Мундиаль как вклад в ВВП

Экономист Никита Моисеев — об эффекте от мирового футбольного первенства

После того как чемпионат мира по футболу 2018 года подошел к концу, настало время подвести некоторые его итоги. В данном случае имеются в виду не спортивные успехи нашей национальной команды, которые, безусловно, достойны уважения, а скорее социально-экономические последствия от проведения такого масштабного спортивного мероприятия. Еще перед его началом оргкомитетом мундиаля было представлено общественности обширное исследование влияния чемпионата мира на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на экономику страны. Согласно опубликованным данным, суммарное влияние ЧМ-2018 на российскую экономику за 2013–2018 годы (время подготовки к турниру) оценивается в 867 млрд рублей, притом что номинальный ВВП за 2017 год составляет порядка 92 трлн рублей. Таким образом, за каждый год подготовки и проведения мундиаля ЧМ добавлял к экономике России по 0,16% от ее годового ВВП.

Звучит не так плохо, учитывая, что рост индекса физического объема ВВП в последние годы держится в пределах 2%. Однако здесь необходимо отметить, что львиную долю влияния ЧМ на ВВП, а именно 85%, составляют инвестиции в инфраструктуру и операционные расходы в то время, как вклад туризма оценивается только лишь в размере 15%.

За один месяц проведения мундиаля в российскую экономику поступили дополнительные 235 млрд рублей: 121 млрд рублей потратили болельщики, а 114 млрд рублей — организаторы ЧМ-2018. Исходя из этих цифр, можно посчитать, что прирост ВВП только за счет фанатов в этот месяц у нас составил 1,6%. Вклад в годовой рост экономики составит 0,13%.

Из 121 млрд рублей, потраченных болельщиками, около 20–30 млрд рублей пришлись на рестораны и магазины. Это плюс 1,25% в увеличение розничного товарооборота. Спрос формирует цену, поэтому увеличилась и инфляция в период мундиаля. В июне она составила 0,5% против 0,4% в мае. Хотя обычно летом рост цен замедляется в связи с поступлением на рынки овощей и фруктов нового урожая. В целом в годовом выражении вклад ЧМ-2018 в инфляцию составит примерно 0,2–0,3%.

Экономический эффект от чемпионата на перспективу будет связан с возможным увеличением турпотока: иностранцы своими глазами увидели, что в России не так уж и холодно и медведи по Красной площади не гуляют. Увеличение потока туристов в Россию может приносить дополнительные 70 млрд рублей в год.

В этом разница между чемпионатом мира – 2018 и зимней Олимпиадой в Сочи в 2014 году. Олимпиада проводилась только в одном городе и впоследствии послужила развитию в основном внутреннего туризма. Мундиаль же прошел в 11 городах и дал туристам возможность увидеть если не всю Россию, то хотя бы ее четверть. К тому же многие иностранные болельщики брали экскурсии в другие города: например, в Суздаль, Сергиев Посад. Увиденного уже достаточно, чтобы в будущем захотеть приехать к нам в отпуск с семьей или порекомендовать нашу страну для проведения в ней каникул знакомым.

Помимо туристической области, можно записать в сферу позитивного влияния ЧМ стремительный рост производства спортивных товаров и доходы спортивных секций, в которые родители уже с 2013 года начали массово записывать своих детей.

Однако главные итоги проведения чемпионата все-таки не экономические, а социально-культурные. ЧМ по футболу оказал огромное воздействие на граждан России: повысил популярность физкультуры, расширил кругозор, укрепил патриотические чувства, побудил к изучению иностранных языков, наладил межкультурные связи и т.д. Поскольку все эти факторы являются неотъемлемой частью функционирования развитого процветающего гражданского общества, вложенные в ЧМ средства вполне можно считать оправданными с точки зрения социального развития России. Ну а главное, западные болельщики лично убедились, что Россия вовсе не такая страшная, как утверждают их СМИ.

Никита Моисеев, газета «Известия»