«Не первый, но и не второй». Так любил говорить о себе бывший председатель Верховной Рады Александр Мороз, характеризуя чаемое им место в структуре власти Украины. И хотя данное выражение доводило до бешенства излишне впечатлительного Леонида Кучму, но с реальностью оно мало соотносилось.
Это была не констатация, а скорее видение спикером парламента цели будущей политической реформы. На самом деле хотя политически Мороз и доставлял немало неудобств президенту, но характеризовать подобным образом его роль во власти – сильное преувеличение. Единственное на что, и то далеко не всегда, мог повлиять глава Рады – принятие или отклонение законопроектов. Иногда это имело принципиальное значение, но никак не означало «не первое, но и не второе» место во властной вертикали. Непосредственно на процесс государственного управления Сан Саныч при всем желании воздействовать не мог никоим образом.
Но спустя годы в совершенно иной обстановке морозовский мем абсолютно точно показывает положение во властной системе евромайданного режима министра внутренних дел Арсена Авакова. Конечно, нельзя назвать его первым при наличии какого-никакого, но президента с солидными полномочиями, но и вторым во власти по реальным возможностям Арсена Борисовича тоже не назовешь.
При этом следует понять главное – нет феномена Авакова. Он далеко не Фуше, не Гиммлер и не Берия. Какими-либо особыми талантами, за исключением разве что столь редкой сейчас в украинской власти толики здравого смысла и умения сделать хоть что-то, шеф МВД не обладает. Если и есть феномен, то не его личный, а тотального, почти до уровня фундамента, развала всех государственных институтов после переворота и достигнутого украинским «политикумом» дна.
Положение Авакова действительно уникально. Глава МВД – далеко не самая высокая должность во власти: подчиняется как премьер-министру, так и президенту и формально его возможности достаточно ограничены. Однако, несмотря сразу на двух начальников, министр реально неподконтролен ни одному из них, обладая почти полной свободой рук. Причем Аваков не только этого не скрывает, но зачастую даже бравирует неисполнением приказов премьера и особенно президента. Он явно всячески демонстрирует максимально широкой аудитории с помощью масс-медиа достигнутое самостоятельное положение. Положение, которое выше по реальному влиянию, нежели премьерское, и мало чем уступает президентскому.
Министром Аваков стал по партийной квоте «Народного фронта» Арсения Яценюка. Но Кролик, вылетев с премьерства, превратился в постоянно ноющего о своей недооцененности сбитого летчика без дальнейших перспектив. А сам НФ, изначально претендовавший на статус правящей партии, без шефа-премьера очень быстро «сдулся». Его лидеры частью перегрызлись, частью были перекуплены Порошенко и Тимошенко, сейчас от этого суперамбициозного проекта осталось только название и фракция в парламенте.
И последняя только формально ею считается, давно превратившись в сборище разноориентированных политиков со своими кормушками, лишь из сугубо меркантильных соображений не сдающих в утиль общую вывеску. Несмотря на де-факто произошедший развод, им выгодно сохранять единую фракцию, что дает возможность в первую очередь влиять на Кабмин, добиваясь от него необходимых для себя решений по бизнесу.
Но фактическое исчезновение из политики НФ не только не ослабило, но и значительно усилило позиции Авакова. Он из партийного назначенца, связанного общими решениями руководства и фракции, превратился в совершенно независимую фигуру, которую «кулявлоб» может разве что о чем-то попросить по старой дружбе. А фракцию в парламенте, если от нее требуется необходимый результат голосования, способен теперь консолидировать исключительно министр внутренних дел.
Сейчас Аваков может утратить занимаемый пост только в случае отставки правительства, но это возможно до президентских выборов только теоретически – слишком многим антагонистическим силам в Раде тогда придется объединиться. Порошенко же пока боится идти на обострение ситуации, неминуемо связанное с развалом коалиции.
Еще меньше возможностей у Гройсмана, который ни при каких условиях не может инициировать снятие Авакова по причине того, что это означает конец коалиции и его автоматическую отставку. Да и при побитых премьером с Порошенко горшках глава МВД, несмотря на всю свою амбициозность и самомнение, скорее союзник, чем противник.
Поэтому Гройсман не только не возмущается привычным игнорированием своих поручений главой МВД, но и, наоборот, всячески старается его задобрить. Показательно, что, если необходимо, не боится идти для этого на открытый конфликт с Порошенко.
Например, следующий показательный штрих. На днях Кабмин предоставил право полиции контролировать деятельность возглавляемой людьми Порошенко таможенной службы и открывать уголовные дела по фактам вскрытых правонарушений, что ранее было прерогативой порошенковской же СБУ. Это является как сильным ударом по президенту, лишаемому немалых финансовых потоков, так и щедрым подарком Авакову, который сможет хотя бы в части схем таможни заменить Порошенко.
Конечно, положение абсолютной неподконтрольности продлится только до выборов, после которых сложится совершенно иная политическая конфигурация, но обер-полицмейстер пока чувствует себя неприкосновенным и в полной мере этим пользуется.
