Стамбульский гопак

Религиозные и светские издания в последнее время уделяют заметное внимание активности Константинопольского патриарха Варфоломея на украинском направлении. Последним публичным перлом, привлекшим внимание прессы, стало его выступление 1 июля с.г. со скандальными заявлениями: православные епархии Украины, Белоруссии и даже некоторых областей Российской Федерации к Русской православной церкви не принадлежат, а украинские раскольники – это церковные сообщества.

Своеобразную «фигу в кармане» в украинском вопросе Константинополь держал давно и лишь изредка позволял себе напоминать о ней, не демонстрируя ее всенародно и тем более с дерзостью и даже наглостью, как это имело место в последние месяцы.

Что побудило Варфоломея пойти на весьма существенный риск ради достижения более чем сомнительных результатов? Первая и главная опасность для него лично и «экуменического» патриархата состоит в том, что реальное предоставление томоса об автокефалии украинским раскольникам (каноническая УПЦ МП автокефалии не просила, тем более от Константинополя) будет рассматриваться РПЦ и рядом православных церквей в качестве неканонического акта, вносящего раскол в мировое православие.

В настоящее время 7 из 14 православных церквей однозначно высказались против предоставления автокефалии Украине. Это Польская, Болгарская, Сербская, Грузинская православные церкви, Антиохийский патриархат, православная церковь Чехии и Словакии. Под вопросом пока Александрийский патриархат, Кипрская и Элладская церкви.

Более чем показательным является весьма скудная информация в официальных сообщениях РПЦ о результатах визита в Москву делегации Константинопольского патриархата 9 июля с.г., где как раз и обсуждались возможные экзерсисы Фанара с томосом об автокефалии для неведомой украинской православной церкви. Делегацию принимал патриарх. По завершении встречи, однако, не появилось совместного коммюнике, что свидетельствует о серьезных разногласиях. Результаты встречи максимально закрыты для прессы, если не считать более чем деликатный комментарий заместителя главы ОВСЦ МП протоиерея Николая Балашова: «Стороны сочли состоявшуюся встречу полезной, и те позиции Русской православной церкви, которые на этой встрече были выражены, члены делегации Константинопольской церкви обещали донести до патриарха Константинопольского Варфоломея и Священного Синода Константинопольской церкви».

Эксперты полагают, что в РПЦ выслушали оппонентов и выдвинули в ответ довольно жесткий ультиматум. Возможная суть его была высказана ранее Председателем ОВЦС МП митрополитом Илларионом: в случае предоставления Константинополем автокефалии православной церкви на Украине может произойти «вселенский раскол, равный расколу 1054 года, который разделил Церковь на Восточную и Западную».

Имеющий в своем ведении лишь горстку приходов по всему миру «Вселенский» патриарх (этот титул за ним признают далеко не все православные церкви) держится в православии в основном на признаваемом всеми церквами статусе «первого среди равных» по достоинству. Первое место в диптихе, однако, не может сохраниться за тем, кто устроит новый мировой раскол в православии. Припомнят Варфоломею и прием под свой омофор раскольников из украинской православной «церкви» в США, и совместные экуменические службы с католиками.

Впрочем, последнее обстоятельство нынешнее руководство РПЦ может и не вменить ему в вину в условиях теперешних своих попыток сближения с Римско-католической церковью. Но это вовсе не значит, что подобный упрек не учинят другие православные церкви, с меньшей симпатией относящиеся к римским католикам, в том числе и УПЦ (МП).

Статус «первого среди равных» жизненно важен для Константинополя. Без него останется только то, что за ней признают турецкие власти: руководство греческими приходами в Турции при отсутствии прав юридического лица. Возможно, какая-то часть православных церквей сохранит за Константинополем первенство в православии, но другая будет считать его виновником раскола. Понятно, что к их числу будет принадлежать и Русская православная церковь.

Что будет для нее означать этот раскол? Прежде всего, констатацию факта: Единства Православия давно не существует. Будет даже вздох облегчения, что не надо больше признавать какого-то первенства за структурой, которая не только не борется за церковное единство, но постоянно подвергает его испытаниям из-за неких фантомных исторических воспоминаний. Структура, которая весьма эффективно используется правительствами западных стран в их политическом противостоянии с Россией. Но что более обидно – не столько правительствами, сколько спецслужбами.

Именно давлением на Варфоломея со стороны западных спецслужб (в первую очередь ЦРУ США) и можно объяснить такую его активность на украинском направлении. В данном случае американцы уже начинают хвататься за соломинку. Это и понятно: экономическая ситуация на Украине близка к полному краху. Вернее, крах уже наступил, но усиленно создается видимость того, что он еще не окончательный. Ситуация в армии полностью отражает положение в экономике. Попытки решить проблемы с самопровозглашенными республиками востока Украины военным путем невозможны и, более того, могут привести к военному поражению действующего режима.

Отмечается усиливающаяся пробуксовка в антироссийской пропаганде. Беспробудное бытие все больше определяет сознание населения Украины.

