Источники RT в Минобороны Украины и «Укроборонпроме» сомневаются, что предприятия ВПК страны смогут успешно производить боеприпасы «по стандартам НАТО». Они отмечают, что специалистов на оборонных заводах осталось мало, да и денег на перспективные разработки нет. Более того, как признали в партии «Народный фронт», западные партнёры Киева каждый раз приходят в недоумение, наблюдая, как Украина «тратит деньги на рухлядь». Ранее в стране заявили о начале серийного производства боеприпасов для автоматического гранатомёта ПГОФ-40 в соответствии со стандартами Североатлантического альянса. При этом уточнялось, что о массовых поставках в ВСУ речи не идёт, поскольку снаряды собираются вручную.
Боеприпасы для автоматического гранатомёта ПГОФ-40, который выпускают украинские предприятия, соответствуют стандартам НАТО, говорится в сообщении пресс-службы государственного концерна «Укроборонпром». Это граната осколочно-фугасного действия, которая имеет бóльшую мощность и разлёт осколков по сравнению с гранатами ВОГ-17, стоящими на вооружении украинской армии.
«Инженеры завода уже работают над тем, чтобы модернизировать технологический процесс и увеличить объёмы производства. Продолжаем укреплять обороноспособность украинской армии!» — говорится в заявлении на официальной странице президента Украины Петра Порошенко в Facebook.
Шосткинский казённый завод «Импульс» освоил производство специальных инертных 40-мм боеприпасов ПГИ-40, которые нужны для пристрелки автоматического гранатомёта и обучения личного состава. Кроме того, по данным «Укроборонпрома», «Импульс» работает над выпуском гранат ВОГ-25В для подствольных гранатомётов и автоматов.
«Это пока не массовое производство, а только первые партии и первые попытки наладить производство оружия лучшего качества. Не очень понятно, почему из этого сделали такую сенсацию. Пока это больше заявление, чем реальное оружие», — рассказывает RT источник в «Укроборонпроме».
По словам директора «Импульса» Евгения Чернова, которого цитирует пресс-служба «Укроборонпрома», изготовление таких боеприпасов — это ручная работа. Предприятие работает над тем, чтобы увеличить объёмы производства благодаря механизации.
Новинки не первой свежести
При таких темпах производства ВСУ получит на вооружение новые боеприпасы не ранее чем через год, считает источник RT в Министерстве обороны Украины.
«Сколько сотрудники предприятия могут собрать боеприпасов за день? Коробку или две? Нам нужны тысячи таких припасов, а перед этим мы должны обучить военных ими пользоваться. Поэтому мы не рассчитываем на быстрое решение вопроса», — рассказывает собеседник RT.
По его мнению, повода для оптимизма пока нет, поскольку новое оружие ещё не испытывали в реальных боевых действиях. И хотя боеприпасы соответствуют стандартам НАТО, об их качестве говорить пока сложно.
Осторожность в выражениях представителя Минобороны понятна — украинское вооружение давно вызывает много вопросов и нареканий у экспертов.
«Специалистов на предприятиях мало, денег на новые разработки часто не хватает. Поэтому украинские предприятия преимущественно модернизируют старые разработки и продают их в страны третьего мира», — отметил в беседе с RT источник в «Укроборонпроме».
Например, произведённый украинским НПО «Практика» бронетранспортёр «Атаман 6х6» для морской пехоты позиционировался как боевая техника, способная преодолевать водные преграды. Но у экспертов вызвало недоумение наличие у представленного образца решёток радиатора — зачем они плавающей машине? Также эксперты отметили установленную на бронетранспортёре «новинку» в виде гаубицы 2А31, которая производится с 1969 года, а у 122-мм гаубицы, как оказалось, отсутствуют упоры для стрельбы.
В июле 2017 года на международной выставке вооружения AUSA-2017 (Association of the US Army) в Вашингтоне Украина представила наземную беспилотную восьмиколёсную машину «Фантом-2». Точные характеристики боевого транспортного средства не сообщались, но внешне эта «новинка» «Укроборонпрома» оказалась упрощённой копией БТР с пусковой ракетной установкой наверху.
Тогда секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) страны Александр Турчинов заявил в интервью украинскому телевидению, что «Фантом-2» «одним своим видом способен напугать врага».
Однако машина оказалась бесполезной в боевых условиях.
В ноябре 2017 года был продемонстрирован полёт нового украинского БПЛА «Горлица». Украинские СМИ с гордостью рассказывали о «новинке». На деле же оказалось, что разработка украинских военных — копия американского беспилотника RQ-7 Shadow 2002 года. Кроме того, инструкторы «Антонова» оснастили аппарат японской системой управления Futaba, применяемой в авиамоделизме. При этом у БПЛА не оказалось ни системы управления оружием, ни связи с наземной станцией управления. И даже автопилота у дрона не было.
«Наши западные партнёры уже неоднократно спрашивали нас, зачем мы тратим деньги на эту рухлядь. Они с интересом следят за «новинками наших разработчиков» и каждый раз приходят в недоумение. Если техника может проехать по бездорожью, да и ещё и выстрелить — это огромный успех. Она годится только для войны с племенами в странах Африки, у которых в наличии ещё более примитивное оружие», — заявил RT источник в партии «Народный фронт».
Ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский в разговоре с RT отметил, что для перевода украинских предприятий на стандарты НАТО требуются огромные средства, которых у страны нет.
«Очевидно, что украинские предприятия этого не могут себе позволить. Единственный вариант — наладить совместное производство с западными компаниями для западных потребителей. Но, как мы знаем, инвестиции сейчас неохотно идут на Украину. Я бы даже сказал, что инвесторы разбегаются», — подчеркнул Неменский.
Продать и перепродать
Одной из главных проблем украинского оборонного комплекса остаётся коррупция. В середине марта сотрудники Национального антикоррупционного бюро Украины совместно с руководством Специализированной антикоррупционной прокуратуры выявили махинации с закупками двигателей для танков ГП «Львовский бронетанковый завод». Они установили, что предприятие поставляло ВСУ якобы новые двигатели В-46-6, которые по документам приобрело у ООО «БУЛЕТ ЛАЙН».
«Собранные следствием доказательства свидетельствуют, что на самом деле двигатели поступили на завод от третьей стороны без документов. Договор с ООО был фиктивный, а двигатели — не новые, а бывшие в употреблении. К тому же эти самые двигатели в 2008—2009 годах уже были реализованы на внутреннем рынке как избыточное имущество Министерства обороны Украины», — говорится в заявлении НАБУ.
Украинские власти сейчас заняты международной политикой и ей в жертву готовы принести экономические интересы страны, считает Олег Неменский.
«Все прекрасно понимают, что за заявлениями о переходе производства на стандарты НАТО ничего нет. У страны на это нет денег, промышленность погибает, и ситуация будет только ухудшаться», — заявил он в интервью RT.
Украинские эксперты тоже считают, что попытки страны принимать активное участие в международной политике не приносят никаких результатов. «Мы вряд ли приблизились к НАТО с 2014 года», — сказал в интервью украинскому журналу «Апостроф» эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Николай Капитоненко.
Алевтина Писаренко, RT