Одновременно возглавляемая им структура, хотя и отдаленно несравнима по профессиональному уровню с домайданным МВД, но из всех украинских силовых единственная является способной на что-то, кроме взяточничества, крышевания, отжима бизнесов и крысятничества бюджетных средств. Как в старом мультфильме про собак-мушкетеров и котов-гвардейцев, аваковские орлы «лучшие из худших». Что на фоне выжженного пепелища украинского государства чрезвычайно много значит.
Аваков, возможно, и не гений оргработы, но оказался на голову выше всех убожеств, захвативших руководящие посты в государстве после майдана. Если в остальных центральных органах старые профессиональные кадры были выброшены на улицу почти полностью, то в МВД картина несколько иная. Хотя большинство их также было уволено из МВД в первые месяцы после майдана и последующей «аттестации», но Аваков сумел остановить охоту на ведьм до того, как она полностью уничтожила министерство. Евромайданный политес с зачисткой «сторонников Януковича» он соблюл, но не побоялся буквально у последней черты отодвинуть в сторону невменяемых «активистов». Так, в спецназе МВД «Корд» осталось около 30% бойцов расформированного и официально заклейменного «антинародным» «Беркута», что, кстати, вызывает дикую истерику у порохоботов.
Схожие цифры и по другим оперативным подразделениям. Подобное количество оставшихся профессионалов, конечно, не позволяет обеспечить нормальную работу МВД, о чем свидетельствует взрывной рост преступности (впрочем, в любом случае неминуемый в нынешнем положении Украины). Но все же дает возможность поддерживать отдаленное подобие порядка и иногда, в особо значимых случаях, действовать эффективно.
Даже «реформированная» патрульная полиция, в принципе, не вызывает в народе негативных эмоций. Пользы от потешных селфи-мальчиков и девочек в стиле американской «Полицейской академии» ноль, но и вреда, как правило, тоже никакого.
Но главный козырь Авакова в том, что в его прямом подчинении не только несколько хорошо укомплектованных спецназов и переформированных бывших добробатов. Несмотря на настойчивые попытки Порошенко переподчинить их себе, у министра есть такая мощная сила, имеющая в том числе свою бронетехнику и авиацию, как Национальная гвардия (в девичестве Внутренние войска). Немногим численно уступая армии, НГУ значительно лучше вооружена и снаряжена и, главное, конкретно заточена на подавление массовых выступлений и проведение различных спецопераций в городских условиях. Аваков недаром укомплектовал ее командование на всех уровнях своими доверенными людьми – можно не сомневаться, что любой полученный приказ они выполнят. Вполне в силах одной НГУ взять под контроль столицу и крупные города, нейтрализовав при этом любое возможное противодействие других силовых структур.
В целом, ни по оперативным, ни по силовым возможностям деградировавшие пропрезидентские силовики сравниться с МВД не могут. И «если что», то реальных противников у Авакова не будет, если Порошенко не додумается нанести удар системами залпового огня или бомбардировочной авиацией (впрочем, его приказ военные все равно не выполнят).
Не говоря о том, что с Аваковым теснейшим образом аффилирован ряд националистических организаций, имеющих отнюдь не игрушечные боевые структуры. Это открывает широкое поле возможностей задействования силового фактора без прямого участия структур МВД, которое будет лишь создавать благоприятные условия своим прокси.
Одновременно Аваков, несмотря на системную негласную опеку националистических боевиков, прямо себя с ними не ассоциирует, оставляя пространство для будущего политического маневра. Даже сайт «Миротворец», так восхищающий пробандеровскую публику, формально считается порождением врожденного идиотизма аваковского помощника Антона Геращенко, но сам министр предпочитает не высказываться на данную тему.
В АП осознают всю опасность влияния МВД на результат выборов и всеми силами пытаются нанести удар по неподконтрольному министру. В первую очередь раскручивая связанные с ним и ближайшим окружением вполне реальные коррупционные скандалы. Которых, само собой, у Авакова ничуть не меньше, чем у любого революционера гидности при власти. Но порошенковские Генпрокуратура и СБУ способны лишь придумывать «сепаратистов» и «шпионов» или кошмарить президентских бизнес-конкурентов, а с настоящим, всегда готовым нанести ответный удар противником демонстрируют полное бессилие.
А то, что Аваков хочет конвертировать свой силовой капитал в нечто большее, вполне очевидно по его резко возросшей активности. Он прекрасно понимает, что после выборов политическая ситуация будет совершенно иной и, опоздав, он потеряет все.
Пока он сам вряд ли окончательно решил, в каком направлении будет далее двигаться. Реанимирует ли почивший в бозе НФ, превратив его под себя в партию лидерского типа, создаст ли новую политическую силу или просто поддержит всеми имеющимися возможностями, включая силовые, наиболее реального соперника – Порошенко – на президентских выборах.
Аваковской программой-минимум является сохранение в неприкосновенности позиции «не второго», но не исключено, что в условиях, когда власть будет буквально лежать для смелого под ногами, глава МВД захочет попробовать стать настоящим первым. Благо, евромайданный опыт силового захвата власти у очередного «преступного режима» официально канонизирован в качестве «национальной революции».
Дмитрий Тесленко, ИА Альтернатива