И не только населения, но и руководства большинства политических партий, движений и даже отдельных правительственных функционеров. Неслучайно (по инсайдерской информации) их засланцы (в том числе и тех, чьи руки по локоть в крови) все чаще пытаются пробиться в российские властные структуры с не всегда ясными предложениями и смутными гарантиями или намеками на некую свою лояльность в будущем. Однако денег за это просят уже сейчас. Все очень в духе нынешнего украинского режима.

В данной ситуации религиозный национализм представляется Соединенным Штатам Америки чуть ли не единственной возможностью направить общественное сознание в необходимом Вашингтону направлении.

Давление на Варфоломея оказывается такое, что противиться ему становится все труднее. ЦРУ явно не останавливается и перед угрозами обнародовать материалы сотрудничества с главой «вселенского» патриархата.

Собственно, американцев в данной ситуации устраивает любой расклад: замутит Варфоломей беспорядки на Украине – хорошо; приведет его активность к новому расколу в православии – это тоже сыграет на руку американской глобальной внешней политике.

Как показывает опыт, американцы не очень-то церемонятся со своими бывшими союзниками, которые потеряли свои возможности. Бороться, а тем более воевать, за них они не собираются. Это уже начинают понимать союзники США по НАТО, от которых, как показал последний саммит этой организации, американцы хотят лишь усиления финансирования, львиная доля которого должна пойти на закупку американских вооружений.

Что в такой ситуации делать Варфоломею? Он прекрасно понимает, с кем имеет дело и на Украине, и в США. Понимает, что, даже если и предоставит томос неведомой структуре, никто не даст ему осуществить контроль над ней! И денег никаких не получит он от этого. Не на тех напал! Но американцы давят. Совсем не делать ничего нельзя, а сделать страшно. Остается шантаж. Чем страшнее, тем лучше… вплоть до выдвижения претензий не только к Украине, но и к Белоруссии и даже отдельным областям России. Может, что-нибудь и обломится.

В этой связи мне вспоминается беседа с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром на приеме по случаю открытия церкви, построенной благотворителем в Киевской области. В то время была очередная заморочка со стороны Константинопольского патриархата в связи с попытками УАПЦ уйти под омофор Фанара. Митрополит довольно спокойно отнесся к контактам Варфоломея с раскольниками, понимая, что ничего из этой затеи не выйдет. «Для спокойствия, – заявил он, – надо дать Варфоломею денег, поскольку с финансами у него совсем плохо».

Понимая, что это не выход (поскольку, только начни платить нищему патриарху, это придется делать регулярно), я все же проинформировал МИД для передачи мнения Блаженнейшего Московской патриархии. Обратной реакции никакой, естественно, не получил. Похоже, ничего не дали, поскольку там тоже понимали, к чему это приведет.

И все же в последней гипертрофированной украинской активности Варфоломея чувствуется какой-то элемент отчаяния. Вопрос не только в давлении на него со стороны американцев, ослушаться которых патриарх не решается, но и в понимании: кроме серьезных осложнений для себя и своей церкви, ожидать ничего хорошего от чрезмерного послушания не приходится. И причина кроется в том, что за заслуги перед заокеанским хозяином (при нынешнем характере турецко-американских отношений) надеяться на его защиту перед турецкими властями приходится все меньше. Раньше патриарха защищали сами США и делали это через структуры Евросоюза, заинтересованного во всемерном ослаблении РПЦ, да и всего православия в мире.

Как известно, турки не признают за Константинопольской церковью никакого «вселенского» статуса, а любая активность в этом плане Варфоломея всегда вызывала раздражение у турецких властных структур. Но давление со стороны США и стремление в конечном итоге попасть в Евросоюз вынуждали турок терпеть православную церковь, правда, в весьма пренебрежительном для нее статусе.

Как поведет себя Эрдоган в случае, когда бОльшая часть православных церквей обвинит Варфоломея в расколе и совсем вычеркнет из диптиха?

Логично предположить, что турецкий лидер воспользуется ситуацией для окончательного сведения счетов с православной церковью по идеологическим соображениям и за то, что она негативно влияет на международные отношения Турции с рядом стран, в том числе с Россией. Во что это может вылиться, точно сказать трудно… Равно как и вообще спрогнозировать реакцию Эрдогана на изменение международного статуса Константинопольского патриархата.

Турецкий президент вообще очень мало прогнозируем. Это понимает и Варфоломей.

Известный украинский журналист Дмитрий Гордон даже утверждает, что Реджеп Эрдоган симпатизирует создание единой православной церкви на Украине. Но Гордон известен также тем, что его публичные прогнозы сбываются с точностью до наоборот.

Главное же в вопросе предоставления украинским раскольникам статуса автокефалии заключается в позиции поместных православных церквей. В конечном итоге возражать будут все, возможно, даже враждебно настроенные по отношению к Русской православной церкви. Причина одна: раскольники есть или всегда могут появиться в любой церкви, а создание прецедента по их легализации вне канонических норм по политическим мотивам крайне опасно для самого существования традиционных церквей.

Сергей Кузнецов, ИА Альтернатива