20 июня посол США при ООН Никки Хейли объявила об официальном выходе Америки из состава Совета по правам человека ООН. Она заявила, что он стал “лицемерным и корыстным”. По иронии это заявление прозвучало через несколько месяцев после того, как Трамп назначил госсекретарем ярого сторонника пыток заключенных, а главой ЦРУ – заведующую одной из секретных тюрем США с весьма сомнительными методами допроса. В самом Совете после заявления Хейли опубликовали отчет, в котором показали, как ущемляют права человека в США. Малек Дудаков объясняет, в чем же “лицемерность и корысть” правозащитников и их критиков.
Причем тут Израиль
Созданный в 2006 г., Совет нередко критиковали из-за его решений. Негативное отношение к Комиссии по правам человека в США начало складываться еще во второй половине 1990-х гг. Тогда администрация Билла Клинтона нередко полагалась на положения Комиссии, чтобы проводить свои инициативы – например, по легализации абортов или борьбе с дискриминацией геев. Консервативная общественность усматривала в этом нарушение американского суверенитета: ведь команда Клинтона признавала верховенство постановлений ООН над законами США, что противоречило американской конституции.
В 2001 г. новоиспеченный президент Джордж Буш-младший пообещал избирателям сократить участие США в работе комитетов ООН. Уже в свой первый год на посту Буш-младший дал понять, что для его администрации сохранение позиций Америки в ООН не является приоритетом. Весной того же года США впервые в истории не набрали голосов для попадания в члены Комиссии по правам человека ООН, которая была основана самой Америкой еще в 1947 г. Причиной поражения США на голосовании многие эксперты посчитали флегматичное отношение команды Буша к этой процедуре. Делегация Америки при ООН не упрашивала других за нее голосовать, не убеждала потенциальных союзников поддержать кандидатуру США.
В 2006 г. прошла реорганизация комитетов ООН, и на место Комиссии по правам человека пришел Совет по правам человека. Они отличались не только одним названием – Комиссия состояла из 53 членов ООН, в то время как Совет – уже из 47 стран. По новой процедуре новые участники Совета каждый год утверждались на Генассамблее ООН простым большинством голосов, а не двумя третями, как ранее. Кроме того, во время проведения реформы США добивались того, чтобы в члены Совета по правам человека не могли принять государства под санкциями Совбеза ООН за нарушение этих самых прав. Впрочем, это поправка не собрала достаточно сторонников на голосовании Генассамблеи. Поэтому на протяжении трех лет своего второго срока Буш-младший даже не выдвигал кандидатуру Америки в члены Совета по правам человека.
Ситуация поменялась лишь в 2009 г., когда Барак Обама призвал начать “новую эру взаимоотношений” Америки с другими государствами. На тот момент большинство членов Совета состояло из представителей Африки и Азии, на западные страны приходилось лишь 7 мест. Обама призвал европейские страны активнее участвовать в деятельности Совета и вернуть утраченные там позиции.
По стратегии Обамы, активная роль США в составе Совета должна поменять его политику и сделать работу комитета “более объективной”. Основная критика деятельности Совета – что тогда, что и сейчас – касалась концентрации его внимания на Израиле.
Вообще Совет по правам человека большую часть времени занимается локальными проблемами – исками отдельных граждан о нарушении прав со стороны государства. Совет может принять решение в пользу этих граждан, обвинить ту или иную страну в нарушении прав человека и порекомендовать Совбезу ООН наложить на нее санкции. Также по итогам каждого года Совет публикует отчеты о положении дел с правами человека во всех странах мира.
Очевидно, что он может только рекомендовать, и это основная причина того, что многие влиятельные страны просто не удосуживаются в него вступать. Зато там много развивающихся стран, в которых есть вполне реальные проблемы с соблюдением прав человека – вроде Зимбабве, Венесуэлы, Эфиопии, Саудовской Аравии, Судана или Мьянмы. Ситуацию усложняет расследование нарушений прав человека в этих странах, которые стремятся не допустить критики своих правительств.
Поэтому главным направлением критики Совета по правам человека становится Израиль, который не особенно пытается соблюдать приличия при решении проблем с палестинцами. Жители Сектора Газа давно научились обращаться в ООН после каждого инцидента с полицейскими или военными Израиля – будь то излишне жестокий разгон протестующих палестинцев или очередная армейская операция Цахала. За период с 2006 г. Совет при ООН рассмотрел десятки дел, связанных с избиениями или убийствами палестинцев в самых разных обстоятельствах. В общей сумме он вынес 35 резолюций, осуждающих действия Израиля – больше, чем в отношении любой другой страны мира.
Месть Трампа за “фашиста”
После победы на выборах в 2016 г. члены президентской команды Дональда Трампа пообещали пересмотреть взаимоотношение американского правительства с ООН. Уже в ходе первых месяцев на посту Трамп принял ряд указов, которые сокращали финансирование работы ООН из бюджета США. Америка уменьшила свое присутствие в миротворческом контингенте ООН. Тогда же своя доля критики досталась и Совету по правам человека. Для этого образовался удобный повод: в декабре 2016 г. Совет принял очередную резолюцию с осуждением политики Израиля по отношению к жителям сектора Газа. Сразу после публикации тогдашней резолюции Трамп впервые пообещал рассмотреть вопрос о выходе из Совета, который в итоге затянулся на полтора года.
