика на замену устаревающего Су-24 КБ «Сухого» приступило в середине 1980-х. За основу взяли схему и планер истребителя Су-27, подвергнув все существенным доработкам. Новейшее бортовое оборудование, малозаметность и помехозащищенность, мощное вооружение и продвинутые средства радиолокации вплотную приблизили «тридцатьчетверку» к самолетам пятого поколения.
«На Западе машины такого типа называют тактическими истребителями или истребителями-бомбардировщиками и классифицируют как interdiction aircraft, — рассказывает РИА Новости авиационный эксперт Владимир Карнозов. — По-русски его можно назвать самолетом изоляции боевых действий. То есть главная его задача — это все-таки уничтожение наземных целей, хотя он способен эффективно уклоняться от атаки и обороняться в воздушном бою. Например, штурмовик Су-25 в основном наносит удары по целям непосредственно на линии фронта, а Су-34 обеспечивает изоляцию от тыла — он нужен, чтобы противник не смог подвезти боеприпасы или доставить подкрепление».
Су-34 — молодой самолет, относительно недавно запущенный в серию, но разработчикам и производителю удалось полностью излечить его от «детских болезней». «На доработку и оптимизацию систем обычно уходят многие годы, и, как известно, это очень непростая задача. Бывает, что самолеты десятилетиями стоят на вооружении, а их оборудование не доведено до совершенства. По всей видимости, с Су-34 эта задача успешно решена — он широко и успешно применяется в Сирии. Возможно, это и побудило иностранных коллег поставить самолету такую высокую оценку», — отмечает Карнозов.
Сильная сторона бомбардировщика — радиолокационный комплекс, его «глаза и уши». Су-34 оборудован радаром с пассивной фазированной решеткой с электронным сканированием, дополнительно работает оптико-электронный комплекс с большим увеличением. Такой системой может похвастаться далеко не каждый боевой самолет. В результате «сушка» не только способна наносить удары по неподвижным целям, но и обнаруживать, сопровождать и уничтожать движущиеся объекты.
Еще одна особенность — размещение экипажа в кабине. В Су-34 летчики сидят бок о бок. Такую компоновку могут позволить себе только тяжелые бомбардировщики — пилоты тактических самолетов схожего взлетного веса обычно располагаются в тандеме, друг за другом. «Посадка бок о бок дает ряд преимуществ, особенно в боевых, экстремальных условиях — экипаж переговаривается без радиостанции, улучшается и упрощается взаимодействие между летчиками. Они используют часть датчиков и устройств совместно, повышается слетанность, когда люди чувствуют локоть друг друга», — поясняет Карнозов.
Что немаловажно, Су-34 — просторный и комфортный самолет. В длительных перелетах можно встать, размяться, пройтись в зоне отдыха за креслами, выпить чашечку кофе или чая.
Непохожие близнецы
Одним из немногочисленных зарубежных конкурентов Су-34 считается истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle. Этот самолет тоже создавался на базе тяжелого истребителя F-15 на замену устаревшему бомбардировщику F-111. Он стоит на вооружении американских ВВС с конца 1980-х и обкатан почти во всех военных операциях США — в Персидском заливе, Афганистане, Югославии, Ливии.
Для «Ударного орла» предусмотрена возможность нести дополнительный запас топлива в так называемых конформных баках — это его преимущество. Самолет вооружается управляемыми ракетами, неуправляемыми и «умными» бомбами с системой JDAM, противокорабельными ракетами и даже тактическим ядерным оружием. Максимальная скорость чуть выше, чем у Су-34, — около 2,5 Маха, однако это только на «пустом» самолете без внешних подвесок. Боевые радиусы примерно одинаковы — около тысячи километров, но у «сушки» более весомая ракетно-бомбовая нагрузка.
Главное, на что обращают внимание американские специалисты, российские Су-34 способны наносить удары на значительном расстоянии от мест базирования. Например, развернутые в Сирии достанут до целей почти по всему Ближнему Востоку, а из Калининграда — до Германии, Прибалтики и Скандинавии.
В последние годы промышленность нарастила темпы поставок Су-34 в российскую армию. Они базируются по всей России — в Воронежской, Челябинской, Ростовской, Астраханской областях, Хабаровском крае. По сообщению Минобороны, до 2020 года в ВКС поступит около ста новых машин.