Российский Су-57 в Сирии обесценил «Рапторы» США для всего мира

Цена истребителя пятого поколения Су-57 в 2,5 раза дешевле американских F-35 и F-22 существенно повышает экспортный потенциал отечественного самолета. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор авиации Владимир Попов

«Изначально российские истребители серии 4++ (Су-30СМ, Су-35), а также Су-57 предполагались на порядок дешевле американских аналогов. Это особенности российского подхода к производству военной техники – ставка на соотношение «цена-качество». Отечественная школа военного авиастроения позволяет создавать изделия, выгодно отличающиеся от аналогов в других странах, именно поэтому российскую технику традиционно любят и ценят многие страны.

Однако говорить об экспортном потенциале Су-57 пока рано – их нельзя продавать, пока российская армия не получит эти самолеты в полном объеме для решения насущных задач. Иначе окажется, что мы сами остаемся в шортах, продавая соседу качественные брюки. Даже при всей выгоде реализации перспективного истребителя, продажи начнутся только когда военно-воздушные силы РФ будут укомплектованы. То есть 3-5 лет продавать их нецелесообразно, а за это время самолет пройдет испытание временем и «боем», – отмечает эксперт военной авиации.

Член экспертного совета Госдумы по авиационной промышленности Владимир Гутенев рассказал, что истребитель пятого поколения Су-57 конкурирует с американскими F-22 и F-35. «При этом он значительно — в 2,5 раза дешевле их при абсолютно схожих характеристиках, а по некоторым показателям, таким как маневренность, он даже превосходит американские аналоги», – сказал он РИА Новости. ИстребительF-22 Raptor стоит 146,2 млн долларов, экземпляр F-35 Lightning II продается за 83-108 миллионов долларов. В стоимость не выходит цена эксплуатации и технического обслуживания самолета, а также создания и поддержания необходимой для этого инфраструктуры.

«В очередь за Су-57 выстроятся те, кто традиционно покупает у РФ боевую авиацию. Самые крупные клиенты – Китай и Индия. В КНР даже производят по российской лицензии Су-27, но все равно признают, что изготовленные в РФ образцы намного надежнее и качественнее. В ближайшие годы Россия продолжит продавать самолеты серии 4++ – это выгодно и нам, и покупателям. У нас эти технологии отработаны до совершенства, а цена на них сейчас очень привлекательна.

Помимо крупнейших клиентов в перспективе Су-57 может заинтересовать страны Южной Америки и некоторые государства Ближнего Востока. Но Пекин и Нью-Дели будут первыми в очереди – новейший российский истребитель поможет им заложить боевой потенциал авиации на десятки лет вперед. Они с удовольствием уже заказали бы его десятками, а то и сотнями экземпляров, но для РФ это политически нецелесообразно», – подчеркивает специалист.

Су-57 – российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. Предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальнем и ближнем бою, поражения наземных и надводных целей с преодолением систем ПВО, мониторинга воздушного пространства на большом удалении от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника. Сейчас у России десять таких машин, в этом году планируется поставить армии еще две. Всего предполагается оснастить армию РФ двумя эскадрильями по 12 машин.

Гутенев рассказал, что четыре Су-57 уже получили боевой опыт в антитеррористической операции в Сирии. «Это наверняка позволило получить дополнительную информацию о способностях этой машины обнаруживать F-22 и F-35 американские, которые пребывают на том же театре военных действий», – сказал он. В феврале министр обороны Сергей Шойгу сообщал, что два Су-57 в течение двух суток выполняли программу испытаний в Сирии. Недавно стало известно о сирийских боевых испытаниях перспективного истребителя с запуском ракеты Х-59М2 («Овод»).

«Боевые испытания для любых военных самолетов – бесценный опыт. Тем более для тех, что только становятся на крыло. Успешные вылеты на задания – это гарантия того, что производящиеся истребители будут максимально боеспособны. В боевом применении удается выявить проблемы проекта и устранить их, усовершенствовать боевой потенциал машины.

В случае с Су-57 в Сирии это возможность испытать возможности самолета в условиях радиоэлектронной борьбы, так как есть возможность контактировать с американскими «конкурентами» – «Рапторами» F-35. США изначально ставили в производстве этих истребителей на невидимость – технологии Stealth. Наш Су-57 создавался как сверхманевренная многофункциональная машина, невидимость для нее далеко не главная, хотя и немаловажная характеристика.

Страны Запада не скрывают, что США им открыто навязывают покупку своей военной техники, запрещая военное сотрудничество с Россией. Хотя в той же Германии до сих пор не списывают МиГ-29, доставшиеся от ГДР – летают на них и признают преимущество над западными машинами. РФ же десятилетиями обслуживает эти «МиГи», поставляет запчасти. Но хотя наши самолеты значительно дешевле и качественнее американских, купить их тому же Израилю не позволяет большая политика. О чем Тель-Авив, скорее всего, сожалеет», – заключает Владимир Попов.

Максим Бут, ФБА «Экономика сегодня»