Заявление Хейли стало неожиданностью для американского политического класса, который в это время обсуждал совсем другие вопросы – например, очередной виток миграционного кризиса на границе с Мексикой или мирный процесс с КНДР. Кстати, решение делегации США последовало буквально через несколько дней после того, как Совет по правам человека осудил политику американских властей по разделению семей нелегальных мигрантов, пересекающих границу. Подобная практика началась еще в период президентства Рональда Рейгана в 1986 г. и активно использовалась при Буше-младшем и Обаме. Однако сейчас при Трампе политика разделения семей затронула значительное количество мигрантов, что и привело к внутриполитическому скандалу в США.
Оппоненты Трампа обвиняют того в применении “фашистских” мер в отношении мигрантов и сравнивают практику разделения семей с тем, что происходило в еврейских гетто в нацистской Германии. В итоге общественное давление заставило Белый дом принять указ, который позволил миграционным службам содержать семьи мигрантов в одних условиях, не забирая детей у родителей. Трамп запомнил реакцию ООН на развернувшийся скандал и сделал выводы.
Объясняя решение о выходе из Совета, Хейли не упоминала миграционный кризис, а сфокусировала внимание на отношении комитета к Израилю.
“Совет по правам человека превратился в помойную яму из-за политической пристрастности в сторону Израиля”, – гневно заявила Хейли. Но это не единственная причина выхода США из Совета. Хейли отметила, что в течение года она пыталась привлечь неправительственные правозащитные организации к делу реформирования Совета, но тщетно. ООН оказалась неготовой к бюрократической реформе. Впрочем, сами НКО обвинили в этом Хейли – она просто несерьезно подошла к реформе Совета. 20 неправительственных организаций, включая Amnesty International и Human Rights Watch, обратились к ней с просьбой пересмотреть решение о выходе из Совета. Они мотивировали свое письмо тем, что Совет все же занимается важными проблемами – борьбой с дискриминацией этнических меньшинств, женщин и представителей ЛГБТ.
Пытки, бедность, ожирение
Кстати, сразу после выхода США из Совета его члены опубликовали отчет, уже посвященный положению дел с правами человека в самой Америке. Автором этого документа стал австралиец, нынче проживающий в США, профессор социологии Университета Нью-Йорка Филипп Альстон. Альстон усмотрел в общественной жизни США десятки проблемных зон с систематическими нарушениями прав человека. В основном он приводит общеизвестные статистические сведения об Америке, которые выставляют страну не в самом положительном свете. Скажем, уровень детской смертности в США – наибольший среди развитых стран. Уровень неравенства, пресловутый индекс Джини, в Америке существенно выше, чем в странах Европы. Более трети американцев страдают от проблем с хроническим ожирением и сопутствующими этому сердечно-сосудистыми заболеваниями. По качеству воды и чистоте окружающей среды США занимают лишь 36-е место в мире. Америка находится на первой строчке по числу заключенных на душу населения. Более четверти молодых американцев живут за чертой бедности, в то время как среди всех развитых стран этот показатель равен 14%.
Обобщая свой доклад, профессор Альстон указывает на то, что американские власти не считают “экономические” и “социальные” права разновидностью “прав человека”, как более прогрессивные правительства в других странах, в том числе Европы. Тот же уровень безработицы он считает прямым нарушением прав человека, хотя подобная трактовка и не считается общепринятой.
С мнением Альстона можно соглашаться или не соглашаться, однако стоит отметить некоторую иронию в решении Хейли. О нем объявили буквально через несколько месяцев после очередных перестановок в администрации Трампа, когда пост госсекретаря получил Майк Помпео, а место главы ЦРУ заняла Джина Хаспел.
Помпео, в прошлом конгрессмен от Канзаса, хорошо известен своими жесткими взглядами в вопросе борьбы с терроризмом. Он скептически относится к соблюдению прав задержанных террористов в Гуантанамо и тюрьмах ЦРУ, считая, что их нарушение может быть вполне оправдано защитой национальных интересов США. Помпео поддерживал возвращение “пыток водой” для обвиняемых в терроризме заключенных. Эту процедуру долго критиковали американские правозащитники из Комиссии по правам человека в период президентства Буша-младшего. Именно под их давлением Верховный суд принял решение о запрете “пыток водой” в 2005 г., вынудив администрацию Буша отказаться от “методов интенсивного допроса”.
А коллега Помпео Хаспел на протяжении двух лет заведовала тайной тюрьмой ЦРУ в Таиланде под названием “Кошачий глаз”. В этот период там применялись жестокие методы допроса, заключенных часами обливали ледяной водой и избивали резиновыми дубинками. После возвращения Хаспел в Лэнгли в 2005 г. ЦРУ даже пришлось провести расследование действий сотрудников таиландской тюрьмы. Однако Хаспел ничего не угрожало: сразу после ее ухода большинство видеозаписей допроса заключенных таинственным образом исчезли. Впоследствии за свою службу в ЦРУ Хаспел получила несколько государственных наград, а теперь она смогла и возглавить разведывательную службу, став первой женщиной-директором на таком посту. Подобную пренебрежительность команды Трампа к вопросу прав человека, к которому американский политический класс привык относиться с соответствующей щепетильностью, пока что можно назвать одной из самых неожиданных отличительных черт действующей президентской администрации.
Малек Дудаков, RUPOSTERS